Подмосковный MONOFORM: как небольшое мебельное производство нашло способы импортозамещения
Фото - © Мария Шуревская/РИАМО
Monoform – небольшая компания, производящая мебель среднего ценового сегмента уже более 10 лет. Производственные площади около 800 м² расположены недалеко от подмосковной Истры. В этом году руководству компании, как и многим другим, пришлось принять решение, касающееся выбора новых поставщиков взамен ушедшим зарубежным. Ответ оказался простым – сделать все самостоятельно. Как это удалось компании, читайте в материале РИАМО.
От магазинных витрин к гардеробным системам
Главный конструктор и один из основателей бренда Алексей Федоров – выпускник архитектурного факультета МАРХИ. Почти сразу после получения образования ему захотелось воплощать свои задумки не только на бумаге.
«Одним из наших первых заказов были витрины для 20 торговых точек кондитерских изделий. Чтобы их сделать, мы приобрели первый станок – он и сейчас работает с нами. Также были проекты с мебелью футуристичного дизайна. Я много экспериментировал и отводил душу: это была очень интересная работа, а мебель супернестандартная. Так как станок был только один, многое делали вручную, экспериментируя. Витрины и сейчас стоят в ТЦ Москвы, а некоторая дизайнерская мебель до сих пор удивляет людей, хотя прошло уже более 12 лет», – с ностальгией вспоминает Алексей.
«Зенит» и не только: 95‑летняя история Красногорского завода имени Зверева>>
Через несколько лет такой работы со штучными заказами основатели решили сделать шаг вперед и создать компанию Monoform с собственным логотипом и сайтом. Основной упор компания сделала на создание современных систем хранения и гардеробных комнат в минималистичном дизайне. Среди клиентов – дизайнерские и архитектурные фирмы.
«Сама идея минимализма присутствует и в инженерной части. Простота и практичность конструкции и способ ее изготовления лежат в основе формообразования мебели. Мы уделяем много внимания мелочам. К примеру, гардеробные мы оснащаем фирменными органайзерами», – делится конструктор.
«Самые лучшие мебельные производства основаны архитекторами»
Вместе с ростом производства Алексею пришлось освоить профессию промышленного дизайнера.
«Промышленный дизайнер – это и инженер, и архитектор, и дизайнер. У нас в России пока это только развивающаяся профессия. Можно нарисовать красиво, но зачастую это будет дорого в производстве и неудобно для пользователя. А функциональная и к тому же бюджетная мебель остается надолго», – объясняет главный конструктор и приводит в пример популярные стулья Eames, которым уже больше 70 лет.
Ленд‑арт в Подмосковье: как мастера из Истры создают живописные фигуры из дерева>>
По его мнению, именно архитекторы, имеющие опыт в дизайне, сегодня либо основали самые лучшие отечественные компании по производству мебели, либо работают в них. В беседе Алексей упомянул Archpole, о котором РИАМО рассказывало ранее. Его основатели – Анна Сажинова и Константин Лагутин – выпускники того же вуза.
«Поскольку архитекторы, разрабатывая проекты, учитывают все аспекты строительства будущего здания, мы зачастую понимаем, что нужно дизайнерам для обустройства интерьера. Учитывая тенденции, мы создаём стильную эргономичную мебель», – говорит Алексей, добавляя, что, возможно, именно поэтому среди основных клиентов его фирмы – дизайнеры.
«Будущее производств за робототехникой»
Китай и другие товарищи: в Азии рассчитывают на совместные проекты с российским бизнесом>>
В компании работают шесть человек. Каждый из пяти основных станков заменяет от трех до шести плотников – но, несмотря на это, ручной труд пока еще остается неотъемлемой частью процесса.
«Текучести кадров у нас нет. Новеньких набираем по мере расширения и стараемся всему научить. Обучение – сложный и длительный процесс, поэтому в наших же интересах, чтобы люди оставались работать на производстве. Пройдет около полугода, прежде чем специалист начнет работать самостоятельно», – рассказывает Алексей.
Штат сотрудников не только работает на станках – они же участвуют в финальной сборке мебели, выезжая к заказчику. Мощности предприятия позволяют изготавливать до пяти гардеробных систем в месяц. Небольшие размеры цеха имеют свои преимущества – например, обеспечение индивидуального подхода к клиенту.
«Наше отличие от конвейерных производств в том, что мы быстро можем изменять размеры уже разработанных деталей, под запрос заказчика. У нас есть такая возможность благодаря современному оборудованию», – показывает конструктор на обрабатывающий центр с технологией macros. Такой подход позволяет сохранить стабильное качество и не увеличивать сроки изготовления. Линии же крупных производств перестроить очень трудно, и большие компании на такое не идут.
Один из фрезеровочных станков на производстве собран сотрудниками самостоятельно. По словам Алексея, ничего сложного в этом нет – только основы робототехники и интерес. Запчасти свободно продаются, а схемы сборки можно легко найти в интернете. Руководитель Monoform считает, что автоматизированные станки – это будущее всех мебельных производств. С их помощью увеличивается производительность, качество и облегчается труд рабочих.
«Изучение рисунков похоже на чтение детектива»: арт‑терапевт — о лечении творчеством>>
Решения по импортозамещению
Компания Monoform конкурирует с итальянскими производителями. Алексей, который лично разрабатывает новые линейки, следит за европейскими тенденциями и адаптирует их под мощности своего производства и нужды российского потребителя.
На отечественном рынке подобных фирм немного. До февральских событий Monoform, как и его конкуренты, заказывал фурнитуру и комплектующие из Италии. Полгода назад, после ухода западных фирм с российского рынка, компании пришлось пересмотреть список своих поставщиков и принять решение.
«Мы нашли российского производителя алюминиевого профиля, сами разработали конструкцию, дизайн и закупили у него большой объем. Из этого профиля мы делаем стеклянные двери для шкафов. Ручки для нашей мебели мы также делаем самостоятельно. Что-то из фурнитуры мы еще, конечно, закупаем, но уже намного меньше, чем раньше», - рассказывает Алексей.
Мебель ручной работы и традиционный текстиль: чем удивляет пара художников из Подмосковья>>
Исходя из своих возможностей, компания начала делать и другие элементы самостоятельно. Это дало большое преимущество в ценообразовании, поскольку средства тратятся только на исходный материал.
«У нас много российских производителей, которые могут сотрудничать с мебельными или другими фабриками, но почему-то этот процесс пока не налажен», – делится руководитель производства.
Основной материал – ДСП, МДВ, шпон – также закупается в России. По словам Алексея, в начале года цена значительно выросла, зато сейчас стала ниже, чем была год назад. Это также дает выгоду при закупке.
Несмотря на то, что уход зарубежных компаний-поставщиков заставил многие фирмы «выйти из зоны комфорта», он же подарил новые решения, которые, возможно, станут новой ступенью в развитии как маленьких, так и крупных брендов.
Параллельный импорт: как это работает, что будет с ценами и чем рискует покупатель>>