Переходим на газ и малолитражки: почему бензин снова подорожает в 2019 году
Очередной скачок цен на бензин, который ожидается в 2019 году, заставил многих автомобилистов заволноваться и пересчитать расходы. По прогнозам, в январе бензин может подорожать на 3-5 рублей за литр. В соцсетях постят ролики с ездовыми собаками, которые тащат автомобиль, а эксперты советуют покупать более экономичные авто. Корреспондент РИАМО узнал, чего ждать водителям в новом году, и придется ли пересесть на общественный транспорт.
Ценовой «шок» неизбежен?
Только за октябрь 2018 года, по данным ЦДУ ТЭК, цены на заправках России подросли в среднем на 9-12 копеек за АИ-92 и АИ-95 соответственно, до конца года бензин может подорожать на 2-3 рубля за литр.
Как объясняют в Минэкономразвития, грядущее подорожание бензина в 2019 году напрямую связано с глобальными экономическими процессами в стране. Ожидается, что акцизы на бензин повысятся с 8,2 тысячи до 12,3 тысячи рублей на тонну, а потребительские цены – в пределах инфляции, которая к концу года ожидается на уровне 4,3% в годовом выражении.
Еще в начале этого года, когда цены на бензин поползли вверх, правительство разработало механизм «отрицательного», или «возвратного» акциза, который компенсирует нефтеперерабатывающим заводам разницу между внутренней ценой топлива и его стоимостью на мировом рынке.
Уже к июлю этого года стоимость бензина успела вырасти более чем на 8%, в ответ власти снизили акцизы на бензин и дизель и временно заморозили цены, а ФАС выдало предупреждения целому ряду производителей. Как ожидалось, эти меры позволят стабилизировать ситуацию на рынке и избежать ценовых «шоков».
В конце октября, в связи с наблюдающимся ростом цен на бензин, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев пригрозил ввести запретительные пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов для урегулирования ситуации с ценами на топливо.
Однако, по прогнозам экспертов, в скором времени автомобилисты все же столкнутся с повышением цен, так как нефтяники вряд ли захотят терять прибыль.
«Нефтяники отказались замораживать цены: было подписано временное соглашение до весны следующего года, но что произойдет дальше – неизвестно. Пока перспективы безрадостные», - сказал РИАМО координатор общественного движения «Автомобилисты Москвы» Леонид Антонов.
АЗС в России нашли способ скрыто повышать цены>>
Туристы и пассажиры заплатят больше
Повышение цен на бензин уже отразилось на сферах, непосредственно связанных с транспортом.
«В стоимость любого товара входит логистика, иногда она занимает до 40% стоимости. Поэтому, безусловно, вместе с ростом стоимости литра топлива подорожает и все остальное», - прогнозирует Антонов.
Так, по данным исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, организованные туры по России на осень и зиму этого года уже подорожали более чем на 30% по сравнению с прошлым годом (впрочем, это связано не только с повышением цен на топливо, но и с большим спросом, а также с инфляцией). Тем мне менее, подорожание не заставило туристов отказаться от планов, и интерес путешественников к поездкам по просторам России вырос на 30%.
Конечно, рост цен на бензин может отразиться на автовладельцах и пассажирах общественного транспорта.
«Общественный транспорт весь дотационный. Если денег нет, компенсировать стоимость топлива будут стараться за счет тех, кто пользуется транспортом, скорее всего, будут какие-то изменения тарифной сетки. Это вполне ожидаемая мера», – говорит Леонид Антонов.
Штрафы ГИБДД будут автоматически списывать с банковских счетов должников>>
Переходим на газ?
В связи с подорожанием бензина в Минтрансе Московской области всерьез задумываются о переводе общественного транспорта на газомоторное топливо – более дешевое и экологичное.
Как заявил в конце октября зампредседателя правительства Подмосковья Игорь Тресков, для перехода автобусов на газомоторное топливо в первую требуется модернизировать заправочную инфраструктуру.
Такой опыт в регионе уже есть – в Химках 28 автобусов ходят на газе. В Московской области рассматривается вариант закупки для главного перевозчика Подмосковья – «Мострансавто» – 300 газомоторных автобусов в срок до 2021 года. Автобусы, изготовленные группой компаний «РариТЭК», работают на сжатом метане.
«Транспорт давно пора переводить на газ. Но оборудование для этого пока еще достаточно дорогое, и автобусы как минимум в полтора раза дороже тех, которые на солярке», - говорит независимый транспортный эксперт, гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. По его словам, это комплексный вопрос, но инфраструктуру стоит развивать, хотя бы с учетом экологии и экономии.
О переходе на газ в очередной раз задумались и российские аграрии, после того, как летом 2018 года из-за роста цен на бензин пришлось просить помощь у правительства на покрытие дополнительных расходов на сельхозтехнику накануне сбора урожая. Так, в Краснодарском крае и Волгоградской области давно подумывают переводить сельскохозяйственную технику на газомоторное топливо.
Однако цены на газ «завязаны» на нефти: если нефтепродукты подорожают – подорожает и газ, отмечает Леонид Антонов. «Газомоторное топливо, конечно, выгоднее, например, таксисты говорят, что использование газа позволяет им экономить до 15 тысяч рублей в месяц», - рассказывает эксперт.
Но пока инфраструктура газовых заправок даже очень слабая: даже в Москве газовые заправки есть не в каждом районе. Поэтому оперативно решить вопрос массового перевода транспорта на газ невозможно. По словам Антонова, перевод всего автопарка на газ – долгоиграющая затея, которая может занять не одно пятилетие.
Цены на топливо в России останутся на уровне майских до конца 2018 года>>
Водители пересядут на малолитражки
Несмотря на скорое подорожание бензина, транспортные эксперты не считают, что это отразится на спросе на новые автомобили – решающим фактором остаются не цены на топливо, а общий доступный бюджет покупателя и его доходы. А то, что в дальнейшем покупка автомобиля может обойтись еще дороже, чем сейчас, даже стимулирует граждан на приобретение личного транспорта.
С другой стороны, по мнению специалистов, рост цен на горючее вполне может заставить покупателя выбрать менее «прожорливое» авто, а также сократить количество поездок до необходимого минимума.
«Мы приходим к «европейскому» мышлению, когда самые массовые машины – с объемом двигателя в районе одного литра и меньше. Скоро, и у нас, я думаю, люди в основном будут выбирать максимально экономичные машины», - рассказывает координатор общественного проекта «Движение» Андрей Орел.
Как отмечает Орел, больше всего повышение цен на бензин ударит по среднему и бедному классу. Придется или вообще отказываться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта или, по крайней мере, реже садиться за руль. Складывается ощущение, что людей просто хотят «выселить» с дорог и пересадить на общественный транспорт, добавил он.