Уязвима к шокам: почему экономика Германии стагнирует и что может ее спасти
Фото - © Norbert Braun/Unsplash.com
В Германии остановился экономический рост, из-за этого страна становится беднее, а экономика теряет конкурентоспособность, заявил министр финансов Германии Кристиан Линднер. При этом нельзя сказать, что ВВП страны по итогам 2023 года снизился так уж сильно – по данным Статистического бюро Германии (Destatis), снижение произошло всего на 0,3%. Что происходит с немецкой экономикой, которая все последние годы была самой мощной в Европе, читайте в материале РИАМО.
В немецкой экономике наблюдается стагнация
Фото - © Freepik
Германия до сих пор является крупнейшей экономикой ЕС, однако она оказалась одной из пяти стран еврозоны (всего их 19), которые по итогам 4 квартала 2023 года показали спад ВВП, комментирует ситуацию ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. При этом у Германии еще не самый худший результат, так как ее ВВП в 4 квартале упал только на 0,2% в годовом выражении – в то время как ВВП Ирландии, например, упал на 4,8% год к году.
В Германии уровень годовой и помесячной инфляции не превышает средний по еврозоне, а уровень безработицы в 3% трудоспособного населения – самый низкий в еврозоне, отмечает аналитик.
«Так что происходящее в Германии – это не рецессия и уж точно не обнищание, а стагнация экономики. Правда, в стагнации тоже мало хорошего – это означает, что экономика не растет, в то время как другие страны в темпах экономического роста, производства новейшей продукции, развития технологий оказываются более конкурентоспособными», – говорит Мильчакова.
Со временем экономическая стагнация может оказывать не самое благоприятное воздействие на уровень жизни населения. По всей видимости, министр финансов Германии Линднер пытался донести до населения страны именно этот тезис – стагнация приводит к снижению конкурентоспособности, что может негативно повлиять на уровень жизни, объясняет аналитик.
Снижение конкурентоспособности многих отраслей экономики Германии связано с отказом от дешевого российского газа, что сократило спрос и повысило себестоимость продукции, выпускаемой в стране. Кроме того, в области производства электромобилей, смартфонов и микросхем, применяемых сегодня практически во всех отраслях мировой экономики, Германия отстает от Китая, Южной Кореи и США, которые удерживают низкие или сравнительно низкие цены на свою продукцию, да и вошли на эти рынки гораздо раньше европейских компаний, отмечает Мильчакова.
«Долгосрочные перспективы экономики Германии, если ее власти не примут чрезвычайных мер, выглядят не слишком радостными. Даже МВФ ожидает, что, хотя в 2025 году Германия все-таки преодолеет спад, в ближайшие два года темпы роста немецкой экономики окажутся ниже темпов роста мировой экономики», – говорит аналитик.
Читайте также: ВВП США растет, но американцы недовольны Байденом: что происходит в экономике США>>
Немецкая экономическая модель во многом зависела от сырья из России
Фото - © Алексей Витвицкий/РИА Новости
Германия действительно длительное время была сильнейшей экономикой Европейского союза, но те проблемы, которые в ней созрели сегодня, накапливались достаточно долго, еще до начала СВО и до пандемии, высказывает свое мнение профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений ГУУ Евгений Смирнов.
Уже в 2000-е годы экономика Германии столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны Китая вследствие его активного выхода на мировой рынок. За последние двадцать лет экономика Германии снижалась дважды – в 2009 и в 2020 годах. Если, например, сравнить 2023 год с 2019-м, то ВВП стал больше лишь на 0,7%. Таким образом, экономика фактически стоит на месте, отмечает эксперт.
«С началом СВО Германия разорвала многие связи с Россией, и оказалось, что немецкая социально-экономическая модель во многом зависела от российского сырья», – подчеркивает Смирнов.
На протяжении 1990-х и 2000-х годов экономические связи России и Германии становились все теснее, и данный фактор как-то незаметно стал детерминантой экономического роста Германии. В итоге на протяжении двух лет СВО экономика Германии демонстрирует удручающие показатели, когда экономический рост балансирует на грани нулевого, а в 2023 году и вовсе стал отрицательным (-0,3%).
Фото - © Roman Wimmers/Unsplash.com
Необычно высокая инфляция в стране, во многом спровоцированная ростом стоимости импорта энергоносителей, привела к увеличению процентных ставок, и этот фактор оказал серьезное давление как на бизнес, так и на потребителей. Рост потребительских цен спровоцировал почти двухлетнее снижение покупательной способности потребителей, констатирует Смирнов.
«Высокие издержки привели к стагнации промышленного производства и деиндустриализации экономики, когда предприятия, особенно в энергоемких отраслях, стали либо закрываться, либо уходить в другие страны (в частности, в США). Нарушенные еще вследствие пандемии глобальные цепочки поставок обнажили свои слабые места, а поскольку Германия было существенно интегрирована в эти цепочки, здесь обнаружился ряд проблем для внешней торговли страны, которая длительно время была основой экономического роста», – отмечает эксперт.
Ранее экономика Германии была экспортоориентированной: в «лучшие» годы экспортировалось до 50% производимого в стране ВВП. Однако, например, в 2023 году на самом важном для Германии экспортном рынке, США, также наблюдались признаки замедления экономической динамики.
Читайте также: Торговая война Китая с Западом: миф или реальность>>
Экономику Германии может спасти частное потребление
Фото - © Игорь Зарембо/РИА Новости
По всей видимости, Германии сегодня нужна серьезная трансформация модели социально-экономического развития, где ключевая роль будет отведена государственным инвестициям, предполагает Смирнов. Однако ключевая проблема, которую необходимо сегодня решать – нейтрализация уязвимости к шокам на энергетических рынках и налаживание поставок энергоносителей, подчеркивает профессор.
Поскольку экспорт перестал быть основой экономического роста, возможно, придется сделать больший акцент на стимулирование внутреннего потребления. Пока же спрос внутри страны, так же как и на внешних рынках, сильно ослаблен.
«Интересно, что, согласно некоторым зарубежным оценкам, падение ВВП Германии в 2023 году было незначительным лишь потому, что удалось восстановить частное потребление (высокие процентные ставки стабилизировали инфляцию). С учетом тех вызовов, которые в настоящее время испытывает международная торговля, охваченная многими протекционистскими мерами, такой подход вполне оправдан», – заключает свою мысль Смирнов.