Начинал с ларьков на колесах: как «Тонар» стал ведущим заводом страны
Машиностроительный завод «Тонар» выпускает магистральную, сельскохозяйственную и специализированную технику: внедорожные самосвалы и автопоезда повышенной грузоподъемности. Начав с производства прицепов для легковушек, предприятие стало единственным в России, где изготавливают карьерные самосвалы и автопоезда. Обозреватель РИАМО побывала на заводе и узнала, как создают машины, которыми предстоит заменить ушедшие с рынка импортные тяжеловозы.
Крупнейший в России
История предприятия началась в 1990 году: сначала здесь выпускали прицепы для легковых машин, а затем передвижные ларьки. Последние оказались настолько популярны, что любые торговые палатки на колесах в стране стали называть «тонарами». Собственно, завод тогда и ориентировался на народный запрос: аббревиатура «Тонар» означает «ТОвары НАРоду».
Сегодня «Тонар» – крупнейший в России завод, выпускающий грузовые прицепы и полуприцепы для заказчиков со всей страны. Здесь изготавливают технику для перевозки инертных грузов, строительных материалов, скоропортящихся товаров, различных сельскохозяйственных грузов, в том числе скота, птиц и т.п. Также в линейке предприятия уникальная техника, у которой нет российских аналогов: карьерные самосвалы и автопоезда повышенной грузоподъемности. В этом году компания планирует нарастить производство, поддержав импортозамещение.
Производственный комплекс «Тонара» располагается в подмосковном городском округе Орехове-Зуеве. На территории в более чем 19 гектаров находятся цеха, офисы и склад компании. Нас встречает Ирина – приветливая светловолосая девушка из пресс-службы завода.
Нас предупреждают, что в цехах может быть опасно: ездят транспортировочные машины, повсюду лежат железные балки и другие элементы – поэтому важно держаться рядом с Ириной и смотреть под ноги.
«Финансово крепкий регион»: почему иностранные инвесторы выбирают Подмосковье>>
Начало изготовления
Ежедневно «Тонар» производит более 30 единиц техники для отечественных предприятий: от стандартных серийных моделей техники до высокотехнологических самосвалов. Ее объем и функции зависят только от запроса заказчика.
Проходим в первые цеха, где режут, сгибают металл и изготавливают рамы для будущей техники. В большом помещении жарко, шумно и пахнет резиной. Работники не отвлекаются ни на минуту и стоят у своих линий: кто-то грузит железные листы на транспортировочные машины, кто-то управляет ими и следит за производством. То тут, то там видны вспышки сварки.
«Заготовки поступают в следующий цех, где уже собираются рамы для самосвалов и другой техники», – ведет экскурсию Ирина.
От фудтраков до фургонов под любой бизнес – уникальное подмосковное производство автолавок>>
Роботы из «Тонара»
В производстве используются роботизированные технологии: транспортировочные комплексы помогают перевозить тяжелые элементы, а роботы выполняют сложную и монотонную работу.
«Станок плазменной резки с роботами-манипуляторами очень помогает нашим ребятам в работе: он быстро нарезает металлические листы, придавая им необходимую форму. Мы сами писали программы для этих роботов», – рассказывает Ирина.
Также на предприятии используют японских роботов, которые ускоряют процесс сварки, обеспечивая ровный и прочный сварочный шов и исключают возможные ошибки и брак.
Пора слезать с заквасной иглы: смогут ли российские заводы обойтись без импортной закваски>>
Краску выбирает заказчик
В цехе механической обработки поспокойнее: здесь уже нет грохота металла и сварки. На этом этапе заготовки «приводят в порядок»: вытачивают, придают необходимую форму. Для этого в светлом помещении установлены разные станки.
Рядом с цехом мехобработки располагаются линии, где еще не собранные элементы будущей техники окрашивают. Сначала их очищают от производственной грязи, наносят грунтовку, не без помощи роботов, и только потом приступают к покраске.
«Раму любой техники по правилам красят в черный цвет. А все остальное зависит от желания клиента: можем сделать оранжевый, желтый, красный. Мы сами любим синий – это цвет «Тонара», – говорит Ирина.
Когда краска высохнет, элементы поступают на сборку. Работники закрепляют кузова, рамы, подвески – в итоге получается готовая к использованию техника.
Мебель ручной работы и традиционный текстиль: чем удивляет пара художников из Подмосковья>>
Проверка погодой начинается со склада
Сошедшие с конвейера машины и прицепы отвозят на склад, который находится в нескольких минутах езды от главного производства. Это большое открытое пространство площадью в шесть гектаров на 500 мест. Здесь рядами стоят новенькие самосвальные, изотермические, шторно-бортовые полуприцепы, полуприцепы-контейнеровозы и сортиментовозы, техника сельскохозяйственного назначения и другая техника «Тонара».
Готовую технику можно увидеть и на производстве. Особая гордость – шарнирно-сочлененные самосвалы Т-35. По словам Ирины, подобные грузовики в России никто не изготавливает.
«К нам обратилась алмазодобывающая компания «Алроса» с заказом на эти самосвалы. Они способны работать в условиях бездорожья и при тяжелой погоде, когда летом +60, а зимой -60. В связи с санкциями заказ увеличился», – говорит Ирина.
Импортозамещение и новые льготы: как Подмосковье поддерживает бизнес в условиях санкций>>
Импортозамещение
В декабре 2021 года завод получил от государства заем в 150 миллионов рублей на развитие прицепного производства. Вместе с тем предприятие планирует расширять и другие проекты по импортозамещению, создавая новые линейки техники и комплектующих.
«Мы также решили развивать осевое производство, которое раньше в России было представлено только нами и двумя импортными заводами, ушедшими с рынка. Этот проект согласовывается с правительством, мы ожидаем, что под эти цели нам дадут заем в размере 300 миллионов рублей», – утверждает начальник отдела по работе с государственными программами Ирина Севостьянова.
Компания также удачно участвовала в программе правительства Подмосковья «Земля за 1 рубль» и по льготной ставке получила в аренду три земельных участка. Учитывая предстоящий рост производства, здесь намерены построить цех комплектующих и складские помещения.
В марте на «Тонаре» пришлось частично пересмотреть работу конвейера из-за проблем с поставками комплектующих из Европы. Поэтому сейчас на заводе тестируют отечественные и азиатские элементы техники. Так, вместо немецких пневмосистем и суппортов начали ставить китайские аналоги, а итальянские гидроцилиндры заменили на отечественные – брянские. Некоторые детали планируют и вовсе выпускать на «Тонаре.
«Сейчас строится новый цех, заказано большое количество оборудования на мехобработку (токарные и фрезерные станки – ред.). То есть мы рассчитываем в следующем году сделать дисковый тормоз тонаровского производства – ему нет аналогов в России», – делится планами начальник производства Александр Ионов.
«Тонар» собирается заместить и другие направления производства, например, трансмиссии. Сейчас проект еще не запущен, его реализацию начнут, согласовав основные вопросы.
«Важно, что производство уже существует – мы только его модернизируем и расширяем нашу продукцию. Постараемся быстрее согласовать все проекты, начать строительство, закупить оборудование, чтобы начать выпуск импортозамещающей продукции», – заключает Ирина Севостьянова.
Самый модный агроном России о знаменитых гибридах и импортозамещении>>