Как изменился российский авторынок в 2022 году и что ждет его в нынешнем

Как изменился российский авторынок в 2022 году и что ждет его в нынешнем
Акценты

Уходящий 2022 год прошел для российского авторынка под знаком массового ухода западных производителей, начавшегося дефицита европейских и американских марок и беспрецедентного роста цен на автомобили. Подробнее о том, какие изменения пережил отечественный авторитейл и что его ждет в 2023 году, читайте в материале РИАМО.

Продажи автомобилей в России в 2022 году упали на 58,8%

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ), в 2022 году в России было продано 687 370 автомобилей, что на 58,8% (на 979 410 единиц) меньше по сравнению с 2021 годом.

Из них новых легковых машин россияне купили 626 300 единиц – на 59% меньше, чем в 2021 году, сообщают эксперты агентства «Автостат» со ссылкой на данные АО «Паспорт промышленный консалтинг».

Почти 30% от этого количества составили автомобили отечественных марок (29,4%), и преимущественно «Lada»: за прошедший год автомобилей этого бренда было куплено 174,7 тысяч единиц, что составляет 27,9% от общего объема рынка. За российскими марками следуют корейские, суммарная доля которых среди проданных автомобилей оказалась равной 19,5%. При этом корейские Kia (65,7 тысяч единиц) и Hyundai (54 тысяч единиц) занимают второе и третье места в рейтинге популярных брендов вслед за «Ладой».

С совсем небольшим отрывом от «корейцев» отстали китайские производители: доля их автомобилей среди проданных составила 19,2%. При этом они обогнали европейские автоконцерны, которые заняли 18,5% по сбыту своей продукции на российском рынке. Впрочем, среди купленных марок французский Renault оказывается на четвертом месте (40,8 тысяч единиц), а китайский Chery – на пятом (39,3 тысячи единиц). Доля японских брендов по итогам 2022 года составила 12,4%, а оставшийся 1% рынка принадлежит американским производителям.

10 автомобильных новинок, которые появятся в России в 2023 году>>

Поставки из дружественных стран - угроза для российского автопрома

По данным маркетингового агентства НАПИ, в 2022 году чуть меньше трех четвертей рынка новых легковых автомобилей в России составили машины, произведенные внутри страны. По итогам прошлого года доля таких автомобилей сократилась на 8,7% в сравнении с 2021 годом.

Продажи автомобилей, произведенных в Китае, выросли в России за это время на 36,1%, машин белорусского производства – на 30,8%, а доля автомобилей из Казахстана рекордно увеличилась на 147,4%. Всего в прошлом году было продано 13,7 тысяч автомобилей из Казахстана и 72,9 тысяч автомобилей, произведенных в Китае.

По мнению агентства, наращивание объемов поставок в Россию автомобилей из Белоруссии, Казахстана и Китая создает серьезную угрозу для отечественного автопрома, в том числе и для новых проектов «Москвич» и Evolute.

Как дешево купить новый автомобиль: условия льготного автокредитования>>

Автодилеров китайских брендов стало в полтора раза больше

По данным агентства «Автостат», на сегодняшний день на территории России насчитывается более одной тысячи дилеров китайских автомобильных марок – почти в 1,5 раза больше, чем год назад. 

Так, на середину января 2023 года общее количество официальных дилеров китайских автомобилей в России составило 1053.

«Учитывая то, что в январе 2022 года этот показатель был равен 723, получается, что за год он вырос на 330, или на 46%. Таким образом, сегодня больше всего дилеров в нашей стране у "китайцев". Лидировавшие ранее европейские бренды сейчас имеют в общей сложности 721 дилера – на 163 меньше, чем годом ранее.

Интересы японских брендов в РФ представляют 518 компаний (-145 дилеров в 2022 году), российских – 452 (+34), корейских – 396 (-3), американских – 24 (-109). При этом многие из "выбывших" дилеров перешли в разряд сервисных партнеров», – отмечают аналитики.

Всего же, по данным мониторинга агентства «Автостат», на середину января 2023 года автодилеров в России насчитывалось 3164, что на 56 меньше, чем год назад (3220 в январе 2022 года).

Китайские детали и параллельный импорт: как выживает российский рынок автозапчастей>>

Цены на автомобили будут зависеть от динамики курса рубля

Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков считает, что делать прогнозы на долгосрочную перспективу развития российского авторынка в 2023 году крайне затруднительно из-за отсутствия стабильности. По его словам, сейчас существует много факторов, которые могут пошатнуть и без того «ослабшую» автомобильную отрасль.

По мнению эксперта, при оптимистичном сценарии развития на рынок постепенно начнут возвращаться ушедшие бренды, благодаря чему произойдет снижение дефицита новых автомобилей, в худшем же случае может произойти серьезный обвал курса рубля, который приведет к резкому повышению цен на автомобили и снижению спроса на них.

«С уверенностью можно говорить о сохранении дефицита на рынке в 2023 году. Дилеры со своей стороны продолжат налаживать поставки новых моделей по параллельному импорту, но однозначно в полной степени данное решение не удовлетворит спрос. Цены на автомобили будут зависеть от динамики курса рубля. Более того, текущие закупки уже проходят по более высокой цене, поэтому стоит ожидать подорожания новых автомобилей», – прогнозирует Стариков.

Какой будет динамика рынка страховых услуг в России в 2023 году: прогноз агентства АКРА>>

Автомобили не будут стоить дешевле

Заместитель начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Виктор Пушкарев уверен, что возврат на российский рынок зарубежных автопроизводителей, остановивших свою деятельность, в этом году точно не произойдет. По его мнению, отложенный по причине резкого роста цен спрос уже можно не брать в расчет, поскольку цены вышли на новые уровни и прежними никогда не будут. Поэтому покупателям теперь придется выбирать автомобили исходя из имеющегося предложения изменившегося рынка, а не ждать лучших времен.

«Если российский авторынок сохранит в новом году коренные рыночные принципы, то есть, в его функционирование не будет вмешиваться государство с административными методами управления, то соотношение спроса и предложения будет устанавливаться с помощью известного рыночного регулятора – цены товара», – отмечает эксперт.

При этом он подчеркивает, что уже в начале 2023 года дилеры стали решать проблему нехватки автомобилей повышением цен, причем не только по уходящим маркам, но и по оставшимся на рынке, а проблемы ассортимента дилеры теперь решают с помощью параллельного импорта.

«Можно надеяться, что в лучшем случае рост средневзвешенной цены не превысит прогнозируемый показатель официальной инфляции – 5,5%», – уточняет Пушкарев.

По его прогнозу, в этом году в России будет продано около 630–640 тысяч автомобилей.

Лидеры авторынка - «АвтоВАЗ» и «китайцы»

Эксперт сообщает, что ключевыми игроками российского авторынка в 2023 году выступят «АвтоВАЗ» и китайские автопроизводители, и прежде всего те, которые уже имеют сильные позиции: Haval, Chery, Geely и их родственные бренды.

«По нашему базовому сценарию прогноза на 2023 год, марка «Lada» имеет шансы занять 48 – 50% рынка, а суммарная доля всех китайских марок может превысить 25%. Оценивать и прогнозировать долю параллельного импорта пока проблематично, так как сложно выделять каналы и способы поставок автомобилей из разных стран, но вряд ли в перспективе она превысит 10%. Реальными основаниями для выхода на рынок, на мой взгляд, располагают новые игроки из Китая, поскольку это единственная дружественная страна, располагающая мощной автоиндустрией с современными инновационными технологиями. Однако этим новым игрокам придется столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны уже эффективно действующих соотечественников», – полагает Пушкарев.

Перспективы импортозамещения в России

Директор департамента продаж компании «Газпромбанк Автолизинг» Рустам Назаров считает, что у отечественной марки «Lada» в следующем году не должно появиться конкурентов в том ценовом сегменте, в котором она представлена. Однако, по его мнению, в целом планы «АвтоВАЗа» на 2023 год кажутся излишне оптимистичными, и можно предположить, что они будут скорректированы.

У отечественных марок Evolute и «Москвич» есть хорошие шансы занять свои ниши, поскольку на них распространяется субсидия: по программам льготного автокредитования и льготного лизинга скидка на эти автомобили очень существенная, и она компенсирует разницу в цене между электромобилем и обычным автомобилем, отмечает эксперт. Однако учитывая то, что на заводах сейчас собираются копии китайских автомобилей, а собственных моделей пока нет, об импортозамещении в глобальном масштабе пока говорить не приходится, подчеркивает он.

Ввозимые же по схеме параллельного импорта автомобили составляют, по оценке Назарова, незначительную долю от общего объема продаж.

«Страны, из которых ввозится техника по схеме параллельного импорта, не готовы поставлять автомобили в таком объеме, который нужен России. Да, есть большие закупки по несколько тысяч машин, которые делают крупные дилеры, но в масштабах всей страны это капля в море», – констатирует эксперт.