Прогулки по Павловскому Посаду: русские шали и «Эйфелева башня»

Прогулки по Павловскому Посаду: русские шали и «Эйфелева башня»
Истории

Материал предоставлен «Издательством Подмосковье»>>

Павловский Посад - родина знаменитых на весь мир русских платков и шалей - в этом году отмечает 170-летие. Побывать на старинной мануфактуре, наверное, мечтает каждый - увидеть, как создаются рисунки и наносятся на ткань, как шали украшают бахромой… Шаль носил даже сам Пушкин! Экскурсии в цеха здесь не водят - производство сложное, туристы могут помешать. Исключения делают для журналистов и модельера Вячеслава Зайцева, который на дружеской ноге с художниками и часто использует павловопосадские изделия в своих коллекциях.

Дом Тихонова и скафандр Быковского

В Павловском Посаде есть свой Париж и своя Эйфелева башня - она находится рядом с музеем платка. Удивительно, но главная французская достопримечательность, только в сильно уменьшенном виде, в была установлена в городе еще в советское время - и не случайно. В 1881 году в Павловском Посаде образовалось русско-французское общество, которое основало крупнейшую ткацкую фабрику. Кирпичные корпуса до сих пор впечатляют своими размерами. Всем, кто интересуется промышленной архитектурой, стоит здесь побывать. Фабричные здания занимают целый квартал, который в народе окрестили «Парижем».

Павловский край славился ткачеством. В середине 19 века в каждой избе стояли ткацкий станок и прялка. Тогда и зарождались первые фабрики, в том числе будущая платочная мануфактура.

Писатель Сергеев-Ценский, работавший здесь учителем в четырехклассном училище, в рассказе «Погост» дал такую картинку города: «По окраинам посада торчали длинные фабричные трубы, а около них мостились приземистые фабрички, откуда выходили на божий свет бабьи платки с красными цветами по черному полю и толпы рабочих в оных».

Часть купеческих домов в городе сохранилась. Туристы традиционно фотографируют двухэтажный деревянный дом, в котором жил с родителями Народный артист Вячеслав Тихонов, знаменитый Штирлиц из советского телесериала «Семнадцать мгновений весны».

Администрация города это здание выкупило. После ремонта в нем разместится музей артиста. А пока с историей семьи Тихоновых можно познакомиться в районном краеведческом музее, где ей посвящен целый зал. Здесь выставлена мебель из квартиры Тихоновых, различные вещи, семейные фотографии.

К сожалению, не сохранился дом, в котором родился космонавт Валерий Быковский, дважды Герой Советского Союза. Быковский подарил краеведческому музею свои личные вещи, два космических скафандра, фотографии из личного архива.

В доме купца Широкова, который стал выставочным залом, создан интересный уголок быта купеческой семьи. На столе - фотографии в рамках. В начале 20 века в городе работало фотоателье, и каждая обеспеченная семья заказывала семейные снимки.

Подмосковные дюны, которые понравятся кинематографистам и инстаграмерам>>

Любовь храните под платком

В городе родилось много частушек о платках и шалях.

Девушки, любовь горячую

Храните под платком!

Я хранила под косынкой –

Раздуло ветерком.

Местные частушки бережно собраны работниками муниципального музея истории русского платка и шали. Его создатель – Владимир Шишенин, выпускник авиационного института. Трудился в Москве, на закрытом предприятии, а в перестройку оказался без работы, и вернулся в родной город. Предложил в отделе культуры открыть музей платка. Идею поддержали. Основой экспозиции стала личная коллекция Шишенина, которую он подарил городу.

Сотрудники музея ведут исследовательскую работу, изучают историю популярного в России головного убора.

В экспозиции, которая расположилась в городском ДК, каких платков только нет! Старинные шали из южных, центральных, северных областей России, уникальные платки старообрядцев, с золотым шитьем и бахромой. Здесь можно увидеть и одну из первых павловопосадских шалей, изготовленных вручную методом набойки.

В 19 веке стали популярными жаккардовые шали, которые в России называли турецкими. Подобная шаль была даже у А. С. Пушкина. Поэт накидывал ее на плечи, когда шел гулять по Невскому. За ним следовала толпа. Зеваки разглядывали не только известного поэта, но и его шаль. Так задавалась мода.

«Женщины в России любили носить сразу несколько платков. Как матрешечки ходили. Один платочек выглядывал из-под другого. В старых советских фильмах такие наряды можно видеть», - рассказывает Владимир Шишенин.

Загадочный Дом Круминга в Подмосковье — жемчужина люберецкой промзоны>>

Картинки Богу

Отдельного музея на павловопосадской мануфактуре пока нет. Разработан проект строительства большого туристического комплекса, в который войдут экспозиции, помещения для мастер-классов, кинотеатр, кафе.

История промысла наглядно представлена в краеведческом музее. Все началось с шелковых платков, потом стали выпускать шерстяные. В музее выставлены уникальные старинные платки.

К особо ценным экспонатам относится панно художницы З. А. Ольшевской, созданное вручную в 1947 году и посвященное 700-летию Москвы. На нем в картинках рассказана история древней столицы. Была создана и большая праздничная скатерть в честь этого события. Изделия выполнены в ограниченном количестве - всего по 30 штук - и отправлены в Кремль.

Экскурсоводы демонстрируют процесс нанесения вручную рисунков на ткань. В наше время рисунок печатают на специальных столах с автоматическими печатными каретками.

«Процесс ткачества у нас начинается с того, что нити покрывают шлихтой (специальным клеем). Это необходимо для того, чтобы они четко шли за челноком, не вихляли. Потом сотканное полотно промывают», - рассказывает главный художник ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура», трижды лауреат Государственной премии, член-корреспондент Российской академии художеств Виктор Зубрицкий во время экскурсии по производству.

«Выпускаем изделия из натурального шелка, шерсти, хлопка. В каждом из них - частица души наших художников. В фильме «Платки» (режиссер Юрий Павлов) герой Валерия Баринова, старый художник, рассказывает своей ученице: «Знаешь, как моя старуха про наши платки говорит: «Это Богу картинки! Сидит он на небе, сверху смотрит. Видит маковки и радуется». Вот, видите, какая у нас ответственная работа», - отмечает главный художник.

На мануфактуре работают восемь художников. За каждым рисунком на предприятии ведется тщательное наблюдение. Если какой-то перестает пользоваться спросом, сразу же снимается с производства. Его место занимает другой. В течение года ассортимент обновляется на 30%.

Для печати рисунка на платке используется 25-30 цветов. Этого количества хватает, чтобы художник мог выразить себя. Техника позволяет использовать и 50 цветов, но тогда стоимость изделия резко увеличится, и оно станет менее доступным, объясняет главный художник.

Самая дорогая шаль (размером 150 на 150 см) изготавливается из уплотненной шерсти и украшается бахромой. Края шали должна обрамлять ровная сеточка. Ее создание - кропотливая работа. Она выполняется надомницами.

Летом в Павловском Посаде можно видеть такую картину: несколько женщин, развесив на деревянных подставках шали, сидят и плетут бахрому. Песни поют, беседу ведут.

«Меня бабушка всему научила. Я пять клеточек и с закрытыми глазами теперь сплету», - делится мастерица-надомница Надежда Татошкина.

Душа колокола: как льют церковные колокола в Подмосковье>>

Икона на платке

Раньше шали покупали не только для тепла, но и в качестве оберега. Верили, что русский платок – это защита от злых сил. Мысль народная ярко передана в эскизе гобелена «Покров» (автор Ирина Тришкина), который можно увидеть в недавно изданной книге «Художники Павловского Посада». В центре – Богоматерь, простирающая над городом плат. Не увидишь такого плата на ортодоксальных иконах «Покров Божьей Матери» - весь в розах…

Да и как не быть павловопосадской шали защитницей, если один из основателей промысла Василий Грязнов стал святым - Василием Павлово-Посадским.

Первую фабрику в 1795 году открыл Иван Лабзин. Из поколения в поколение она передавалась по наследству. Расцвет производства наступил, когда оно оказалось оно в руках правнука основателя Якова Лабзина. В компаньоны к нему пришел Василий Грязнов, который был из крестьян. Через какое-то время они стали родственниками. Сын Лабзина женился на сестре Грязнова Акулине. Так объединились капиталы двух фамилий и появился торговый дом.

Василий был очень религиозным человеком. К нему часто обращались за советом, молитвенной помощью. Он исцелял, его почитали как старца. Умер в 53-летнем возрасте. На его могиле наблюдалось много случаев исцеления. В честь своего соратника Яков Лабзин построил Покровский монастырь.

Накануне Октябрьской революции церковью были подготовлены документы для канонизации Василия, но революция этому помешала. В городе даже устроили показательный судебный процесс над лжесвятым Василием Павловопосадским. Была поставлена цель развенчать миф о его святости, а потом закрыть монастырь.

В наше время обитель вернули церкви, здесь идут службы. Василия Грязнова канонизировали.

Художники мануфактуры расписывали иконостас. Каждый из них на время превратился в иконописца. Основы иконописи изучали в Третьяковской галерее. На основе иконы, созданной Виктором Зубрицким, мануфактура выпустила платок с изображением святого Василия. В честь 10-летия со дня канонизации Василия Грязного художником создан второй платок. На нем - образ святого и сюжеты из его жития. Эти платки освящают в монастыре, их приобретают паломники.

Куда отправиться на выходные в Подмосковье? Тест>>

Как французам дали прикурить

В Павловском Посаде бережно хранят память и о другом выдающемся земляке Герасиме Курине, герое войны 1812 года. В городе одна из улиц названа его именем (такая улица есть и в Москве).

Французы, захватив Москву, сразу ощутили недостаток продовольствия и фуража. Тогда часть французских войск под руководством маршала Нея двинулась на восток Подмосковья, захватила Богородск (современный Ногинск). В селе Павлово на реке Вохна об этом узнали. Быстро собрали ополчение из 5 тысяч человек. Дружину возглавил Герасим Курин. Стариков, женщин, детей ополченцы укрыли в лесах, а сами спрятались в селе и на подступах к нему. 1 октября французы двинулись к Павлову. Врагов встретил Герасим Курин. Он разыграл роль крестьянина-простачка, который готов услужить, выполнить все требования. Французам было невдомек, что в каждом дворе их ждали ополченцы, вооруженные дубинками, вилами, топорами, были и пистолеты. Много врагов побили в этот день. Мужикам помог отряд регулярной русской армии, вовремя подоспевший на помощь. Вечером французы покинули Богородск.

Вохонское сражение – под таким названием эти события вошли в историю. Герасим Курин и его сподвижники Егор Стулов и Иван Чушкин были награждены Георгиевскими крестами и медалью «За любовь к Отечеству». Имена героев были записаны на мраморных скрижалях Храма Христа Спасителя.

Начиная с 2002 года, в конце сентября в окрестностях Павловского Посада проходит историческая реконструкция этого сражения. Перед российскими и зарубежными туристами участники предстают в костюмах крестьян, кавалеристов, гусаров, гренадеров, кирасир.

Здесь Русью пахнет: Славянский кремль Виталия Сундакова>>

20 героев Советского Союза

В годы первой мировой войны враги до Павловского Посада не дошли. Но сюда с фронта привозили раненых. На базе больниц было организовано 13 госпиталей. Местные госпитали принимали многочисленных раненых и в годы Великой Отечественной войны.

В краеведческом музее выставлены госпитальная койка, форма больных, хирургические инструменты, кисейные мешочки, которые раненые получали в подарок.

Одна из улиц города названа в честь Русины Красавиной. Когда началась война, эта 16-летняя девушка окончила срочные курсы медсестер и до 1944 года воевала на передовой. В 1944 году в составе десантной группы Красавина была заброшена на оккупированную фашистами территорию. Отряд попал в окружение. Двух немцев девушка успела убить, третью пулю оставила себе.

В музее хранятся ее письма с фронта, шинель - ее медсестра оставила дома, когда приезжала в краткосрочный отпуск.

Во время Великой Отечественной Войны 20 жителей города стали героями Советского Союза. В честь подвига земляков здесь создана аллея Славы. Рядом с ней открыт пантеон, на мраморных плитах которого высечены имена героев-павловопосадцев.

Как добраться: на электричке с Курского вокзала Москвы до станции Павловский Посад или на автобусе от станции метро «Партизанская» (маршрут № 386).

Павлово-Посадский краеведческий музей

Адрес: ул. Б. Покровская, 38. Доехать можно от вокзала Павловского Посада автобусами № 21, 27 до остановки «Рынок»

Режим работы: ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника. Экскурсии проводятся по предварительной договоренности.

Музей русского платка и шали

Адрес: Павловский Посад, ул. Большая Покровская, 37, ДК «Павлово-Покровский»

Режим работы: с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и последней пятницы месяца, без перерыва на обед