Закулисные тайны и ошеломительный успех: слухи и факты о фильме «Семнадцать мгновений весны»
Ровно 50 лет назад, 11 августа 1973 года, советское телевидение показало первую серию многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны». За прошедшие годы и режиссер, и актеры всенародно любимого кино рассказали о съемках множество подробностей. В материале РИАМО – подборка историй, которыми «оброс» сериал за пять десятилетий.
Как Вячеслав Тихонов стал Максом Отто фон Штирлицем
Сама история выбора актера на роль штандартенфюрера Макса Отто фон Штирлица довольно загадочна. В разных интервью в разные годы создатели картины и люди, принимавшие участие в съемках, выдавали совершенно непохожую информацию.
Например, во многих статьях о сериале упоминалось, что автор сценария Юлиан Семенов активно «продвигал» на роль Штирлица актера Арчила Гомиашвили, но режиссер Татьяна Лиознова категорически отвергла данную кандидатуру и долго перебирала других артистов, в числе которых были Олег Стриженов, Юрий Соломин и Иннокентий Смоктуновский.
Однако многие соратники Лиозновой упоминали, что с Гомиашвили у нее был роман, и именно она, а не Семенов, «продвигала» его на роль. В одном из интервью Татьяна Михайлова подтвердила, что с Арчилом их связывали близкие отношения. В другом – сообщила, что по решению «высших инстанций» отказала ему в роли, из-за чего они поссорились на многие годы. В третьем интервью Лиозновой можно прочитать, что Гомиашвили сам очень сильно хотел «стать Штирлицем» и буквально преследовал съемочную группу, надеясь получить эту роль, но сама Татьяна Михайловна видела Штирлица совершенно другим, и у Гомиашвили просто не было шансов.
Один факт, судя по всему, полностью соответствует действительности. Выбор Лиозновой пал на Вячеслава Тихонова потому, что, во-первых, он был совершенно свободен для съемок, на которые было «отведено» целых два года, а во-вторых, понравился режиссеру своей сдержанностью и умением смотреть «вглубь себя».
Как создавали музыку и песни к фильму «Семнадцать мгновений весны»
Микаэл Таривердиев, который написал весь музыкальный материал для сериала, не сразу согласился на эту работу. До этого он уже писал музыкальное сопровождение для фильма о разведчиках – «Ошибка резидента», и предложение от Лиозновой сначала отверг, так как не хотел «повторяться». Однако после прочтения сценария все-таки дал свое согласие.
И опять различные источники дают самые разные сведения о том, сколько песен и мелодий Таривердиев написал для «Семнадцати мгновений весны». Где-то можно прочитать, что песен было восемь или даже двенадцать, но, когда их попытались вставить в фильм – «получилась мешанина», и в окончательный вариант вошли только две – «Мгновения» и «Где-то далеко…». В некоторых статьях упоминается целых восемнадцать музыкальных композиций, из которых использовали лишь малую часть. А вот Татьяна Лиознова в одном из интервью заявила, что песен изначально было всего две, а остальное – слухи, которые распустили поклонники фильма и близкие Таривердиеву люди.
С поиском исполнителя песен, кстати, возникли некоторые сложности. Одним из первых вокалистов был выбран Муслим Магомаев – но, на взгляд Лиозновой, он пел слишком «душевно», а ведь у разведчика должен быть сдержанный или даже холодный темперамент. Менять темперамент Магомаев отказался, и в итоге исполнять песни пригласили Иосифа Кобзона, которому режиссер посоветовала петь так, чтобы его не узнали. После некоторых сомнений Кобзон согласился, и его вокал вошел в финальную версию телефильма.
Фаина Раневская и ее несостоявшаяся роль подруги Штирлица
В фильме про разведчиков активных женских персонажей обычно не так уж много. По мере переработки сценария Татьяна Лиознова добавляла новые эпизоды и новых героев, чтобы сделать образ Штирлица живее и «человечнее». Именно она уговорила Юлиана Семенова вписать в сценарий пару эпизодов с немолодой немкой фрау Заурих. Писатель согласился, но написал то, что даже сам считал нелепицей. Режиссер же решила, что сцены с фрау Заурих внесут в образ разведчика теплоту и хотя бы на время выведут его из «царства мундиров» в «мир людей». А детали эпизодов, если что, можно будет подкорректировать уже в процессе съемок.
С этой частью сценария Татьяна Михайловна пришла к Фаине Раневской, чтобы предложить ей роль немецкой фрау. Но актриса, прочитав эпизоды, сказала, что не собирается сниматься в подобной ерунде. Фрау Заурих из сценария не вычеркнули, но вместо Раневской эту роль сыграла Эмилия Мильтон. Во время съемок, как и предполагалось, сцены были полностью «перекроены» и почти целиком построены на импровизации.
Женские роли «Семнадцати мгновений весны»
Интересна история с выбором актрис на роль двух «романтических героинь»: жены разведчика Максима Исаева и влюбленной в Штирлица машинистки Габи. Светлана Светличная, которая играла Габи, предложила Лиозновой интересный ход: она хотела сыграть также и жену Штирлица, разумеется, загримированную – но так, чтобы внешнее сходство этих двух женщин не вызывало сомнений. Однако, по словам Светличной, режиссер отказалась от этой идеи, потому что на роль жены разведчика уже была утверждена второкурсница театрального вуза Элеонора Шашкова.
При этом в нескольких источниках упоминается, что на эпизодические роли Лиознова частенько приглашала актеров буквально в последний момент – так, говорят, и Элеонора Шашкова узнала о своей роли в фильме буквально за полдня до съемок. Какая из версий в этой истории правда – сейчас уже не разобраться.
Встреча полковника Исаева с супругой в кафе «Элефант»
На самом деле встречи Штирлица с женой в оригинальном сценарии не было. Появилась она благодаря Вячеславу Тихонову. По его словам, опытный советский разведчик (по одной из версий – Конон Молодый) рассказал ему, как однажды ему привезли жену «повидаться» в определенное место к определенному времени, и нужно было успеть наглядеться друг на друга, но при этом не выдать себя. Тихонов пересказал эту историю режиссеру, и Татьяна Михайловна решила, что такая сцена обязательно должна быть в фильме.
Интересно, что Лиознова сначала планировала «привезти» вместе с женой и маленького сына, которого полковник Исаев никогда не видел. Была продумана вся мизансцена этой встречи. Но потом режиссер пришла к выводу, что ребенок перетянет на себя фокус внимания, и история любви разлученных мужа и жены потеряет эмоциональный накал. От присутствия в сцене малыша пришлось отказаться.
Кстати, существует версия, что консультанты «с Лубянки» после выхода фильма отметили, что сцена встречи в кафе «Элефант» получилась недостоверной: настоящие разведчики никогда не выдали бы своих эмоций настолько явно, ведь это грозило бы им провалом.
Консультанты «Семнадцати мгновений весны»
По общепризнанной версии, инициатором съемки фильма был Юрий Андропов, который хотел, чтобы кино о героическом подвиге советских разведчиков вышло к годовщине Великой Победы. Он, можно сказать, «курировал» проект, поэтому к достоверности всего, что происходило в кадре, предъявлялись беспрецедентные требования. У фильма было сразу несколько консультантов: военные историки, агенты КГБ и бывшие разведчики «уровня Штирлица». В титрах, кстати, все они значатся под вымышленными именами. О том, что одним из консультантов был первый зампред КГБ СССР Семен Кузьмич Цвигун, впервые стало известно в 1998 году.
Младенцы в сцене с допросом радистки Кэт
Еще один набор разнообразных версий относится к сцене, где гитлеровцы пытают радистку Кэт, выкладывая ее новорожденного ребенка на столик у открытого окна. Одной из самых популярных версий является такая: сцену снимали долго (возможно, неделю или больше), младенцы быстро росли, поэтому за время съемки их сменилось шесть штук. Упоминается даже, что одним из грудничков якобы была будущая актриса Мария Миронова (что вряд ли соответствует действительности – она родилась в мае 1973 года, когда фильм был уже смонтирован).
По другой версии, съемки шли всего несколько дней, но для малышей в кино существовали строгие правила: не более двух часов работы, регулярные пеленания и кормления, причем за кадром всегда должна была находиться мать младенца. Третья версия повествует, что детей и вовсе брали из ближайшего детдома (как только один малыш уставал, несли следующего), и, таким образом, в эпизоде снялось целых 18 грудничков.
Один факт, правда, сообщают практически все, кто рассказывал об этой сцене: в павильоне из-за софитов было так жарко и душно, что дети наотрез отказывались плакать, а просто лежали, улыбаясь, или вовсе засыпали. В итоге звукорежиссеру пришлось ехать в ближайший роддом (или дом малютки), чтобы там записать крики плачущих младенцев.
Кстати, вместо Екатерины Градовой радистку Кэт вполне могла бы сыграть Ирина Алферова, она тоже проходила пробы, но в итоге получила отказ.
«Запасные руки» Штирлица
В числе популярных историй о сериале есть и такая: Вячеслав Тихонов в юности сделал себе на кисти руки татуировку «СЛАВА», и эта татуировка сильно осложнила жизнь гримерам: ее было видно даже на средних планах. Поэтому Тихонов частенько прятал кисть татуированной руки от камеры, а когда нужно было показать, как он выкладывает из спичек фигурки или рисует «боссов» рейха, «руки Штирлица» играл художник Феликс Ростоцкий. Эту деталь упоминают несколько актеров, снимавшихся в «Семнадцати мгновениях», а вот Лиознова в одном из своих интервью, наоборот, говорит, что это нелепый слух, который почему-то стал очень популярен, а никакой наколки у Тихонова никогда не было.
«Непопулярные» роли фашистов
Леонид Куравлев и Леонид Броневой проходили пробы на роль Гитлера, но оба не прошли кастинг. Куравлев в одном из интервью признавался, что долго репетировал, «но роль этого антихриста не осилил». В итоге Куравлев сыграл сотрудника гестапо Айсмана, а Броневой – группенфюрера СС Мюллера. «Мягкий» типаж Куравлева, кстати, был очень хорошо обыгран с помощью повязки, закрывающей глаз, – она давала понять, что перед нами не безобидный мягкотелый чиновник, а человек, побывавший в опасных переделках и знающий цену своей и чужой жизни.
А главу рейха в итоге сыграл немецкий актер Фриц Диц, который идеально подходил под типаж (в роли Адольфа Гитлера он снялся в семи фильмах!).
Впрочем, далеко не все актеры соглашались играть роль фашистов. Юрий Визбор, который сыграл рейхсляйтера Бормана, сначала был категорически против этой роли. Василий Лановой, звезда фильма «Офицеры», тоже решительно отказывался от роли обергруппенфюрера Карла Вольфа. Лиознова смогла переубедить его, сказав, что Вольф – не тупой злобный враг, а умный, сильный противник. Такая характеристика героя показалась Лановому достойной внимания, и он дал согласие сниматься.
Неожиданный и невероятный успех «Семнадцати мгновений»
Татьяна Лиознова всегда говорила, что не представляла, какая популярность обрушится на «Семнадцать мгновений весны», какое количество благодарственных писем люди будут слать во все киностудии страны – не только на адрес киностудии им. Горького, где снималось кино, но также на Мосфильм и Ленфильм. Сотрудники всех киностудий Союза собирали письма в огромные мешки и отправляли режиссеру, которая была поражена таким успехом.
Это был, по сути, «первый опыт» советского кинематографа создать историю, которая захватит зрителей на целых двенадцать вечеров. Регламенты, которые действовали для полнометражных фильмов, к «Семнадцати мгновениям весны» применить было невозможно: вместо 40–50 метров пленки за смену требовалось снять 80–90, бюджет был слабо рассчитан на огромное количество локаций (Берлин, Рига, Тбилиси, Подмосковье и десятки интерьерных декораций) и невероятное число предметов одежды и интерьера, которые должны были в точности соответствовать эпохе. К съемкам последней серии Лиознова подходила почти «банкротом», бюджет картины практически был на нуле. Но съемки все же удалось завершить. 11 августа 1973 года первую серию «Семнадцати мгновений весны» показали по ТВ.
А в следующие две недели, как рассказывают очевидцы, улицы пустели ровно в тот момент, когда начиналась очередная серия. Милиция отмечала, что в эти часы практически до нуля падала преступность: уголовникам было не до краж, они были захвачены историей русского разведчика в логове СС. Говорили даже, что Фидель Кастро, несколько раз недосчитавшись министров на ежевечерних совещаниях, потребовал узнать, в чем дело, – и получил ответ, что чиновники «сбегают» с собраний, чтобы посмотреть новый советский фильм. И тогда Фидель запросил копию всех двенадцати серий и устроил для членов правительства коллективный просмотр фильма, который занял более четырнадцати часов.