Запасы нефти и газа в США: что происходит в сланцевом секторе и как это влияет на экономику США
Относительно недорогие цены на сырье и рост затрат американских компаний по добыче сланцевых нефти и газа привели к тому, что эти компании прекратили активную деятельность в данной отрасли. По информации Financial Times, индекс деловой активности в сланцевом секторе США, который отслеживается Федеральным резервным банком Далласа, продемонстрировал нулевой рост во 2-ом квартале текущего года. Какая ситуация складывается в сланцевой отрасли в настоящее время, какое будущее ее ждет и как это повлияет на экономику США, читайте в материале РИАМО.
Цены на нефть и газ в США в летний период восстановятся
Буровая активность и объемы добычи в сланцевом секторе США будут зависеть в значительной степени от двух параметров, высказывает свое мнение старший аналитик Freedom Finance Global Сергей Пигарев.
Во-первых, от динамики цен на углеводороды.
«Мы ожидаем восстановления цен на нефть и газ в летний период. Минэнерго США закончит продажу нефти из госрезервов, сократив предложение на 0,3 миллиона баррелей в сутки. В августе США начнут закупать сырье для пополнения стратегических запасов (3 миллиона баррелей в августе и 3 миллиона – в сентябре). Кроме того, Саудовская Аравия снизит добычу на 1 миллион баррелей в сутки в июле. Также стоит упомянуть о локальном пике спроса на нефтепродукты в июле-августе (driving season)», – отмечает аналитик.
По словам Пигарева, в летний период наблюдается локальный пик спроса на газ со стороны электрогенерирующих компаний, так как большое количество электроэнергии расходуется на охлаждение помещений.
«Мы уже наблюдаем существенный рост цен. От минимальных отметок весны чуть ниже двух долларов за миллион британских термальных единиц котировки выросли до 2,8 доллара», – говорит аналитик.
Во-вторых, значительное влияние на инвестиционные планы компаний имеет ситуация в американской и мировой экономике. В настоящее время компании сокращают капитальные затраты, так как эксперты ожидают наступления рецессии в ЕС, США и некоторых других развитых экономиках. Предварительные данные по индексам деловой активности в производственном секторе (manufacturing PMI) в июне отразили снижение деловой активности в большом количестве развитых экономик. Поэтому после сезонного роста цен и активности в секторе в летний период можно ожидать возобновление сокращения активности в секторе осенью, объясняет Пигарев.
Читайте также: Текучая прибыль: надолго ли хватит запасов нефти в России и от чего это зависит>>
Что плохо для нефтегазового сектора США, может быть хорошо для экономики Штатов в целом
В нефтегазовом секторе Штатов занято более 10 миллионов человек, доля сектора в ВВП страны достигает 8%, поэтому данный сектор является важным для экономики, подчеркивает старший аналитик Freedom Finance Global. Кроме того, стоит учитывать, что США являются экспортером углеводородов. С начала года чистый экспорт жидких углеводородов (включая нефть и нефтепродукты) составил 281 миллион баррелей. Среднедневной объем экспорта СПГ в 2023 году достиг 12 миллиардов кубических футов в сутки. Пигарев также отмечает существенные объемы экспорта нефтехимического сырья и продуктов. Все это говорит о том, что нефтегазовый сектор играет важную роль во внешнеторговом балансе США и снижение цен в данном случае негативно для экономики, как и сокращение инвестиций при более низком уровне буровой активности, отмечает аналитик.
«Однако сокращение цен на газ приводит к удешевлению стоимости энергии, а снижение цен на нефтепродукты сокращает транспортные издержки компаний и оставляет в карманах автовладельцев больше долларов после посещения заправок. Негативные для нефтегазового сектора тенденции зачастую позитивно сказываются на экономике в целом. Таким образом, падение цен однозначно негативно отражается на внешнеторговом балансе, однако позитивно влияет на экономику в целом и потребительскую активность», – объясняет Пигарев.
Запасы нефти в США: чтобы снизить затраты по добыче, надо улучшать технологии
На ситуацию в сланцевой отрасли США оказывают большое влияние колебания мировых цен на СПГ, природный газ и нефть, а также высокие затраты на их добычу, считает кандидат экономических наук, проректор по образовательной деятельности НОУ «Академия инжиниринга нефтяных и газовых месторождений» Наталия Матющенко.
«Себестоимость добычи из низкопроницаемых коллекторов ниже, чем добыча на шельфовых месторождениях. Внедрение любой новой технологии в сфере добычи углеводородного сырья несет в себе большой коммерческий риск, но стимулирует развитие промышленности и экономики. США достигли больших успехов в освоении технологии добычи газа и нефти из коллекторов низкой проницаемости. Мировые запасы сланцевого “черного золота” превышают 3 триллиона баррелей, в США находится 70% его мирового запаса», – отмечает эксперт.
По ее словам, текущая ситуация на рынке добычи сланцевой нефти США сложная, но не критическая: добывающим компаниям необходимо улучшать технологии, чтобы снижать затраты по добыче, в связи с чем многие из них оказались в сложной финансовой ситуации.
«Капитальные затраты (по анализу данных 35 компаний) на добычу сланцевой нефти составляют 50 долларов за баррель при выручке 51,5 доллара. Средняя скважина нерентабельна при цене 60 долларов за баррель, но некоторые скважины могут работать при цене от 28 до 42 долларов. Себестоимость добычи из традиционных коллекторов в странах ОПЕК составляет 8-10 долларов за баррель», – приводит данные Матющенко.
По ее мнению, для дальнейшего развития «сланцевой революции» необходимы меры поддержки от правительства. Разработка технологии и добыча углеводородов из низкопроницаемых коллекторов позволила США повысить свой статус на рынке углеводородов, получить энергетическую независимость от поставок природного газа и влиять на мировые цены, подчеркивает эксперт.
Кандидат экономических наук, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин считает, что в настоящее время не наблюдается предпосылок для роста сланцевого сектора США, но это не значит, что у сланцевой добычи нет перспектив в среднесрочном горизонте – процентное отношение операционной прибыли к выручке сланцевых игроков за последние пять лет значительно превышает аналогичные показатели традиционных нефтегазовых компаний.
«Также не следует преувеличивать значение сланцевой добычи на экономику США в целом. До тех пор, пока доллар занимает доминирующее положение в международных расчетах, экономике США реально ничего не угрожает», – высказывает свое мнение эксперт.
Читайте также: Арабская нефть для Европы подорожала: в чем причины и есть ли выгода для России>>
Запасы сланцевой нефти нужны США на перспективу
Сланцевая нефть США характеризуется высокими затратами на добычу и очищение, что делает данный вид углеводородов одним из наиболее дорогих в мире, а средняя себестоимость добычи ненамного ниже, чем текущие цены на продажу нефти марки Brent, и уж точно дороже российской нефти, комментирует ситуацию эксперт экономического факультета РУДН Тимофей Мазурчук. Потребители даже на территории США предпочитают более качественные и дешевые аналоги из-за рубежа, благодаря чему «сланцевики» не имеют значительного влияния даже на внутреннем рынке, не говоря уже о поставках за рубеж.
В соседних странах также не видят преимуществ в закупке сланцевой нефти: Мексика имеет свои запасы, а также доступ к рынку дешевой нефти Венесуэлы, Канада также является страной-экспортером нефти и природного газа, объясняет эксперт.
По словам Мазурчука, несмотря на то, что сланцевая нефть, очевидно, не самый удачный продукт для США, именно американская экономика первой в 2023 году вышла из рецессии, которая была усилена мировым напряжением в связи с санкционным давлением на Россию. Это говорит о незначительном влиянии на экономику страны проблем с добычей на внутреннем рынке, поскольку компании США активно закупают недорогую нефть из развивающихся стран.
«Правительство США в последнее время не оказывает значительной поддержки сланцевым компаниям, но и не препятствует их деятельности, из чего можно сделать вывод, что данные запасы интересуют власти в долгосрочной перспективе, когда технологии позволят в значительной степени снизить себестоимость добычи для эффективной конкуренции с Россией и ОПЕК», – объясняет эксперт.
Ситуация несколько схожа с разработкой более доступной нефти на Аляске в 1970-80-е годы XX века, когда запасы рассматривались как стратегические ресурсы, а не выгодный актив для быстрой продажи, проводит параллель Мазурчук.
Эксперт считает, что в ближайшее время объемы добычи сланцевой нефти останутся на текущем уровне без значительного влияния на мировую экономику и энергетику, но в долгосрочной перспективе их можно будет продать странам Африки и Юго-Восточной Азии, которые будут испытывать бум роста производства и потребления энергии.
Читайте также: Европа без российского газа и нефти: какую цену она заплатит>>