Эффект смога: экологи объяснили причины гари в Москве

Эффект смога: экологи объяснили причины гари в Москве
Акценты
Вконтакте, Ирина Нейман

Фото - © Вконтакте, Ирина Нейман

Москвичи этим летом вновь страдают от смога, едкая дымка накрывает московский регион почти неделю. Причины появления смога называют разные буквально каждый день, однако воздух в столице от этого чище не становится. В этой ситуации вновь встал вопрос о выводе промпредприятий из города и сокращении выбросов автотранспорта. Чем опасен смог, и стоит ли москвичам рассчитывать на чистый воздух, РИАМО выяснил у экспертов.

Как защититься от смога>>

Оптический эффект или вредные выбросы?

Instagram, rukkulu

Фото - © Instagram, rukkulu

Впервые в этом сезоне смог появился в минувшее воскресенье, 24 июля. На задымление и запах гари жаловались жители разных районов Москвы и Подмосковья: смог был зафиксирован в Подольске, Долгопрудном, Коломне, Люберцах, Солнечногорске и Одинцово.

Специалисты центра погоды «Фобос» объяснили дымку над Москвой промышленными и автомобильными выбросами, а вовсе не горящими торфяниками, как было в прошлые годы. Ситуационный центр Росгидромета назвал смог оптическим эффектом, обусловленным скоплением водяного пара из-за жаркой безветренной погоды.

Со своей стороны, «Гринпис России» заявил, что москвичи дышат гарью от лесных пожаров в Сибири. Во вторник, 26 июля Гидрометцентр подтвердил версию «Гринписа» о причинах смога в Москве.

Главное управление МЧС России по Московской области перевело все силы в режим ЧС в связи с загрязнением воздуха Подмосковья продуктами горения и вредными примесями.

Руководитель противопожарного проекта «Гринпис» Григорий Куксин рекомендовал для облегчения ситуации сократить промышленные и транспортные выбросы в московском регионе. Он также призвал москвичей со слабым здоровьем выехать за пределы города в случае усиления задымления.

По прогнозам метеорологов, смог уйдет из столицы не раньше выходных. Однако многие москвичи предпочитают не дожидаться смены погоды и уже вывозят детей за город.

Смог в московском регионе глазами пользователей социальных сетей>>

Сероводородная атака

сайт министерства экологии и природопользования Московской области

Фото - © сайт министерства экологии и природопользования Московской области

В ночь на среду, 27 июля на востоке и юго-востоке Москвы было зафиксировано почти трехкратное превышение нормы содержания сероводорода в воздухе. По данным Мосэкомониторинга, максимальная разовая концентрация сероводорода в районе Рязанский ночью во вторник достигла значения 2,58 ПДК. На востоке столицы в районе Кожухово утром в среду зафиксировано содержание сероводорода в воздухе на уровне 2,86 ПДК.

Как утверждают медики, дышать смогом опасно - можно заработать серьезные болезни, вплоть до астмы и рака.

Врач-терапевт Клиники МЕДСИ на Ленинградском проспекте Алена Глушакова рассказала РИАМО, что сероводород высокотоксичен, оказывает сильное раздражающее действие на слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, поражает центральную нервную систему. Признаки отравления сероводородом: головокружение, головная боль, тошнота.

Вдыхание значительной концентрации газа чревато комой, судорогами, отеком легких и даже летальным исходом. Врач обратила внимание на коварное свойство сероводорода притуплять обонятельный нерв, вследствие чего человек теряет способность различать окружающие его ядовитые пары, и интоксикация может произойти внезапно.

Смог в целом, по словам Глушаковой, может стать причиной таких заболеваний, как бронхит, бронхиальная астма, эмфизема, рак легких. Главная группа риска – люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Кроме того, плохое качество воздуха ухудшает память. У людей, вынужденных дышать смогом, быстрее стареет нервная система и повышается риск заболевания Альцгеймера.

Что делать, если в воздухе запах сероводорода>>

Промпредприятиям – не место в столице?

igor k

Фото - © igor k/Flickr.com

По мнению генерального директора ООО «Экология жизненного пространства» Антона Ястребцева, сероводородные пары мог принести ветер с промышленных предприятий города.

«Капотня, Видное, Волгоградский проспект – это районы, которые, так или иначе, связаны с серой. Как известно, на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ) есть установки по сероочистке. В городе Видном находится металлургический завод, где стоит коксовая батарея, выделяющая оксиды серы. На Волгоградском проспекте еще совсем недавно работало предприятие по переработке костей животных. Не исключено, что запах идет и от него, если оно еще функционирует», - объясняет эколог.

То, что москвичи уже привыкли к регулярным выбросам сероводорода, не может быть нормой, убежден директор по программам «Гринпис» Иван Блоков.

«Нет таких выбросов в Лондоне, Париже или Нью-Йорке. Программа выноса промышленных предприятий за территорию города Москвы была принята более 20 лет назад, за это время можно было вывезти большую часть предприятий. Почему программа не выполняется – другой вопрос», - отмечает Блоков.

Эксперт предположил, что причина заключается в высокой затратности этой процедуры, и в том, что крупные предприятия на территории Москвы – это, прежде всего, источники поступления налогов в городскую казну.

По словам представителя «Гринписа», неизвестно, с каких именно предприятий происходят вредные выбросы, хотя выяснить это несложно.

«Можно поставить измерительную аппаратуру вблизи крупнейших промышленных объектов. И уже через год станет ясно, кто виноват. К сожалению, насколько мне известно, такой аппаратуры непосредственно рядом с источниками выбросов нет», - говорит собеседник агентства.

Президент Международного социально-экологического союза Владимир Захаров считает, что вывод промышленных объектов за границы столицы вполне возможен. По его мнению, здесь необходимо волевое решение и ресурсы. Многие столицы и крупные города мира прошли через это.

«Москва – один из мировых мегаполисов с огромным количеством автотранспорта, где до сих пор размещено производство. В результате, как только складываются соответствующие метеоусловия, промышленные выбросы не рассеиваются, а остаются в нижних слоях атмосферы, и москвичи ощущают все «прелести» смога», - объясняет эксперт.

4 аппарата для нефтеперерабатывающей установки «Евро+» на МНПЗ доставили в Москву>>

Пока Москва дышит

портал мэра и правительства столицы

Фото - © портал мэра и правительства столицы

И все же, по словам Ястребцева, проблема со смогом в Москве стоит не так остро, как в других мегаполисах мира. Спасают столицу ветры и множество парков. Кроме того, высокая температура в Москве держится не более двух месяцев в году, часто выпадают осадки, объясняет специалист.

Однако, по его прогнозам, ситуация может ухудшиться, если продолжится вырубка «зеленых легких» Москвы. Эколог обращает внимание и на тот факт, что в связи с застройкой Новой Москвы население столицы вскоре увеличится еще на несколько миллионов. А значит, усилится нагрузка на транспорт, возрастет количество машин, вырастет загазованность атмосферы.

Если же продолжатся работы по озеленению города, ухудшения ситуации с качеством воздуха удастся избежать. Эколог уверен, что «дышать полной грудью» москвичам помог бы вывод промышленных объектов за пределы Москвы. В первую очередь, речь идет об МНПЗ.

Замдиректора Института физики атмосферы им. А. М. Обухова Александр Гинзбург согласен с тем, что причин для паники пока нет. «В течение последних 20 лет я пристально слежу за ситуацией со смогом в Москве и могу сказать, что она не ухудшается», - заверил Гинзбург.

По словам эксперта, Пекин и другие мегаполисы мира, страдающие от смога, неудачно расположены с точки зрения розы ветров: Москву спасает то, что она стоит на равнине и достаточно хорошо очищается.

«Бывают отдельные случаи, как сейчас, когда, в силу атмосферных процессов, механизм очищения сильно ослабевает», - объясняет эксперт.

В свою очередь, пресс-секретарь партии "Зеленые" Александра Аставина предлагает жителям московского региона в такие критические периоды пересесть на общественный транспорт.

«Самое простое, что могут сделать в этой ситуации обычные люди – не усугублять ее. Например, если есть выбор поехать по делам на машине или в общественном транспорте, лучше выбрать второй вариант», - считает Аставина.

Например, в Пекине для улучшения экологической ситуации действует простое правило: машины с четными номерами ездят по четным дням, а с нечетными - по нечетным.

«Это помогает снизить концентрацию смога на улицах. Возможно, и нам стоит подумать о том, чтобы перенять этот подход», - заключила собеседница агентства.

Стройка в Парке Дружбы: как «заповедная» зона превращается в футбольное поле>>