Лесная отрасль России: почему падают инвестиции и что ждет лесную промышленность

Лесная отрасль России: почему падают инвестиции и что ждет лесную промышленность
Акценты
Ростислав Нетисов

Фото - © Ростислав Нетисов/РИА Новости

Объем инвестиций организаций лесного комплекса с января по сентябрь 2023 года превысил 127,7 млрд рублей, сообщил на днях Рослесинфорг. По сравнению с прошлым годом снижение составило 11,3%. Почему упали инвестиции, читайте в материале РИАМО.

Санкции против России влияют на экспорт леса

Александр Манзюк

Фото - © Александр Манзюк/РИАМО

За последние 2 месяца конца 2023 года суммарно объем экспорта пиломатериалов за рубеж сильно снизился – на 23% по сравнению с 2022 годом. При этом есть предположение, что общий объем экспорта снизится на 7% за год, отмечает инвестиционный советник, основатель «Университета инвестиций» Юлия Кузнецова.

«Соответственно на фоне падения экспорта снижаются и инвестиции в данную отрасль. Если нет дохода или он падает, то и инвестировать в лесную промышленность не особо выгодно», – говорит эксперт.

По ее мнению, падение экспорта леса, прежде всего, связано с тем, что многие страны отказываются от сотрудничества с Россией из-за введенных санкций.

Ключевая ставка, падение экспорта и логистика: что тормозит развитие лесной промышленности в РФ

Paul Gallo

Фото - © Paul Gallo/Flickr.com

Причин снижения инвестиций в российскую лесную промышленность несколько, считает кандидат технических наук, доцент кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН Денис Палеев.

Во-первых, это рост ставки Центрального банка, которая привела к увеличению стоимости всех кредитных денег в стране.

«Реализовывать новые проекты в такой ситуации рискованно и предприниматели заняли выжидательную позицию. В стратегических отраслях это компенсировалось ростом госзаказов, а лесная отрасль оказалась без поддержки», – подчеркивает эксперт.

Во-вторых, резко упал экспорт древесины. До начала СВО, почти половина экспорта леса приходилась на недружественные ныне страны. В первую очередь, это страны Европейского Союза, а также Япония и США, отмечает Палеев.

«Теперь нашим главным покупателем стал Китай, который в разы увеличил объемы экспорта, но все же не смог компенсировать потерю западных партнеров. При этом Китай активно пользуется сложным положением России и добивается больших скидок почти на всю российскую продукцию, снижая рентабельность контрактов для российских поставщиков», – констатирует эксперт.

В-третьих, с 2022 года возникли проблемы с логистикой. Лес в Европу традиционно поступал из Северо-Западных регионов, а в Китай – из Сибири. Рынки были поделены между производителями. С началом СВО поток контейнерных перевозок из Китая резко вырос. В результате в европейской части России возникла проблема возврата пустой тары и перевозчики снизили цены на контейнерную доставку лесоматериалов в Китай почти в 10 раз. В итоге доставка леса, например, из Архангельской области в Китай стала дешевле чем из Сибири, объясняет Палеев.

«На российском рынке неожиданно возникла сильная конкуренция поставщиков с пока непонятными перспективами. Инвестировать в отрасль в такой ситуации стало слишком рискованно», – полагает эксперт.

Перспективы лесной промышленности в России

Александр Манзюк

Фото - © Александр Манзюк/РИАМО

По мнению Кузнецовой, в сложившейся ситуации лесная отрасль рассчитывает, прежде всего, на помощь государства.

Есть сложности с поставками импортного сырья, действуют санкционные ограничения, растут международные ж/д тарифы и существует запрет на сертификацию, перечисляет проблемы эксперт.

«Напомню, что с 8 апреля 2022 года лесоматериалы из России нельзя использовать в FSC-сертифицированной продукции или продавать как сертифицированные FSC», – говорит она.

FSC (Forest Stewardship Council) – это международная некоммерческая организация, наличие сертификата которой подтверждает, что организация ведет экологически, экономически и социально ответственную деятельность в области лесных ресурсов.

Среди мер господдержки, которые были бы наиболее эффективны для отрасли в данный момент, следует отметить расширение контейнерных перевозок за счет привлечения альтернативных логистов. Так, в Минпромторге РФ выразили надежду на сотрудничество с казахскими транспортными и логистическими компаниями: их могут привлечь к перевозке российских грузов по европейским направлениям.

«Можно сделать вывод, что переориентирование рынков сбыта, трудности с логистикой, попытки внедрения новых разработок, проблемы с импортными комплектующими, снижение объемов производства, и как следствие сокращение рабочих мест, вероятнее всего, станут новой реальностью лесной отрасли как минимум на несколько лет», – прогнозирует Кузнецова.

Авторынок России: дефицита нет, но по доступной цене автомобиль не купить>>