Пилот дальней авиации: про «Белый континент» и покорение Южного полюса

Пилот дальней авиации: про «Белый континент» и покорение Южного полюса
Люди

Материал подготовлен Люберецким ИА>>

Пилот дальней авиации Николай Гаврилов из подмосковных Люберец - Герой России, генерал-лейтенант, в его личном зачете - более 3000 полетных часов. Казалось бы, профессионала с таким опытом ничем не удивить и не озадачить, однако в 2007 году ему предстояло покорить Южный полюс на вертолете «Ми-8». О коварных цветных облаках, приземлении на голый лед и других испытаниях во время покорения Антарктиды пилот рассказал корреспонденту Люберецкого информагентства в свой профессиональный праздник - День дальней авиации России, который отмечается 23 декабря.

Рекорд не ради рекорда

«В конце 2006 года мой экипаж получил совершенно неожиданное задание: долететь на вертолетах до Южного полюса. До нас этого пока никто не делал!», - рассказывает Николай Федорович.

Руководитель Высокоширотной воздушной антарктической экспедиции Артур Чилингаров считал, что надо использовать и испытать в особых условиях проверенную, надежную технику. Это была большая стратегическая воздушная операция, в которой участвовали разные виды дальней авиации: самолет «Руслан» компании «Волга-Днепр», вертолеты «Ми-8» авиации ФСБ, самолет «Ан-74» компании «Газпромавиа».

«Важно было подтвердить саму возможность в случае необходимости выполнить летную задачу в экстремальных условиях. Так что никаких рекордов ради рекордов, только разумный риск – в силу государственной необходимости», - объясняет Гаврилов.

По его словам, антарктическая воздушная экспедиция специального назначения открыла пути к решению целого комплекса экономических, технических и политических задач.

«Эта земля может быть очень щедрой – но лишь для тех, кто способен перенести с честью самые настоящие испытания», - отмечает пилот.

Здесь сталкиваются геополитические интересы разных стран, даже расположенных за многие тысячи миль от Южного полюса. Все спешат заявить о своем присутствии на континенте. Согласно Международному договору 1959 года, действовавшему 50 лет и недавно продленному странами-участниками, Антарктида была объявлена континентом науки и мира. Здесь запрещена разработка земных недр – это неприкосновенный запас Земли. Здесь нельзя строить военные объекты.

«Чтобы иметь весомый голос в обсуждении этой проблемы, Россия должна укреплять здесь свое присутствие. Наш полет был одним из способов осуществить это». - поясняет Николай Федорович.

Белый континент

Антарктида - континент с уникальными полетными условиями. «Это высокие широты. Атмосфера «хрустальная», особой прозрачности, отчего все расстояния кажутся меньше, чем на самом деле. Но это – только в погожий день. Другая особенность Антарктиды состоит в том, что здесь зарождается вся погода, и преподносит летчику самые неожиданные сюрпризы», - рассказывает пилот.

Накануне Нового 2007 года из московского аэропорта Внуково вылетел самолет «Ан-124» - «Руслан». Этот воздушный «извозчик» - самый большой грузовой самолет в мире. В его просторном «чреве» на специальных креплениях находились два российских вертолета Ми-8, подготовленные к дальней экспедиции, а также все необходимое дополнительное оборудование, запас провианта и теплой одежды, топливо для вертолетов.

«Приземлившись в аэропорту чилийского города Пунта-Аренас, «Ан-124» остался там дожидаться нашего возвращения. А мы начали готовить вертолеты к вылету», - вспоминает наш герой.

Маршрут предусматривал, что впервые в истории освоения Белого континента винтокрылые машины пройдут над проливом Дрейка, известным своим неспокойным характером.

«Как ни удивительно, но стартовав с территории Чили, мы пересекли злосчастный пролив довольно легко, преодолев над океаном 1300 километров, встретили на высоте и Новый год! А1 января приземлились на аэродроме Марч на антарктическом острове Кинг Джордж», - рассказывает Гаврилов.

Когда первооткрыватели континента Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев впервые обследовали берега Западной Антарктиды, они назвали этот клочок обледенелой суши островом Ватерлоо – в честь крупной победы над Наполеоном. Сегодня здесь находится несколько научных станций, принадлежащих разным странам. Российская станция «Беллинсгаузен» среди них – самая первая, действует с 1968 года.

Несколько лет назад на территории ледового континента возвели и первую православную церковь - Храм Святой Живоначальной Троицы. «Священник-полярник, настоятель храма отец Каллистрат нас очень тепло встретил – и верующих, и неверующих, благословил на нелегкий путь», - говорит Николай Федорович.

Короткий отдых, дозаправка, осмотр техники – и на старт. Участникам экспедиции предстояло лететь от станции «Беллинсгаузен» вглубь Антарктиды еще более 3000 километров – до следующей точки посадки. Одним из самых сложных этапов полета был перегон длиной 1600 километров от английской станции «Ротери» до чилийской станции «Патриот Хиллз». Он частично проходил над океаном, частично над горами. Так что не везде там ледяная пустыня. Кстати, горы в Антарктиде достигают высоты 5400 метров.

Как объясняет пилот, большие горы приходилось облетать, так как на большой высоте воздух сильно разрежен, и лопасти винтов могут не удержать машину. В основном, полет проходил над бескрайними снежными просторами. И здесь была своя сложность: в хорошую погоду даже опытному экипажу трудно определить прохождение реальной линии горизонта.

«Безумные русские»

«С легкой руки чилийских метеорологов, работавших в радиоэфире на английском языке, вас называли не иначе, как crazy Russians – «безумные русские». И даже предрекали нам неминуемую гибель на снежных просторах, утверждая, что вся наша затея – авантюра чистой воды. Но вот чего не было, так это безумия. Мы пошли на риск осознанно, подготовившись к любым неожиданностям, - подчеркивает Гаврилов.

Одна из трудных ситуаций ждала во время первой посадки грузового самолета «Ан-74» на ледник у станции «Патриот Хиллз». Для заправки вертолетов надо было доставить на станцию топливо, а опыта посадки на голый лед у «Ан-74» не было. Раньше с этой задачей справлялся только «Ил-76». Командир экипажа Владимир Яснов рискнул - и впервые в истории «Ан-74» сел на ледовую полосу в Антарктиде.

«Несколько раз нас с командиром экипажа «Ми-8» Владимиром Авдеевым едва не подвели цветные облака. Это то, что можно наблюдать лишь в высоких широтах. И лучше – с земли, честное слово!», - делится впечатлениями пилот.

По его словам, в Антарктике часто приходится летать по приборам даже в хорошую погоду. Полет под визуальным контролем на малых высотах практически невозможен: снег сливается с небом, небо сливается со снегом… А если взять выше, на высоте 3,5 - 4 тысячи метров появляются цветные облака. В широтах России они были бы просто радугой: солнечный свет преломляется в каплях воды и раскладывается по цветам спектра, объясняет пилот.

«А тут, в силу климатических особенностей, вся туча, пропитанная мельчайшими частичками мерзлой влаги, становится разноцветной. Летишь мимо – глаз радуется, такая красота! Но упаси вас Бог попасть в такое облако! Сразу - обледенение, вертолет может потерять управление. Такого я не встречал, пролетав 30 лет!», - восклицает Гаврилов.

Следующая посадка российских вертолетов была на станции «Тиль» - по сути, это всего лишь склад запасов. Туда заранее были доставлены бочки с топливом. Сели, «Ми-8» заправились, и – снова на взлет. Впереди уже была прямая дорога на полюс.

Дорога на полюс

Почти на самом Южном полюсе находится американская станция «Амундсен-Скотт». Двойное название – в честь исследователей-первопроходцев. Норвежец Амундсен с товарищами дошел до полюса, англичанин Скотт погиб со своей экспедицией. А в названии самого южного поселения человека на Земле их имена – рядом. На сегодняшний день станция «Амундсен-Скотт» - одна из самых больших и хорошо оснащенных, здесь есть все, чтобы спокойно жить в условиях арктических холодов и заниматься наукой.

«Но даже опытные полярники не поверили своим ушам, услышав наше радиосообщение. Войдя в зону радиослышимости, мы на английском языке поприветствовали американских коллег. Сказали, что мы - экспедиция из России, имеем честь к вам прилететь на двух вертолетах. Они – давай переспрашивать: кто, куда, да зачем… Американцы замолчали на пять минут… Видимо, «переваривали» информацию решали, не шутит ли кто в эфире!», - вспоминает пилот.

За это время россияне подлетели к полюсу довольно близко, оценили метеоусловия, самостоятельно выбрали площадку и сели. На полюсе участники экспедиции подняли российский флаг, включили магнитофон и под фонограмму исполнили гимн России.

Коварный пролив Дрейка

Возвращение вертолетов «Ми-8» с полюса происходило по уже отработанной схеме. Только пролив Дрейка на этот раз показал свой настоящий характер. Когда возвращались назад, пришлось лететь на высоте 100-300 метров, видимость - не более 500-600 метров, пошел холодный дождь.

«Вначале еще было ничего, а во второй половине пути появился встречный ветер, более 100 км/час. Мы практически «висели» на одном месте и считали топливо… Страшно! Впервые, пожалуй, после «горячих точек» я осознавал: могу погибнуть. И ладно бы – один, но ведь два экипажа…», - признается Николай Гаврилов.

Был момент, когда фактически вертолеты падали в море - когда ветер достиг 180 километров в час. При скорости вертолета 200 км/час реальная путевая скорость составляла всего 20 км/час. Истекал уже восьмой час полета, топливо было на исходе, а тут еще ухудшилась видимость, начался дождь.

Неординарное, но единственно верное решение – выйти за облака до высоты в 5 тысяч метров. К счастью, на этом этапе полета топливо было уже почти выработано, вертолеты стали легкими. А на высоте экипажи вертолетов ждал штиль! Путевая скорость увеличилась до нормальной, и участники экспедиции благополучно достигли чилийского аэродрома.

«Это говорит о том, что техника у нас хорошая и летный состав умеет думать», - отмечает Николай Федорович.

Герой России признался, что после приземления поцеловал свой вертолет. «Не сдержал эмоций! Подошел на негнущихся от усталости ногах – и поцеловал в левый блистер. В знак благодарности, что машина нас не подвела», - рассказал он.

За выполнение важного правительственного задания все члены экипажей двух вертолетов «Ми-8» Российской антарктической экспедиции были отмечены наградами и повышениями по службе. Штурман Владимир Письменный получил звание Героя России.

13 января 2007 года в московском аэропорту Внуково приземлился самолет «Руслан». Героев перелета на Южный полюс и их боевые машины встречали журналисты, депутаты Госдумы, члены правительства. Президент РФ Владимир Путин направил участникам экспедиции письменное приветствие.

Как отметил руководитель экспедиции Артур Чилингаров, в очередной раз были выполнены невыполнимые задачи, и российская авиация продемонстрировала свою мощь. Если понадобится, российские летчики смогут оказать помощь в любой точке планеты, даже если это будет Южный полюс.

Светлана Самченко