Московские авиадиспетчеры: о курьезах в небе и общении с экипажем

Московские авиадиспетчеры: о курьезах в небе и общении с экипажем
Акценты

Авиадиспетчеры, которые 20 октября отмечают профессиональный праздник, играют не меньшую роль в безопасности полета, чем экипаж воздушного судна. Профессионализм этих специалистов должен быть на самом высоком уровне. Корреспондент РИАМО побывал в Московском центре автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) - филиале ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и узнал, как готовят диспетчеров, что помогает в стрессовой работе, и есть ли в ней место юмору.

Как это работает: сборка истребителей «МиГ» в Подмосковье. ФОТО>>

Сиротина Кристина Владимировна, 25 лет, авиадиспетчер, стаж самостоятельной работы 1,5 года:

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

«Можно сказать, что в профессию я попала случайно, хотя теперь понимаю, что это не совсем так. Как сказал один мой коллега: «Не только мы выбираем небо, но и небо выбирает нас». Я пошла учиться на авиадиспетчера под влиянием изучавших эту специальность знакомых. А потом оказалось, что мой день рождения, который как раз сегодня, совпадает с днем авиадиспетчера. Вот и выходит, что это была судьба»

О женщинах в профессии

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

«Бытует мнение, что женщины хуже мужчин ориентируются в пространстве. Отчасти я с ним согласна – в общей массе сильному полу наша профессия дается проще. Однако я считаю, что главное – это личностные особенности человека. Да, у меня были страхи, связанные с тем, что я не справлюсь, запутаюсь, что у меня, как у девушки, будут проблемы с освоением специальности. Их разрешил мой инструктор. Он сказал: «Это вопрос не пола, а интеллекта». Если индивидуальная предрасположенность есть, дело лишь в желании и упорстве.

К тому же, есть и другие важные для диспетчера стороны, которые девушкам присущи больше. Общепризнано, что женщины более внимательны, усидчивы, исполнительны. Конечно, в крупных Центрах УВД, с высокой интенсивностью движения, на хрупкие плечи ложится высочайшая нагрузка. Особенно это сложно, когда нужно совмещать роль не только профессионала, но и жены, мамы. Однако, как говорят мои более опытные коллеги, главное – это научиться переключаться. Дом должен оставаться дома, а работа на работе, и это актуально для всех. Опять же - вопрос не пола, а самоорганизации».

Советы по борьбе с депрессией, вызванной необходимостью идти на работу>>

О близости к небу

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

«Мне кажется, наша работа уникальна, и в этом ее кайф. Да, мы работаем не на вышке аэропорта и не видим взлетающие и садящиеся самолеты. Для нас борт – это точка на мониторе. Но, возможно, для нас она даже более живая, чем для других служб, видящих авиацию во всей красе полета, ведь мы постоянно находимся с ней в контакте. Мы общаемся с пилотами, слышим в эфире все, что происходит там, в небе. Получается такое объединение неживого мира техники и живого мира людей, и мы стоим на границе этих миров, являемся их связующим звеном, это ужасно захватывает. Мы разговариваем с пилотами, находящимися на высоте нескольких тысяч метров и на расстоянии сотен километров, но слышим их, как будто они совсем близко.

Я стараюсь не просто развести суда и обеспечить безопасность, но и сделать так, чтобы пилотам было приятно находиться в моей зоне ответственности, чтобы они чувствовали, что я рядом и всегда приду им на помощь в трудной ситуации».

Летчики ВВС из Подмосковья: о свободе и испытаниях в небе>>

О курьезах и шутках с пилотами

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

«Когда ты хорошо делаешь свою работу, нередко можно услышать теплые слова в свой адрес. Это очень приятно, сразу чувствуешь отдачу. Когда пилот произносит такое в адрес девушки, старшие коллеги, бывает, посмеиваются. Однако и мужчины-диспетчера нередко слышат слова благодарности за помощь и также расплываются в довольной улыбке.

Наша профессия строго регламентирована, общение в эфире как на русском, так и на английском языках происходит в жестко установленной терминологии, а все переговоры контролируются постоянно ведущейся видео- и аудиозаписью. Но все же нам не чуждо чувство юмора, шутка помогает расслабиться и снять напряжение.

Бывают курьезные моменты, которые забавно вспоминать. К примеру, как-то шла гроза и нужно было изменить курс для двух китайских самолетов. Первому китайскому экипажу я объяснила ситуацию и попросила изменить курс, в ответ услышала подтверждение. Второй китайский борт, вошедший в ту же зону, получил от меня те же инструкции, но не понял их. Я повторила сообщение несколько раз, однако в эфире звучала непонимающая тишина. Спас меня первый пилот: он подключился к беседе и по-китайски объяснил своему коллеге, что требуется сделать.

Таких маленькие «анекдоты» случаются нередко. Я веду личный дневник интересных, забавных, примечательных случаев. Мне хотелось бы сохранить их для себя и других, чтобы люди могли ближе познакомиться с нашей профессией и лучше понять ее особенности».

10 мифов о «Макдоналдсе»: «долгоживущий» бургер и «гибкий» график работы>>

Хмелев Артем Валерьевич, 28 лет, авиадиспетчер 2 класса, стаж работы 5 лет:

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

«Когда я пошел учиться на авиадиспетчера, то о профессии я имел самые общие представления. Однако уже на втором курсе я вошел во вкус и понял, что сделал правильный выбор. Несмотря на высокие требования к техническим знаниям, уровню английского языка, физическому состоянию и подготовке, мне не пришлось прилагать сверх усилий. Все получилось само собой, это оказалось действительно мое».

О здоровье и стрессе

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

«Авиадиспетчер - очень ответственная профессия, где все направлено на обеспечение безопасности. Специалист должен обладать отменным здоровьем, хорошей реакцией и устойчивой нервной системой.

Пока молодой - сильно не задумываешься о здоровье, но, бесспорно, нужно поддерживать себя в форме, чтобы беспроблемно продолжать карьеру. В МЦ для этого есть все условия, сотрудникам предоставляют абонементы в фитнесс-центр, которыми мы активно пользуемся. Среди диспетчеров вообще сильно развита тема спорта, регулярно проводятся международные соревнования по различным видам спорта, где наши команды часто побеждают.

Стресс в нашей работе присутствует. Как с ним бороться? Я считаю, что, во-первых, нельзя зацикливаться. Если постоянно будешь думать о том, что несешь ответственность за такое количество жизней, можно просто сойти с ума. Такие мысли мешают сосредоточиться и объективно принимать решения. Нужно уметь немного абстрагироваться и смотреть на ситуацию со стороны, как, допустим, в компьютерной игре. А во-вторых, нужно уметь расслабляться. Например, перед ночной сменой важно высыпаться и хорошо отдохнуть, поэтому я стараюсь не планировать на это время важных и трудозатратных дел».

Как преодолеть стресс и избавиться от депрессии>>

О взаимовыручке

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

«Нештатные ситуации происходят довольно редко. У нас даже есть значок: «5 лет работы без аварийных ситуаций», который есть у многих сотрудников. Я тоже должен получить такой в ближайшее время, так как преодолел этот рубеж (смеется).

Но полностью избежать инцидентов в небе невозможно. И тут очень выручает чувство плеча. Ты никогда не останешься один в трудной ситуации. На рабочем месте мы действуем в паре, но кроме этого есть старший направления, старший смены, руководитель полетов. Это придает чувство уверенности и спокойствия. Ты знаешь, что старшие коллеги всегда помогут и подскажут».

Авиасалон МАКС-2015 в подмосковном Жуковском. ФОТО>>

О преимуществах профессии

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

«Наша работа очень интересна и дает много возможностей для развития. Посменная работа дает мне возможность планировать свой досуг. Да, у нас нет стандартных выходных и праздников, мы работаем в графике: смена, затем 2 выходных, если смена ночная, то еще плюс день, мы его называем «отсыпной». Зато три дня подряд вне работы позволяют много путешествовать. Я люблю ездить по городам и узнавать новое, такой график идеально для этого подходит. Не говоря уже об увеличенном отпуске - 69 суток в год.

Пенсия у нас тоже начинается раньше: в 45 лет для женщин и 50 - для мужчин. Однако это не значит, что ты окажешься на улице в работоспособном возрасте. Те, кому здоровье позволяет, продолжают работать диспетчерами, тем же, кому тяжело, стараются найти другое место в МЦ».

Как сэкономить на авиабилетах>>

Вишневский Александр Михайлович, 56 лет, замначальника отдела Организации воздушного движения (ОрВД) и Использования воздушного пространства (ИВП), профессиональный стаж 36 лет:

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

«По образованию я авиадиспетчер, в Центре работаю с 1 января 1979 года. Вся моя трудовая деятельность неразрывно связана с МЦ АУВД, на моих глазах менялась страна, отрасль, технологии, структура воздушного пространства. Сегодня мы вплотную подошли к тому, чтобы полностью соответствовать этим изменениям».

О новых технологиях

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

«Система УВД, на которой сейчас происходит работа диспетчеров центра, работает с 1981 года. Конечно, с тех пор технологии существенно шагнули вперед. Пришло время изменений. Поэтому усилия компании сейчас направлены на создание нового центра. Он уже построен и укомплектован, в данный момент идут его эксплуатационные испытания.

Новый центр УВД станет для нас большим шагом вперед. Современная система позволит решать структурные задачи, связанные с изменением воздушного пространства, повышением интенсивности движения воздушных судов. Немаловажно, что высокотехнологичное оборудование позволит создавать большое число бесконфликтных маршрутов и увеличит пропускную способность. Это существенно снизит нагрузку на авиадиспетчеров и сделает управление полетами еще более эффективным и безопасным».

Лазерный центр в Шатуре: высокие технологии для спасения жизни>>

О психологической совместимости

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

«В работе авиадиспетчера не последнюю роль играет психология. По сути, на земле находится такой же экипаж, как и в небе: за пультом управления всегда работают два авиадиспетчера. Поэтому, понятие «совместимость», применяемое у летчиков, актуально и здесь. Хотя все наши специалисты равнозначны по образованию и подготовке, забывать о том, что это обычные люди, со своими привычками и характером, нельзя. Мы стараемся подбирать пару и сектор, на котором она работает, в том числе и по психологическим особенностям специалистов.

Еще один важный момент – нагрузка на диспетчера. Уровень безопасности, который должен обеспечиваться специалистом, требует его предельной внимательности и концентрации. Даже профессионал высочайшего класса, работающий на новейшем оборудовании, имеет свой физический и психологический предел по количеству обслуживаемых судов. Об этом нельзя забывать и распределять нагрузку так, чтобы диспетчер мог работать в зоне комфорта».

Как стать боссом: советы от тех, кому удалось>>

О подготовке авиадиспетчеров

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

«К нам приходят люди, имеющие профильное образование и владеющие специальностью инженер-диспетчер. Однако до того момента, когда человек может считаться подготовленным специалистом, способным работать самостоятельно, как правило, проходит не меньше года. Если говорить о профессионале хорошего уровня, то стаж его, как правило, не меньше 5-6 лет

Подготовка авиадиспетчера происходит следующим образом. Сначала новичок проходит стажировку под управлением опытного диспетчера-инструктора. Ее средний срок составляет 420 - 450 часов, это около 4 - 4,5 месяцев. При необходимости продолжительность стажировки может быть увеличена до 850 - 900 часов. В рамках подготовки ученик проходит теоретический курс, изучает особенности своего сектора, работает на тренажерах и, самое главное, практикуется на своем рабочем месте. По завершении курса инструктор принимает решение: либо стажер допускается к самостоятельной работе, либо отстраняется от управления полетами.

После завершения стажировки новичков стараются оберегать: не давать им трудные участки, сложные маршруты, по возможности сохраняют возможность работать в паре с инструктором. Здесь важно не навредить. Если неопытного человека бросить «в пекло», то под грузом колоссальной ответственности, он может просто испугаться, может не выдержать психика».

Подготовка космонавтов в условиях гидроневесомости в Звездном городке. ФОТО>>

О роли государства

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

«Два основополагающих фактора в отрасли – это люди и оборудование. С точки зрения техники, решение есть – мы ждем запуска нового центра и системы управления, работы по которым вышли на финальную стадию. С точки зрения кадров, ситуация в последнее время существенно изменилась в лучшую сторону. Сейчас у нас очень много стажеров, большая часть выпусков трех специализированных ВУЗов приходит к нам. Коллектив серьезно помолодел, и проблема нехватки сотрудников, в том числе молодых и прогрессивных, полностью решена. Очевидно, основополагающую роль в решении этих вопросов играет государство, и сегодня, я считаю, оно со своей ролью справляется».

Как работают контролеры метро: новые способы борьбы с зайцами>>

Анна Семенова