Sokol «завис» в океане: почему Индия отказывается от дешевой и качественной российской нефти

Sokol «завис» в океане: почему Индия отказывается от дешевой и качественной российской нефти
Акценты
Александр Гальперин

Фото - © Александр Гальперин/РИА Новости

Проблемы с поставками в Индию российской нефти премиального сорта Sokol начали возникать три месяца назад, и до сих пор кризис продолжается. Так, по данным Bloomberg, на первую декаду февраля в танкерах близ побережья Сингапура и Южной Кореи находилось почти два десятка грузов нефти Sokol общим объемом около 11 миллионов баррелей, которые предназначаются для Индии. Почему эти проблемы никак не могут разрешиться, читайте в материале РИАМО.

Поставки «Роснефти» застряли на пути в Индию

Евгений Биятов

Фото - © Евгений Биятов/РИА Новости

За прошедшее время только один танкер Jaguar смог выгрузить нефть. Он доставил груз в порт Вадинар, где расположены терминалы Indian Oil Corp. (IOC) и терминал, снабжающий местный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Последний находится в собственности у компании Nayara Energy Limited, 49,13%, которой принадлежит «Роснефти».

Напомним, что Sokol – это сорт легкой российской нефти с очень низким процентом содержания серы, который добывается на Сахалине. Ее производителем является компания «Роснефть». Благодаря качественному составу Sokol стоит дороже азиатского эталона Dubai, с дисконтом к цене которого торгуется.

В конце января вице-премьер РФ Александр Новак говорил, что с поставками российской нефти в Индию все в порядке – якобы регулярно поступает информация от компаний-экспортеров, что нефтеналивные танкеры отгружаются и расчеты за поставленную нефть идут.

Однако, по данным и зарубежных, и российских СМИ, на середину февраля кризис в отношении поставок Sokol в Индию до сих пор не разрешился.

Читайте также: Рекордное бурение нефтескважин в России: что это означает>>

У Индии есть перспективы стать мировым нефтяным хабом

Виталий Тимкив

Фото - © Виталий Тимкив/РИА Новости

В течение последних десяти лет Индия сделала акцент не только на развитии базовой нефтепереработки (дизельное топливо и бензин), но и заложила крепкий фундамент для постепенного углубления технологического процесса, объясняет директор по развитию инжиниринговой компании ООО «Энергия Плюс» Павел Марышев. Для создания нефтепродуктов более высоких переделов требуется более «чистое» сырье с минимальным количеством обременяющих фракций. Таковой является нефть российской марки Sokol.

«Поэтому говорить о систематическом отказе восточных партнеров от российского премиального углеводорода не стоит. Тем более, величина дисконта с лихвой покрывает внешнеполитические риски для Индии», – считает эксперт.

На фоне ужесточения контроля США за соблюдением концепции «ценового потолка» многие участники рынка, действительно, стали более внимательно относиться к российской нефти или, что чаще — более старательно «маскировать» поставки, загружая сырую нефть на танкеры третьих стран. Но отказ индийцев не стоит воспринимать как опасение перед карательными мерами американцев, уверен Марышев.

«Перспективы стать главным нефтяным хабом, центром мировой нефтехимии, которые обозначились перед Индией на фоне радикального снижения нефтепереработки в прочих странах, “угрожают” Индии небывалым экономическим ростом, который произойдет даже в случае возникновения протестов и санкций со стороны США. Не исключаю, что определенную роль в отказе от Sokol политическая компонента сыграла, но не главную», – комментирует ситуацию эксперт.

Существующая зависимость Евросоюза и США от импорта продукции нефтехимического комплекса Индии создает дополнительную «подушку безопасности», которая позволяет индийским партнерам безнаказанно покупать российскую нефть по ценам, значительно превышающим ценовой потолок.

Читайте также: Запасы нефти и газа в России: на сколько лет хватит и чем грозит их исчерпание>>

Не деловой подход: индийцы хотят «сбить» цену на российскую нефть

Виталий Аньков

Фото - © Виталий Аньков/РИА Новости

Важно отметить, что идея стать центром притяжения «нефтяных» денег подкрепляется со стороны индийского истеблишмента соответствующими заявлениями. Например, министр нефти и природного газа Индии Хардип Сингх Пури в рамках конференции India Energy Week отметил: «Я думаю, что в интересах России продавать больше Индии. В интересах Индии покупать больше у России. Также в интересах международного сообщества, чтобы Индия покупала больше, потому что если вы не покупаете у России, то те же компании будут покупать нефть у стран Персидского залива и цена будет расти».

Российская нефть в среднем на 12-15% дешевле, чем саудовская или иранская. С учетом потенциального дисконта, вызванного отказом индийцев, «черное золото» может поставляться на нефтеперерабатывающие заводы страны по совершенно не рыночной, смешной цене, отмечает Марышев.

«С учетом непростой ситуации с российским экспортом углеводородов, осложненной ужесточающимися санкциями, вполне реальна дальнейшая коррекция ценовой политики на понижение», – считает эксперт.

По его словам, сейчас 19 нефтяных танкеров, предназначенных для индийской Bharat Petroleum Corp (BPCL), «повисли в воздухе»: партнеры из «поднебесной» или АТР не готовы принять выпавшие объемы.

«Допускаю, что индийцы не только хотят “сбить” цену, но и банально не рассчитали свои потребности. Для страны, только 10 лет назад активно занявшейся развитием нефтепереработки, “дармовая” российская нефть Sokol, которая торгуется с учетом дисконта заметно дешевле аналогичных премиум-брендов, просто оказалась “не по зубам”. Ситуация, вероятно, сложилась как с трейдерами, которые не успевают продать фьючерсы: нефть зафрахтована, а погасить обязательства по приему технической возможности нет», – комментирует Марышев.

На стороне Индии – дефицит спроса на российскую нефть. При этом, несмотря на откровенно «не деловой» подход к обеспечению контрактных обязательств, транзит российской нефти в страну продолжится, считает эксперт.

Читайте также: Запасы нефти и газа в США: что происходит в сланцевом секторе и как это влияет на экономику США>>