Венгрия и Евросоюз: в чем причина трений и могут ли страну исключить из ЕС
Фото - © Алексей Витвицкий/РИА Новости
Начиная с середины 2010-х, Венгрия под руководством премьер-министра Виктора Орбана (уже поставившего рекорд по сроку нахождения в этой должности) все сильнее расходится с властями ЕС по различным вопросам. Как далеко это может зайти, читайте в материале РИАМО.
По каким вопросам разошлись Венгрия и ЕС
Фото - © Сгенерировано нейросетью
Претензии Евросоюза к Венгрии начались вскоре после прихода к власти правительства Орбана в 2010 году, когда возглавляемая новым премьер-министром правящая партия «Фидес» сумела принять новую конституцию страны. Недовольство европейских властей вызвала ситуация с защитой персональных данных и судебной системой в Венгрии, а также новый закон о Центробанке, принятый в стране. В итоге последний вопрос был улажен, а по первым двум Еврокомиссия обратилась в Суд Европейского союза, который постановил, что Венгрия нарушила нормы ЕС.
При этом важно понимать, что решение общеевропейского суда просто обязывает провинившуюся страну устранить нарушения, а в случае неисполнения этого требования на виновника может быть наложен смехотворный штраф. Так, в 2024 году он установлен на уровне 3 230 евро в день, то есть около 1,2 миллиона евро в год.
Более серьезные расхождения между ЕС и Венгрией наметились в 2015 году, с началом так называемого миграционного кризиса. Орбан отказался принимать в своей стране беженцев с Ближнего Востока и начал строить на границе стену, чтобы сдержать их приток. Кроме того, Венгрия последовательно выступала против инициатив ЕС по размещению беженцев во всех странах объединения. Такую же позицию заняли Чехия и Польша. Впоследствии все три государства были признаны Судом ЕС нарушившими европейский закон.
Фото - © Jacek Dylag/Unsplash.com
В период пандемии обеспокоенность ЕС вызвали чрезвычайные полномочия, которые получило правительство Венгрии: оно могло управлять страной без какого-либо контроля со стороны парламента, причем неопределенно долгий срок. Впрочем, на этом европейские власти не стали сильно заострять внимание – в период пандемии подобное происходило во многих странах, ранее считавшихся демократическими. А вот закон о запрете ЛГБТ-пропаганды, принятый в Венгрии в 2021 году, вызвал у евробюрократов крайне острую реакцию.
Можно сказать, что правительство Орбана подвергается критике за «недемократическую» политику в целом. Премьер-министр Венгрии сам подливает масла в огонь, называя идеологию своего режима «нелиберальной демократией», а также регулярно критикуя власти ЕС.
В рейтинге «свободы» стран мира, публикуемом американской правозащитной организацией Freedom House, Венгрия стала единственной страной ЕС, признанной «частично свободной» – яркая и наглядная иллюстрация восприятия этой страны коллективным Западом.
Биография Виктора Орбана: как лидер Венгрии борется с мигрантами и ЛГБТ‑пропагандой>>
Могут ли Венгрию исключить из ЕС
Фото - © Алексей Витвицкий/РИА Новости
Правила Евросоюза не содержат такой меры, как исключение страны-члена из состава объединения. Максимальное наказание для такого государства в случае, если оно нарушает ключевые общеевропейские ценности, предусмотрено статьей 7 Договора о Европейском Союзе и предусматривает лишение данного государства отдельных прав члена Союза. Самое серьезное ограничение в соответствии с этой статьей – лишение страны права голоса.
В отношении Венгрии действие статьи 7 было инициировано еще в 2018 году (хотя любопытно, что этот прецедент не стал первым – годом ранее это произошло в отношении Польши). В том же году Европарламент проголосовал в поддержку данной меры, однако это было скорее символическим шагом – до реального ограничения прав Венгрии как члена ЕС дело пока не дошло.
Таким образом, государство-член Евросоюза может покинуть объединение только по своему желанию (как это сделала Великобритания). В Венгрии эта тема муссируется отдельными политическими силами, но не слишком успешно: несмотря на противостояние с Брюсселем, население страны довольно своим пребыванием в ЕС и менять ничего не хочет. Так, в 2020 году членство своей страны в Евросоюзе поддерживали 85% венгров.
Какие инструменты есть у ЕС для воздействия на Венгрию
Фото - © Владимир Трефилов/РИА Новости
Евросоюз – довольно либеральное объединение. Так, решения его главного политического органа, Европейского совета, обычно требуют согласия всех 27 стран-членов. По этой причине «наказать» непокорные страны вроде Венгрии и Польши непросто – во время невыгодного им голосования они просто пользуются своим правом вето.
И все же евробюрократы смогли продавить дополнительный механизм воздействия на «несогласных» (помимо упомянутых выше статьи 7 и решений Суда ЕС). Во время обсуждения бюджета ЕС на 2021-2027 годы было принято решение увязать распределение денег между государствами-членами с тем, как в этих странах реализуется принцип «власти закона» (rule of law). Польша и Венгрия сопротивлялись принятию данного пункта, и в итоге согласованный вариант получился гораздо более мягким, чем предлагавшийся изначально (Орбан даже объявил это «победой над Брюсселем»).
И все же новая мера оказалась действенной: в 2022 году Еврокомиссия заморозила выплаты Венгрии в размере 6,3 миллиарда евро, и теперь стране предстоит «исправлять недочеты» в судебной системе, на которые ей было указано (всего данная реформа предполагает 17 пунктов).
Из других мер воздействия властей ЕС на Венгрию можно отметить исключение в 2019 правящей венгерской партии «Фидес» из состава Европейской народной партии (главная правая политическая сила в Европейском парламенте). Точнее, партия Орбана вышла ЕНП сама, не дожидаясь, пока ее выгонят.
В целом венгерскую политику в отношении ЕС можно характеризовать как торжество прагматизма в отстаивании национальных интересов. Орбан пытается получить максимум экономической выгоды от нахождения в составе Союза и при этом пойти на минимальные уступки государственного суверенитета Венгрии. Евросоюз же заинтересован в обратном и медленно, но методично давит непокорного Орбана неповоротливыми бюрократическими клешнями. До окончательной победы в этой борьбе обеим сторонам, кажется, пока далеко, да и возможна ли она в принципе – не очень понятно.