Музей ретромашин в Подмосковье: Chevrolet из «Легенды №17» и кадиллак, который обменяли на икру
Музей-мастерская ретроавтомобилей под Можайском работает меньше года и уже успел стать очень популярным – за это время его посетили около 5 тысяч человек. Как удалось собрать самую большую в России коллекцию исторических автомобилей, сколько стоит посидеть за рулем авто из «Легенды №17» и кадиллаке Никсона, и кто приезжает в музей за винтажными фотосессиями, РИАМО рассказали создатели проекта.
40 гаражей в разных концах Москвы
Сейчас в коллекции музея 200 автомобилей. Хозяин коллекции Андрей Сергеев, страстный фанат автомобилей со школы, начал собирать ее еще в 90–е годы. Все началось с Chevrolet Camaro1976 года. Андрею подарил эту машину друг, и на ней он учился водить.
В те годы без Интернета найти редкую машину было делом случая: можно было увидеть автомобиль на дороге и попытаться договориться о продаже с владельцем. Были упрямые дедушки, которые не хотели продавать ни за что.
Если же машина приобреталась, то она ставилась в гараж. «На тот момент у Андрея было уже 40 гаражей в разных местах Москвы, и хозяева каждый месяц звонили, просили оплатить аренду», – рассказывает одна из создателей музея, блогер и идейный вдохновитель проекта Екатерина Кириллова.
В начале 2000–х Андрей решил разместить свою коллекцию в едином пространстве и стал искать место. Но до открытия музея было еще очень далеко, и его создатели не раз оказывались на грани краха. Найти площадку в Москве было очень сложно.
Сначала была промзона в Куркино, захламленная со времен СССР. «Мне сказали – расчистишь территорию, и мы тебе ее дадим в аренду. Там были горы токсичного вещества – асбеста. Вложил туда порядка 60 тысяч долларов просто для того, чтобы это было ровной площадкой», – рассказывает Андрей.
В Куркино перевезли более 100 машин, организовали мастерскую по восстановлению и реставрации автомобилей и даже начали сотрудничать с музеями, где выставлялись машины из коллекции.
В нулевых коллекция стала активно расти благодаря Интернету: теперь ретро–автомобили можно было заказать в Сети, например, на eBay, но там могли подсунуть кота в мешке.
«Мы обожглись пару раз: за большие деньги купили автомобиль, но оказалось, что это убитая машина, сверху облитая краской. Мы поняли, что нужно покупать модель в заводской краске, пусть она гнилая и испорченная, зато ты можешь оценить реальное состояние машины и будущий объем работ», – делится опытом Андрей.
Спустя 12 лет пришлось искать новое место. Коллекция переезжала четыре раза, деньги на переезды собирали в Интернете. Андрей с Екатериной были уже на грани отчаяния, когда наконец–то нашлось 10 гектаров земли под музей в Можайском городском округе.
60 лошадей и верблюдица: зачем подмосковный приют спасает животных с бойни>>
В чистом поле с кучей долгов
«Обычно в бизнес приходят люди с капиталом или накоплениями, но мы просто приехали в поле с кучей долгов. Мы искали землю в рассрочку. Есть «кидалы» и мошенники в покупке земли. Это минное поле, по которому нужно пройти», – вспоминает Андрей.
Здесь были построены три ангара, навесы для довоенных машин, возобновила работу мастерская по реставрации.
«У нас много машин не отреставрировано, но мы смотрим на них как на объект истории и понимаем, что еще будем их делать», – добавляет Екатерина.
Реставрация ретроавтомобилей – сложный и дорогостоящий процесс и сильно отличается от автосервиса. Для реставрации необходимо изготовить детали на специальных станках. Мастера должны быть квалифицированными, а станок – дорогим.
Фанаты ретромашин, которые поддерживали ребят в Сети, стали сами просить об открытии музея.
«Доделывать все пришлось оперативно. И 4 августа 2018 года состоялось открытие музея в тестовом режиме – на один сезон, пока не начнутся дожди. Но люди продолжали ехать. Мы водили экскурсии до ноября, до грязи и дождей», – рассказывает Екатерина.
Популярность музея она объясняет тем, что здесь особая атмосфера и концепция. «Такую вы больше нигде не найдете – природа и закаты», – говорит Екатерина. Люди находят это место, в основном, через соцсети, и готовы ради уникальных авто приехать за 100 км и даже из–за границы.
По словам Екатерины, взрослые приезжают за историей, молодежь – просто посмотреть.
«Говорят, что раньше такое только на канале «Дискавери» показывали, а теперь можно увидеть в Подмосковье!», – отмечает она.
Графские развалины усадьбы Быково в Подмосковье>>
Собрать машину, как паззл
Все машины в музее заграничные, но с советской историей: довоенного и военного периода, трофейные автомобили, которые достались от дипломатов, звезд, моряков и всех, кто мог выезжать за рубеж в то время.
«Нам интересны машины с историей, судьбами их владельцев. Про каждую машину можно многое рассказать, что мы и делаем на наших экскурсиях», – отмечает Екатерина.
Самый старый автомобиль в коллекции – Rohr 8 Tyr R. Это немецкая машина 1927 года, которых осталось всего три в мире. Две находятся в немецких музеях, и одна – в Подмосковье.
«Ее собирали как паззл, многое утрачено, она пока в процессе комплектации. И даже в этом виде она нам очень дорого досталась – около 50 тысяч евро. Горжусь, что в России больше нет такой машины», – говорит Екатерина.
Масонские балы и сосна Бальмонта – какие тайны скрывает усадьба символистов в Красногорске>>
Такси, как в «Завтраке у Тиффани»
Желтый Ford 1962 года появился в коллекции благодаря счастливому случаю.
«Когда–то я увидел эту машину на улицах Москвы: на ней ездил дедушка, который всю жизнь проработал таксистом. Пытался с ним заговорить, но бесполезно. Через много лет увидел объявление в газете – его вдова продавала машину. Всего две такие машины были ввезены в страну. Когда мы делали этот «Форд», решили стилизовать его в стиле такси, в честь бывшего хозяина. Такие машины еще ездили в фильме «Завтрак у Тиффани»», – рассказывает Андрей.
Не менее интересна история Oldsmobile Holiday 1956 года. Один болгарский актер приехал на этой машине на съемки в Москву, но она сломалась прямо на Кутузовском проспекте, так что пришлось ее бросить, так как в СССР деталей не было, и никто не смог бы ее починить. «Мы забрали ее из частной коллекции. У нее полностью заводское состояние, и она на ходу», – говорит Андрей.
Chevrolet Impala 1973 прошла сложную реставрацию и была восстановлена буквально из пепла. Она была сгоревшая и прогнившая, когда попала в коллекцию. Это одна из любимых машин Андрея. «Интересно сделан борт со стеклом. Стекло уезжает в крышу», – рассказывает он. Раньше машина служила в канадском посольстве, потом ее продали, и она долгое время была в Одессе. Вернули в Россию в конце 80–х, тогда на ней стоял мотор от «Волги».
Chevrolet Malibu Classic 1976 – классическая машина шерифа. Андрей ее стилизовал под полицейскую машину Монреаля. Она снималась в кино «Легенда №17»: ее можно увидеть в эпизоде, когда советских хоккеистов везут по улицам канадского города. Надпись Монреаль на машине появилась как раз во время съемок.
С Plymouth Belvedere 1959 началась история Американской национальной выставки в Сокольниках. Ее ввезли в страну именно для этой цели. Судьба автомобиля сложилась непросто – он долго снимался на «Мосфильме», его можно увидеть в фильмах «Два воскресенья» и «Выстрел в тумане».
«Машину на Мосфильме решили утилизировать. На форуме появилось анонимное сообщение о том, что режут историческую машину. Удалось выкупить ее, после чего ее приобрел Андрей. Была очень тяжелая реставрация. Крылья делали вручную», – вспоминает Екатерина.
Не дом престарелых: как живет богадельня в подмосковном селе Остров>>
Кадиллак, который променяли на икру
В коллекции музея – самое большое собрание кадиллаков в России. В одном из ангаров стоят рядом четыре представителя 75–й серии знаменитых лимузинов. «Кадиллаки 75 серии очень дорогие, они использовались президентами, звездами, спортсменами», – говорит Андрей.
Есть в коллекции уникальная машина – кадиллак Никсона. «В 1976 году Никсон приезжал в СССР с неофициальным визитом, так как бывший президент США дружил с Брежневым. Машина осталась здесь, а вместо нее ему загрузили черной икры на вес машины. Стоимость такого количества икры – 4 миллиона советских рублей. Такой вот обмен получился», – рассказывает Екатерина.
Cadillac Fleetwood 1990 – самая новая машина в коллекции и самая яркая. Но и тут все непросто: оказывается, этот кузов выпускался с 70–х годов, модель классическая. Поэтому нельзя сказать точно, что эта машина 1990 года.
Кадиллаки «Тихая обитель» – катафалки, которые должны были использоваться по прямому назначению. Но бизнес с такими дорогими катафалками прогорел, и машины стали распродавать. Одна из них попала в коллекцию Андрея.
По его словам, цена ретро-автомобилей – широкое поле для спекуляций.
«Старая машина – это предмет культа и носитель истории. Конечно, это дорогая машина, ее можно сравнить с предметами искусства. Например, 540–й мерседес – редкость, их выпустили 1000 штук. А сейчас в мире их 7000. О чем это говорит? О подделке, и подделки грамотные. Берутся оригинальные экземпляры, разбираются, и потом собирается новая машина с процентом оригинальных деталей», – рассказывает он.
Старинный Ярополец, где Пушкин нашел сюжет для «Метели» и зажглась первая «лампочка Ильича»>>
«Чудо в перьях» и «взлетающие» машины
Помимо раритетов, в музее можно увидеть арт–объект «взлетающие» машины и даже «чудо в перьях», которое является символом музея.
«Люди часто едут не просто на машины посмотреть, а на эти «закопы», потому что это что-то новое. Мы планируем сделать круговую инсталляцию. А чудо в перьях – это нам ферма помогла, подкинули перьев, и нам пришлось распотрошить одну подушку», – рассказывает Екатерина.
В этом году в планах музея – работать круглый год.
Создатели надеются, что через 5 лет музей будет известен во всем мире. Здесь будут проходить фестивали, планируется создать ретроград, где можно на целый день погрузиться в атмосферу ретро. На территории уже открыт музей с ретро-магнитофонами, также в планах – музей винтажных вещей и советского быта.
Кроме того, в музее можно устроить фотосессию с ретромашинами в винтажных или антикварных нарядах, с прической и макияжем. Чаще всего фотографируются девушки с мужьями. Одежда аутентичная, получается настоящее перевоплощение. Стоимость варьируется от 5000 до 25000 рублей.
Прокатиться за рулем уникального авто можно будет с июля, когда откроется продажа клубных карт (50 тысяч рублей). Арендовав машину, можно прокатиться по собственному или предложенному маршруту. Просто так посидеть за рулем можно за 500 рублей.
Вход в музей стоит 150–250 рублей, экскурсия – 2500 рублей за группу.