Фудкорт на вокзале, бомжи и двери нараспашку: пассажиры о Ярославском направлении МЖД
Ярославский вокзал – самый загруженный по пригородному пассажиропотоку, ежемесячно он пропускает более 7 миллионов человек. Пригородные электрички соединяют столицу с Мытищами, Королевом, городами Фрязино и Пушкино, Сергиевым Посадом, а еще отсюда поезда идут далеко на север – в Кострому, Ярославль и таинственный Лабытнанги. За последние 20 лет вокзал заметно преобразился, здесь первыми на МЖД появились пригородные экспрессы – ускоренные поезда «Спутник». Что же до сих пор не устраивает пассажиров, узнала корреспондент РИАМО.
«Электричка назад в 90‑е»: Савеловское направление МЖД глазами пассажиров>>
Как в «консервной банке»
Галина, 60 лет, инспектор службы безопасности:
«За последние годы электрички Ярославского направления значительно изменились, в них стало теплее и уютнее.
Наиболее комфортен экспресс: здесь не висишь на краешке сиденья, никто тебя не зажимает.
И туалеты чистые, в отличие от простых электричек, где дверь в туалет зачастую плохо закрывается, и неприятный запах разносится на весь вагон.
Кондиционеры пока есть только в «Спутниках», в обычных поездах – только вентиляция. И если летом по утрам в них еще прохладно, то вечером едешь домой, словно в нагретой консервной банке».
Галина, 37 лет, кандидат наук (Хотьково):
«Я чаще езжу на обычных электричках, чем на экспрессах: мне так удобнее по графику работы. Уровень комфорта в вагоне оставляет желать лучшего, хотя таких жутких лавок, как на Рижском или Ленинградском направлении, у нас, к счастью, давно нет.
То, как работают печки, меня устраивает. От жары часто страдают те, кто заходит в Мытищах и стоит на ногах до Москвы в переполненном вагоне. Такие пассажиры частенько просят открыть окно.
«Москва – Петушки» 2019: в подмосковной электричке по следам Венички Ерофеева>>
Чужие секреты и синяки от контролеров
В последнее время в электричках активизировались бомжи. Два человека стабильно спят с ногами в последнем вагоне, еще и храпят, чихают!
Утром в электричке очень хочется продолжить сон. Если, конечно, к тебе не подсядут болтливые соседи.
Моя мечта – чтобы запретили разговоры устно и по телефону на утренних рейсах.
Потому что вместо того, чтобы доспать, то глаголы с ребенком напротив учишь, то узнаешь тайны чужой личной жизни. По вечерам, чтобы абстрагироваться, надеваю наушники.
Очень бойко идет торговля. В электричке можно купить книги, мороженое, игрушки, летающие шары-ракеты, средство от моли, носовые платки и носки по оптовой цене. А еще «футболка женский, штаны с начесом мужской» и веник в придачу. Это прямая цитата одного из постоянных торговцев.
Главное – не связываться с торговкой книгами. Она обязательно обругает, если не купишь у нее что-нибудь. Одну девушку, которая читала в дороге рассказ Булгакова «Морфий», но отказалась приобрести биографию писателя, она обозвала наркоманкой.
В последнее время контролеры стали более воспитанными, не то что раньше.
В 2011 году я долго ходила с синяком: меня ткнули ручкой в ногу, чтобы разбудить.
Сейчас такие выходки – редкость, видимо работают с кадрами.
Но главная достопримечательность «Ярика» – публика. Это прямо наше все! Один знакомый систему выявил: сначала домой едут слесари, потом – интеллигенция. Как-то раз ехала рядом с певицей и актрисой мюзиклов Натальей Сидорцовой, которая родом из Сергиева Посада.
Есть и местные звезды. Например, женщина с баяном и зычным голосом всем желает по миллиарду евро. А однажды в вагоне была драка, так она помирила пьяных мужиков песней «А я милого узнаю по походке».
Прыгаю с платформы ради айфона: почему пассажиры подмосковных электричек не платят за проезд>>
Двери нараспашку и переход «сухие ноги»
Николай, 23 года, студент магистратуры МАИ (Мытищи):
«Пора уже начинать обновление парка электропоездов. На МЖД появились новые составы серии ЭП2Д. Жаль, что они курсируют на других направлениях – Курском, Рижском, Белорусском и Киевском. Утешает только то, что раньше там ходили еще более древние поезда, чем у нас. Надеюсь, скоро эти новые электрички будут и на «Ярике».
Пассажиры к поездам относятся наплевательски. Часто вижу граффити, поломанные двери, бывают и выбитые стекла.
Любители свежего воздуха держат двери в тамбуре, не позволяя им закрыться, в итоге они ломаются.
На днях ехал в тамбуре, в котором двери не закрывались, а народу было много – ведь это опасно! Можно выпасть из вагона и попасть под встречный поезд или расшибиться о железнодорожное полотно на полной скорости.
Здорово, что на Ярославском направлении строят новый главный путь. Под него построена отдельная платформа – она удобная, хорошо освещается, и на ней чище, чем на других. Еще это позволит увеличить количество поездов и разгрузить электрички в часы пик.
Приятно видеть, как железная дорога преображается: ремонтируют платформы, строят новые подземные переходы. Станцию «Северянин» переносят ближе к МЦК, фактически строят заново: там будет удобная пересадка на МЦК по принципу «сухие ноги».
Купить «хоть маму родную» и ругаться с охранниками: пассажиры о Курском направлении МЖД>>
Дым в тамбурах и люди-молекулы
В тамбурах курят много, на закон о запрете курильщикам видимо плевать. Я не курю и запах табачного дыма не переношу! Считаю, что за курение в неположенных местах нужно не штрафы вводить, а уголовную ответственность. Тогда, может быть, перестанут дымить где попало.
На самой площади «трех вокзалов» атмосфера тяжелая, хочется побыстрее покинуть это место. Здесь тусуются бомжи, попрошайки и подозрительного вида субъекты, а еще много курящих!
На вокзале почти всегда толпы, причем люди двигаются хаотично, как молекулы.
Не дай бог остановиться на вокзальной площади, чтобы изучить табло с расписанием, то тебя обязательно толкнут, пнут или наступят на ногу.
Инфраструктурные изменения на вокзале в основном положительные. А вот мусора очень много: далеко не все кидают его в урны.
За последние годы стоимость проезда сильно выросла. Чтобы доехать от Мытищ до Ярославского вокзала, нужно заплатить почти 70 рублей. Туда-обратно – уже 140. Итого за пять рабочих дней уходит 700 рублей. Несколько тысяч рублей в месяц на дорогу – обычное дело. Пенсионерам сделали бесплатный проезд, а со всех остальных пассажиров дерут. Студенты оплачивают 50%, но это не сильно выручает. Если по полному билету в месяц уходит 4000 рублей, то по студенческому – 2000. Для тех, у кого стипендия 4700 рублей, это немало.
Тем не менее, я выбираю электрички, потому что они экологичнее, и пробок нет. Задержки и отмены поездов случаются, но это единичные случаи».
Рижское направление МЖД глазами пассажиров: попутчики с котлетами и самый тихий вокзал>>
Электрички-черепахи и кофе to go
Татьяна, 36 лет, редактор (Королев):
«Я застала еще те времена, когда в электричке в час пик стояли в тамбуре на одной ноге и даже могли задушить. Поэтому королевцы очень радовались и гордились, когда пустили «Спутники» от Болшево до Москвы. Правда, он едет почти полчаса (вместо 45 минут на обычной электричке) и вдвое дороже. Билет на 20 поездок стоит 2400 рублей, получается 5 тысяч в месяц. Но ради комфорта, без запаха бомжей и шаурмы, можно и потратиться.
В конце 90-х я ездила на курсы в Москву и помню все прелести Ярославского вокзала. В толкучке на вокзальной площади стояли бабули и продавали с рук «Московский картофель» и сухарики «Три корочки», который ты хватал на бегу. Потом появилась шаурма. Сейчас – модные кофейни и современный общепит – Cofix, KFC, донеры, внутри вокзала тоже есть кафешки.
Приятно, что по пути на работу можно взять недорогой вкусный кофе на вынос и какой-то приличный перекус.
Прямо при выходе из метро на месте бомжатника установили фонтан – все это создает благоприятную атмосферу. Помимо уличных касс, появилось много билетных автоматов, но тут надо отбиваться от попрошаек, требующих отдать им сдачу.
В сам вокзал, где тоже есть кассы, лучше не соваться – досмотр такой же, как в аэропорту.
Подземный переход, ведущий в метро «Комсомольская», куда стекается весь поток людей с электричек, по-прежнему переполнен в часы пик. И все, как пингвины, долго и мучительно идут в узком тоннеле. Еще периодически там что-то капает на голову и спят бомжи.
Иногда я езжу на электричке на дачу в Сергиев Посад. Вместо того, чтобы стоять в пробке, сажусь в поезд – я с удовольствием прокачусь 1,5 часа, посмотрю в окно и послушаю концерт бродячих музыкантов, а заодно куплю мороженое и крымскую лаванду.
На этой ветке есть забавные названия станций родом из СССР – «Правда» и «Заветы Ильича». Есть даже местная шутка на эту тему.
Чем дальше от «Заветов Ильича», тем ближе к «Правде», и чем дальше от «Правды», тем ближе к «Заветам Ильича»!
Антон, 25 лет, технолог (Фрязино):
«Электрички Москва – Фрязино самые медленные в мире, они ползут, как черепахи. Расстояние до Москвы не такое уж большое – 40 километров, а поезд едет в среднем 1 час 20 минут.
Если вы впервые едете с Ярика во Фрязино, внимательно покупайте билет. Друг, который поехал ко мне в гости, выбрал в автомате Фрязево – туда тоже ходит поезд с Ярославского вокзала, и приехал в другой город.
Электрички по утрам переполнены. Чтобы занять место, надо постараться. Те, кто садится в Ивантеевке, чаще всего уже едут стоя. Очень неудобен пробел с пол-одиннадцатого утра до половины первого: электрички не ходят, добираться приходится альтернативными способами».
«Тюлени», заложники торговли и «мертвая» ветка: пассажиры о Казанском направлении МЖД>>