Прерванные полеты и перспективы развития: что происходит с российской авиацией
Конец 2023 года для российской гражданской авиации был ознаменован чередой инцидентов: самолеты из-за технических неполадок совершали вынужденные посадки. По мнению экспертов, частые поломки российских самолетов происходят из-за сложного положения отечественной авиации, в которой она оказалась после введения санкций. Подробности о ее нынешнем состоянии и перспективах читайте в материале РИАМО.
Неисправность самолетов: хроника тревожных новостей
8 декабря самолет авиакомпании «Россия» вылетел в Санкт-Петербург из аэропорта Минеральных Вод, но через 30 минут вернулся в город отправления и совершил там аварийную посадку. По предварительным данным, в небе произошла разгерметизация кабины пилотов. По данным СМИ, в салоне выпали кислородные маски, шокированные пассажиры читали молитвы, а некоторые из них плакали.
В тот же день пассажирский самолет авиакомпании S7 Airlines («Сибирь») вылетел в Москву из аэропорта Новосибирска, но из-за технической неисправности вернулся обратно. Посадка прошла штатно, борт отстранили от эксплуатации, а пассажиров судна разместили в здании аэровокзала. По факту произошедшего Западно-Сибирская транспортная прокуратура начала проверку.
А неделей ранее, 1 декабря, стало известно, что вылетевший из Москвы рейс «Аэрофлота» совершил аварийную посадку в Южно-Сахалинске – об этом рассказали в региональном управлении МЧС. По некоторым данным, причиной инцидента с самолетом Boeing-737, на борту которого находились 399 человек, стало спущенное колесо шасси в носовой части лайнера – давление резко упало во время полета.
При этом похожие инциденты случались и в конце осени: так, 26 ноября стало известно, что самолет авиакомпании «Аэрофлот», на борту которого находилось 128 пассажиров и шесть членов экипажа, вылетел из Самары в Москву, но по некой технической причине вернулся в аэропорт отправления Курумоч.
Читайте также: Московские авиадиспетчеры: о курьезах в небе и общении с экипажем>>
Гражданская авиация под давлением санкций
По мнению председателя комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олега Смирнова, частые поломки российских самолетов происходят из-за сложного положения российской авиации, в которой она оказалась после введения санкций. Евросоюз ввел их против российских авиакомпаний после начала специальной военной операции (СВО) на Украине.
Принятые меры обязывают расторгнуть действовавшие с Россией договоры и запретить заключать новые соглашения на лизинг самолетов, а также не допускают продажу воздушных судов и запчастей к ним, проведение ремонта и оказание любых страховых услуг. Похожий пакет санкций ввели и США, причем почти сразу после 24 февраля.
Тем не менее, даже к концу лета 2022 года ограничение поставок запчастей из-за санкций не сказалось массово на российских авиаперевозчиках. Исправность парка самолетов по состоянию на август составляла 87% по иностранной технике и 51% – по российской. Такое соотношение, с одной стороны, объяснялось новизной зарубежной техники, а с другой – тем, что в авиакомпаниях числились старые самолеты, которые не летали, но еще не были списаны: к примеру, Ан-2, Ан-24 и Ту-154.
По прогнозам экспертов, к 2025 году иностранный авиапарк в России сократится на 12%, а к 2030 году – в 2-3 раза: с 738 до 300 самолетов. В то же время 1 февраля глава Росавиации Александр Нерадько заявлял, что западные лайнеры, которые есть в парках российских авиакомпаний, при поддержании их летной годности могут «спокойно летать» вплоть до 2030 года.
«У меня есть уверенность, что не стало опаснее летать», – отмечал чиновник. Но на практике, похоже, складывается совсем иная картина.
Читайте также: Пилот дальней авиации: про «Белый континент» и покорение Южного полюса>>
Проблемы ремонта самолетов в России
Как ранее отмечал Олег Смирнов, летную годность воздушных судов нужно поддерживать – однако на данный момент сделать это крайне сложно, поскольку Boeing и Airbus вместе с остальными западными компаниями остановили поставки запасных частей и комплектующих, которых в каждом самолете насчитывается несколько тысяч.
По словам специалиста, самой главной проблемой остаются двигатели – заменить их нечем, поскольку ни один западный завод не возьмется за их ремонт, а российские предприятия сделать с ними также ничего не могут. При этом в октябре стало известно, что авиакомпания S7 планирует с ноября по март уменьшить число авиаперевозок на 10-15% – Смирнов назвал это «тревожным звоночком».
По мнению эксперта, если перевозчики уже заговорили о сокращении рейсов, это может означать, что в будущем такое может происходить чаще. Ситуацию он назвал вполне ожидаемой.
«Рано или поздно то техническое обслуживание, которым мы сейчас занимаемся в отсутствие официальных поставок запасных частей, себя изживет. Сейчас еще есть кое-какие запасы от прошлых поставок, некий серый импорт тоже есть. Но это не покрывает необходимости», – отметил он.
Как считает Смирнов, выходом из ситуации станет восстановление российской авиационной отрасли в «мобилизационном режиме» после ее разрушения в 1990-х годах. Указом президента уже принята программа по импортозамещению гражданской авиации к 2030 году. Планируется выпустить тысячу самолетов разных типов. Предполагается, что они смогут восполнить пробел, вызванный износом западных воздушных судов. Однако, по мнению Смирнова, без строгой выдержки сроков выполнить поставленную задачу не получится.
Читайте также: Как получить компенсацию в случае задержки или отмены авиарейса>>
Перспективы развития авиации в России
Впрочем, сегодня для российской гражданской авиации есть и хорошие новости. По словам гендиректора ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» и члена Общественного совета при Росавиации Виктора Горбачева, из-за западных санкций российская экономика какое-то время действительно испытывала турбулентность, но этот период прошел.
Ранее глава Минтранса Виталий Савельев сообщил, что из-за санкций Россия потеряла 76 лайнеров. Однако Горбачев напомнил, что российский авиапарк насчитывает более 1 тысячи единиц техники. Таким образом, потери составили менее 10%. При этом 800 единиц из этих судов – зарубежного производства. Пока России без иностранной техники не обойтись, однако массовое производство отечественных самолетов начнется в течение нескольких лет.
Предполагается, что в год будет выпускаться 72 самолета МС-21 и более 20 SuperJet-100 (SJ-100) New (полностью отечественное воздушное судно). Также в России планируют создать аналог Ту-144 – сверхзвуковой пассажирский самолет. К слову, первый полет полностью российского самолета SJ-100 состоялся минувшим летом.
По мнению генерал-майора, кандидата технических наук, доцента Владимира Попова, это событие стало победой над запдными санкциями. Первый полет самолета длился 54 минуты: в ходе испытаний SJ-100 была подтверждена стабильная работа установленных на воздушном судне отечественных систем. Лайнер поднялся на высоту до трех тысяч метров, а также продемонстрировал хорошие показатели устойчивости в воздухе и управляемости.
«Это все-таки победа. Победа нашей промышленности и наших конструкторских бюро, технологий. И упорство российское подчеркнуто по отношению к коллективному Западу, к тем санкциям, которые они на нас напустили», – заключил эксперт.
Читайте также: Авиадебоширы на борту: за что пассажира могут снять с рейса>>