Крым 2.0: что ждет Россию после присоединения Донбасса, Запорожья и Херсонщины

Крым 2.0: что ждет Россию после присоединения Донбасса, Запорожья и Херсонщины
Акценты

В Донецкой и Луганской народных республиках, а также в Херсонской области и большей части Запорожья завершились референдумы. Подавляющее большинство жителей проголосовало за присоединение к России. Теперь слово за политическим руководством РФ, которое в ближайшие дни, очевидно, примет политическое решение и присоединит Донбасс и освобожденные территории. Обозреватель РИАМО поговорил с экспертами о том, как после этого изменится страна, какие военные шаги предпримет государство и почему разрядка отношений с Западом – дело отдаленного будущего.

Референдумы – это исторический выбор

В Донбассе, Херсонщине и Запорожье объявили итоги пятидневного голосования, проходившего с 23 по 27 сентября. Результаты сопоставимы с крымским референдумом 2014 года, когда за право стать частью России проголосовало более 96% жителей полуострова:

  • ДНР – 99,23%;
  • ЛНР – 98,42%;
  • Херсонская область – 87,05%;
  • Запорожье – 93,11%.

Явка также высока. По данным местных избиркомов, в ДНР проголосовало 97,51%, в ЛНР – 92,6% жителей, в Херсонской области – 76,86%, а в Запорожье — 85,4%.

Как в юго-восточных регионах, так и в пунктах временного размещения в России за референдумами следили 123 международных наблюдателя и эксперта из 45 стран. По их оценке, голосование прошло без нарушений.

Ранее президент Владимир Путин заявил, что Россия поддержит решения, принятые на референдумах, и объявил частичную мобилизацию.

А 27 сентября председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко сообщила, что Совет Федерации может рассмотреть законы о присоединении новых территорий 4 октября.

Россия возвращается к истокам великой державы — Миронов>>

Плюсы для России после референдумов

Политолог Юрий Светов полагает, что у России два очевидных плюса от присоединения Донбасса, Херсонской и Запорожской областей. Первый – моральное удовлетворение общества, которое чувствует себя частью Русского мира.

«Восемь лет люди, ощущавшие принадлежность к Русскому миру, задавали вопрос: почему решили ситуацию с Крымом, а Донбасс и Луганщину фактически бросили? Объяснения, что у нас тогда не было сил, воспринимались не очень. Когда же началась специальная военная операция и стало понятно, что вопрос с защитой территорий будет решен, то появилось чувство морального удовлетворения. Референдумы стали ожидаемой новостью, к тому же добавились Херсон и Запорожье», – отметил Светов.

Еще одно преимущество – приданое, с которым Донбасс и освобожденные территории приходят в Россию. По словам эксперта, многих сейчас интересует, хватит ли у страны денег, чтобы восстановить инфраструктуру в регионах и вывести их на среднероссийский уровень.

«Украина до 2014 года у них только забирала все, что они могли сделать, а после целенаправленно разрушала инфраструктуру. Предстоит вложить туда много денег, чтобы восстановить разрушенные здания и дать возможность работать промышленным предприятиям», – считает Светов.

Между тем, не стоит воспринимать Донбасс, Херсонщину и Запорожье как дотационные регионы, утверждает политолог.

«Донбасс во многом обеспечил взлет России на рубеже XIX и XX веков своим углем, металлом и другим ресурсами. За него бились в Великую Отечественную войну, потому что это одна из территорий, где ковалась победа. Таким образом, возрождение ДНР и ЛНР сделает огромный вклад в экономику России», – уверен Светов.

Не менее оптимистично выглядят перспективы Запорожья и Херсонской области.

«В Запорожской области находится крупнейшая в Европе атомная электростанция. Строил ее Советский Союз, фактически – Россия. Херсонская область – это житница, которая может производить сельхозпродукцию в потрясающих размерах. Плюс Азовское море, на берегах которого можно обустраивать курорты. То есть приобретение для России будет и моральное, и экономическое. Но сначала придется потратиться», – подчеркивает эксперт.

Песков: бюджет России выдержит присоединение новых территорий>>

Что будет после референдумов

Экономист Никита Кричевский напоминает, что только на Донецкую и Луганскую области приходилось 16% украинского ВВП. Херсонская и Запорожские области богаты черноземом, редкоземельным металлом и другими полезными ископаемыми. Сегодня развитие инфраструктуры и промышленности здесь пойдет быстрее, если государство создаст особые экономические условия.

«Для этих территорий нужен статус свободных экономических зон с минимальными налогами, поддержкой со стороны федерального бюджета и направлением на эти территории нефтегазовых излишков», – считает Кричевский.

Выделит ли государство на восстановление Юго-Востока деньги, сопоставимые с крымскими вложениями, зависит от федерального центра.

«Донбасс, Херсон, Запорожье – самодостаточные регионы. Вложение в Крым было желанием центра, хотя в Крыму это сделали бы своими силами. Если будут свободные средства, то отстроим», – считает экономист.

Новые регионы могут привлечь и опытных российских специалистов из разных отраслей, если обеспечат им достойную зарплату.

«Если там будут предложены хорошие условия для работы, то люди, конечно, поедут. Но это в идеале. А в идеале в России никогда ничего не бывает», – отмечает Кричевский.

Впрочем, главный мотив присоединения к России Донбасса и освобожденных территорий – социокультурный, а не экономический.

«Там же наши люди. А большая ли это территория или нет и какие там экономические плюсы, это совершенно никого не интересующий вопрос», – заключает Кричевский.

Брынцалов: жители Новороссии, рискуя жизнями, сделали свой выбор>>

Экономическая мобилизация

Во время частичной мобилизации экономика неизбежно начнет работать на армию. Никита Кричевский полагает, что Федеральная служба по оборонному заказу должна охватывать не только оборонную промышленность, но и все межведомственные отрасли, начиная с металлургии и заканчивая сельским хозяйством и швейной промышленностью.

«В СССР для этого был Госкомитет обороны с самыми широкими полномочиями. Сейчас именно такому госкомитету следовало бы передать монопольное право определять и планировать гособоронзаказ для всех без исключения отраслей промышленности», – считает эксперт.

Он добавил, что аналог госкомитета должен напрямую подчиняться президенту и заниматься всем, что необходимо армии.

«Эта структура сможет взять на себя функции Госплана и Госснаба для оборонных нужд. Туда же следовало бы передать и часть функций Минтруда, чтобы закрепить пролетариев умственного и физического труда – от прачек до генконструкторов – на исполнение гособоронзаказа», – утверждает Кричевский.

Медведев об итогах референдумов: Добро пожаловать домой, в Россию!>>

Чем ответит Запад на референдумы

В разговоре с РИАМО экономист также предположил, каким будет санкционный ответ Запада на присоединение новых территорий.

«Могут отключить от SWIFT оставшиеся банки, запретить судоходство с российскими грузами, теоретически установить потолок цен на нефть. Для нас это абсолютно некритично. Корабли могут не ходить на Балтике и на Черном море, а на Дальнем Востоке будут».

Вместе с тем, Кричевский подчеркивает, что Россия способна сама себя обеспечить, как уже было в Советском Союзе. У страны для этого есть все ресурсы. Будет ли желание – покажет время.

РФ расценила позицию Запада по референдумам как лицемерную>>

Какие еще были референдумы в истории

Народ вправе выбрать свой путь на референдуме. Принцип равноправия и самоопределения народов гарантируют статьи 1 и 55 Устава ООН. История знает немало примеров, когда люди решали свою судьбу против воли государства. Достаточно вспомнить Техас, который в 1836 году даже без референдума отделился от Мексики, а потом присоединился к США.

В 1957 году по сути независимая земля Саар вошла в состав ФРГ. В 1990 и в 1991 годах Словения и Хорватия в составе Югославии провели референдумы о независимости. Позже случился «косовский прецедент», когда автономный край Косово также вышел из состава союзной республики.

В этом плане крымский референдум, а теперь и донбасский ничем не отличаются от предыдущих событий.

«Так что не нужно обращать внимания на истеричные высказывания западных лидеров об отказе от признания результатов плебисцитов, а также о незаконности процедур и их противоречии международному праву. Все это в новейшей истории этих и других государств уже было», – отмечает Никита Кричевский.

Зампред совета по контролю за голосованием рассказал про фейки Запада о референдумах>>

Формат спецоперации после референдумов может измениться

Политолог Юрий Светов допускает, что после принятия новых территорий в состав России специальная военная операция перейдет на новый этап, чтобы остановить обстрелы мирных жителей Донбасса.

«Непонятна логика специальной военной операции, в частности, отпора вооруженным формированиям Украины. Почему они стреляют по детским садам, школам поликлиникам, рынкам, зданиям администраций, а Россия по-прежнему проводит СВО только одной рукой, вторая привязана к поясу. Почему из Польши сплошным потоком идут вооружения? Почему мы не поражаем коммуникации, почему функционируют железные дороги? Остается надеяться, что после референдумов, когда СВО перейдет на новый этап, общество получит ответы на эти вопросы», – надеется Светов.

Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко также полагает, что характер боевых действий может измениться после того, как в новых российских регионах окажутся войска другого государства.

«Возможно, это будет контртеррористическая операция либо отечественная война. Мы пока не можем этого сказать, но, очевидно, что не будет формата специальной военной операции. Следовательно, Россия может использовать все возможности вооруженных сил для достижения главной задачи – разгрома противника и освобождения тех регионов, которые станут частью России и находятся уже тогда под оккупацией ВСУ. Поэтому здесь должен измениться характер боевых действий в сторону того, что у России будут развязаны руки в большей степени, чем до сих пор», – говорит Коротченко.

Частичная мобилизация в России: что это такое, кого призовут и до какого возраста>>

Будет ли разрядка после референдумов

Директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ), американист Юрий Рогулев приводит исторический пример, когда США после 1945 года не признавали вхождение прибалтийских стран в состав Советского Союза. Примерно то же случилось и с Крымом в 2014 году и, безусловно, произойдет с Донбассом.

«То, что они скажут, нам известно заранее. Официально не признавая республики в составе СССР, США развивали отношения с Советским Союзом, подписывали договоры. Конечно, это будет (вхождение Донбасса и освобожденных территорий в состав РФ – ред.) дополнительным препятствием в двусторонних отношениях», – считает Рогулев.

Он отмечает следующее: коллективный Запад сейчас не готов договариваться с Россией, и разрядки в ближайшее время не предвидится.

«Мы видим, что Соединенные Штаты и Западная Европа, что называется, закусили удила и отступать не хотят. Они прямо говорят, что не могут допустить победы России. Чем это закончится, мы пока не знаем, но говорить о разрядке в такой ситуации – это чересчур», – подчеркивает эксперт.

Дело не только в «западной упертости». По словам Рогулева, раньше Штаты воспринимали СССР как реальную угрозу и противника в том числе благодаря тому, что между двумя государствами сложился паритет в вооруженных силах.

«Нынешнюю Россию США равным себе противником не видят. В этом и разница. Поэтому идти на компромиссы, навстречу требованиям России они не имеют никакого желания пока что. США считают, что Россия должна подчиняться их требованиям и правилам. И если Россия этого не делает – это ее выбор, но за это она будет платить. Учитывать какие-то интересы России в обозримом будущем Америка вряд ли будет», – считает Рогулев.

«Это долгожданный праздник»: глава «Волонтеров Подмосковья» о референдумах>>

Евросоюз не един

Если в политике США по отношению к России все ясно, то с Евросоюзом куда сложнее. Эксперт подчеркивает: ЕС – не субъект международной политики, поскольку основные международные вопросы по-прежнему решают европейские национальные государства.

«Конечно, Евросоюз, я говорю о евробюрократии, всеми силами стремится уничтожить значимость национальной политики, государственности, идентичности, всячески стараясь превратить ЕС в объединенное государство. Такие попытки уже были, когда хотели принять общую конституцию, но они провалились», – отмечает Рогулев.

В Европе нет американского единообразия, все государства разные и отстаивают свои интересы.

«Мы видим большие противоречия. В Швеции пришло новое правительство. Польша с Венгрией занимают особую позицию. Теперь Италия. До единства в современной Европе очень далеко. Трудно сказать, на руку ли нам это. Но российская дипломатия в прежнее время и сейчас исходит из того, что мы будем стараться иметь дело с национальными правительствами, какую бы позицию они ни сохранили», – заключает Юрий Рогулев.

Общественники отметили высокий уровень организации референдумов в Подмосковье>>