Какие налоги могут увеличиться в 2024 году и сможет ли это компенсировать дефицит бюджета
Россиян в 2024 году может ожидать повышение налогов из-за дефицита бюджета, который серьезно просел по итогам января 2023 года по сравнению с показателями годичной давности. В чем причины такой ситуации и следует ли гражданам и организациям готовиться к увеличению налогового бремени, читайте в материале РИАМО.
Ждем новых идей по реорганизации налоговой системы?
По информации Минфина, дефицит федерального бюджета в январе составил необычно большую для этого месяца цифру – 1,76 триллиона рублей. Чтобы понять разницу, можно сравнить с январем 2022 года: тогда был получен профицит бюджета в размере 125 миллиардов рублей.
Такой рекордный для января дефицит стал следствием сокращения доходов бюджета на 35% в годовом выражении, до 1,36 триллиона рублей, и роста расходов на 58,7%, до 3,12 триллиона рублей.
Что касается доходов, то самое резкое падение наблюдается по нефтегазовым поступлениям: по сравнению с январем прошлого года они снизились почти вдвое (на 46%) и составили 426 миллиардов рублей.
Сборы по НДС просели на 44%, до 379 миллиардов рублей. Доходы по налогу на прибыль компаний по итогам января ушли в отрицательную зону и составили минус 72 миллиарда рублей.
Платежи от экспорта товаров в январе 2023 года упали почти в четыре раза по сравнению с январем 2022 года.
Разовый сбор с крупного бизнеса в размере 300 миллиардов рублей «поможет сделать ситуацию более управляемой», однако он «не спасет бюджет», полагает экономист «Эксперт РА» Антон Табах. По словам эксперта, срок обещания правительства не повышать налоги истекает в 2024 году, поэтому существует вероятность того, что «в 2024 году мы услышим массу новых идей по реорганизации налоговой системы».
Читайте также: Налог для богатых в России: стоит ли его повышать и к чему это приведет>>
Могут повыситься НДС, налог на прибыль организаций, транспортный налог
По мнению эксперта по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгения Миронюка, пока государство намерено компенсировать дефицит бюджета из других источников.
«Гипотетически могут увеличиться НДС, налог на прибыль организаций, транспортный налог. В то же время отметим, что налог на прибыль можно отнести к сложно администрируемым. То есть организации могут занижать налогооблагаемую базу налога на прибыль за счет номинального (бухгалтерского) увеличения расходов», – говорит Миронюк.
Кроме того, в налоговом законодательстве существуют освобождения и льготы, носящие практически индивидуальный характер – например, в сфере ЖКХ и естественных монополий, таких как железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии электропередач. Эти налоговые льготы гипотетически могут быть пересмотрены, считает эксперт.
Читайте также: Особый режим: почему государство хочет ввести повышенный налог для релокантов>>
Дефицит бюджета не компенсируют даже новые налоги
Евгений Миронюк полагает, что повышение налогов в 2024 году не решит проблему дефицита бюджета, потому что «бюджетные расходы слишком сильно растут в моменте». Он также высказывает предположение, что будут предложены какие-либо дополнительные налоги для сырьевого и перерабатывающего секторов, а также новые варианты добровольных налогов и так называемого windfall tax. (Windfall tax дословно переводится как «налог на доходы, принесенные ветром», его еще называют «налогом на неожиданную удачу». В данном случае он означает налоговый платеж из дополнительной прибыли – прим. ред.).
«В любом случае, при текущей динамике "кассового разрыва" новые налоги не компенсируют в ближайшей перспективе дефицит», – уверен эксперт.
Потенциальное увеличение налогов в 2024 году может быть обременительно для организаций, которые имеют значительные долговые обязательства и гасят их за счет стабильно высокой прибыли – рост налога будет означать сложности рефинансирования и снижение акционерной стоимости (для публичных организаций), говорит Миронюк.
Читайте также: Опустеет ли ФНБ к 2024 году и как избежать дефицита бюджета: мнения экспертов>>
Изменения в налоговой системе жизненно необходимы
По мнению директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимира Брагина, в текущих реалиях изменения в налоговой системе жизненно необходимы, особенно в части, касающейся налогообложения экспорта сырья.
«Сейчас особенно странно выглядит, что для того, чтобы правительство получило право потратить дополнительно некоторую сумму на свои нужды, некая нефтяная компания должна добыть и поставить дополнительный объем нефти за рубеж. От варианта просто напечатать эту сумму денег это все отличается только бухгалтерскими проводками и тем, что этот самый дополнительный объем нефти можно было бы и не добывать», – объясняет аналитик.
Сложившаяся ситуация приводит к искажениям в оценке реальной налоговой нагрузки на экономику и дополнительным проблемам – например, инфляционному давлению, отмечает эксперт.
«Поэтому изменения в налоговой системе выглядят не только неизбежными, но и даже желательными. Это не приведет к увеличению реальной налоговой нагрузки на экономику и компании – просто часть неявной нагрузки, которая ранее выражалась в жесткой монетарной политике, высокой инфляции и высоких внутренних ценах на топливо, "переедет" в явную», – говорит Брагин.