Учебные программы для первоклашек: чем они отличаются и какую лучше выбрать

Учебные программы для первоклашек: чем они отличаются и какую лучше выбрать
Истории

О том, чего ждать первоклассникам в их первый учебный год, читайте в материале РИАМО.

Что такое УМК

Когда школы формируют образовательные программы, то ориентируются на требования, которые прописаны во ФГОС – Федеральных государственных образовательных стандартах.

«Именно в стандартах конкретизировано, какие предметы будут изучать школьники, какие знания и умения они освоят на каждом уровне образования», – поясняет Елена Ильяшенко, эксперт издательской группы «Актион Образование».

Школа обязана обеспечить свою программу учебной литературой, входящей в федеральный перечень учебников, утвержденный Минпросвещения.

«Так называемый «федеральный перечень» представляет собой не разрозненный набор учебников, а несколько завершенных предметных линий, которые, в свою очередь, являются составной частью определенных учебно-методических комплексов (УМК). Каждый УМК включает учебник, рабочую тетрадь, пособие для учителя, материалы для контроля знаний», – рассказывает Елена.

У каждого УМК, подчеркивает эксперт, свои принципы и особенности, поэтому важно знать, по каким учебно-методическим комплексам будет учиться ребенок.

Как сэкономить на сборах ребенка к школе>>

«Школа России»

«Школа России» – самый распространенный УМК в нашей стране, он используется в большинстве начальных школ.

«Обучение по этой программе не требует базовой подготовки у ребенка. Родители могут не переживать, если первоклассник идет в школу, не умея читать, считать и писать. Программа довольно простая и включает много заданий, которые нужно выполнить «по алгоритму». А вот упражнения на развитие логического мышления практически отсутствуют. При выполнении домашних заданий участие взрослых требуется минимальное или не требуется вовсе», – комментирует программу Оксана Тимчак, ведущий консультант начальных классов домашней школы «ИнтернетУрок».

Космические траты и капризы детей: что раздражает родителей школьников перед 1 сентября>>

«Перспектива»

«Перспектива» – также довольно популярный комплекс (он занимает второе место по распространению в государственных школах).

«Основная миссия программы – научить ребенка учиться: ставить цели, самостоятельно находить ответы и не терять интереса к знаниям. Отзывы о «Перспективе» неоднозначны – одни и те же аспекты разные люди называют как достоинствами, так и недостатками. В числе особенностей программы – нестандартная подача информации. Одних родителей радует, что учебники напоминают художественные произведения. Других смущает отсутствие правил в рамочках», – рассказывает Елена Ильяшенко.

Эксперт отмечает и другие отличительные признаки «Перспективы»: ставку на самостоятельность и отсутствие преемственности (комплекс разработан только для начальной школы).

«Некоторые родители жалуются, что после четырех лет «Перспективы» в пятом классе детям скучно. С другой стороны, это говорит об отличном уровне подготовки», – поясняет Ильяшенко.

«Здесь все решает искусство учителя: у преподавателей, которые умеют влюбить ученика в предмет, учеба по «Перспективе» будет приносить только положительные эмоции. В ином случае ребенку будет трудно справляться без посторонней помощи», – добавляет Елена.

«Темп изучения материала в «Перспективе» более быстрый, чем в УМК «Школа России», поэтому без базовой подготовки могут возникнуть трудности. Материалы учебников не дают готового алгоритма действий, а приучают ребенка самостоятельно добывать информацию и делать выводы. Родителям стоит учитывать, что при выполнении домашних заданий ребенку может потребоваться помощь», – делится наблюдениями Оксана Тимчак.

Как сэкономить на сборах в школу: 5 советов от экспертов>>

«Начальная школа XXI века»

«Это интересная программа, но рассчитана она на детей с очень хорошим уровнем подготовки. Умножение и деление изучаются уже в первом классе. А вот обучение письму не очень удачное: много времени уделяется написанию печатными буквами, в прописях отсутствуют направляющие линии, из-за чего сложно добиться красивого почерка без дополнительных тренировок. Материал подается быстро, при этом последовательность изучения некоторых тем не совсем логичная», – комментирует «Начальную школу XXI века» Оксана Тимчак.

Елена Ильяшенко полагает, что данный комплекс помогает осуществить право ребенка на индивидуальность.

«Дети учатся самостоятельно добывать и применять знания. Задания, текстовые задачи, учебные ситуации строятся на понятных школьникам жизненных примерах, что повышает интерес к учебе», – делится мнением эксперт. Также она упоминает большой диапазон дополнительных пособий по каждому школьному предмету: словари, рабочие тетради, хрестоматии, книги для чтения, тетради для оценок.

К минусам программы Елена относит отсутствие четкого выделения правил в учебниках.

«Кроме того, темы учебника и рабочей тетради часто не соотносятся друг с другом, к некоторым темам нет упражнений для домашних заданий, хотя учителя отмечают необходимость в этом. Все это осложняет работу учителя и создает неудобства родителям, которые хотят помочь ребенку», – рассказывает эксперт.

Чек‑лист: как собрать ребенка в школу>>

«Перспективная начальная школа»

Этот проект, отмечает Елена Ильяшенко, создавался для реализации развивающей личностно-ориентированной системы обучения.

«Ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Авторы этого УМК сделали акцент на обмене информацией, которую дети самостоятельно добывают. В процессе этого у школьника вырабатывается собственная точка зрения, о которой каждый потом может рассказать во время работы в группе или паре. Учитель тоже демонстрирует не менее двух точек зрения при объяснении нового», – сообщает Ильяшенко.

Рейтинги школ: стоит ли записывать детей в «топовые» учебные заведения>>

«Гармония»

В заданиях «Гармонии» школьникам предлагается анализировать, сравнивать, обобщать информацию, делать выводы, использовать собственный эмпирический опыт. Предполагается, что во время первичного разбора тем дома ребенку будут помогать родители.

«Эта программа имеет практическую направленность, акцент делается на самостоятельности, самообразовании. По отзывам учителей начальных классов, «Гармония» довольно сложна для учеников, требует дополнительной подготовки к школе и постоянной вовлеченности родителей. А еще учителя отмечают, что учебники плохо иллюстрированы, не привлекают внимания ученика, содержат много теории. Кроме того, правила в учебниках сложны для запоминания», – описывает программу Елена Ильяшенко.

Как выбрать школу для первоклассника>>

«Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»

Обучаясь по этой системе, отмечает Елена Ильяшенко, школьники должны самостоятельно поставить задачу, предложить способы ее решения, а затем критически оценить то, что получилось. Работа на уроках идет в парах или небольших группах. Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. При этом он корректирует работу учеников наводящими вопросами.

Интересно, что учебникам в системе Эльконина–Давыдова отводится далеко не главная роль: большинство знаний ученики получают, взаимодействуя между собой и с преподавателями.

«По замыслу создателей системы, дети должны не зубрить правила, а понимать их принципы. Поэтому обучение русскому начинается с основ языкознания, а курс математики — с теории происхождения чисел. Насколько актуальны эти знания в первом классе – спорный вопрос. Система Эльконина–Давыдова рассчитана только на начальные классы. Продолжать обучение в средней и старшей школе придется по другим программам», – добавляет Елена.

Как морально подготовиться к школе: советы психологов для детей и родителей>>

«Планета знаний»

Данная программа рассчитана на детей с базовой подготовкой.

«Учебники по всем предметам имеют четкое разделение на обязательную и вариативную (для «сильных» учеников) часть. У этого комплекса интересная методика обучения письму, благодаря которой легко добиться каллиграфического почерка. Учеников ждет множество творческих заданий», – рассказывает Оксана Тимчак.

Также эксперт призывает всегда иметь в виду, что идеальной программы не существует.

«То, что для одних является минусом, для других может быть плюсом. И не нужно бояться, что программа будет слишком легкая или чересчур сложная. Учитель имеет возможность адаптировать любую программу под детей – за счет использования дополнительных пособий и электронных ресурсов», – поясняет Тимчак.

Как организовать режим дня школьника>>