Заводы, деньги и лояльность покупателя: почему иностранный бизнес остался и растет в России

Заводы, деньги и лояльность покупателя: почему иностранный бизнес остался и растет в России
Акценты

На начало октября 2023 года свыше 80% из более чем 2400 иностранных компаний, присутствовавших в России до начала 2022 года, продолжили работу, сообщает пресс-служба ГК fischer со ссылкой на исследование Института KSE. И даже наметился обратный тренд. Например, только за три недели ноября на российский рынок вернулось 48 компаний. И если исход из страны был вызван скорее имиджевыми причинами, то желание остаться вполне рационально и связано с желанием сохранить крупный рынок, репутацию у лояльных покупателей и занять освободившиеся ниши. Как представители европейских фирм, работающих в строительном сегменте и смежных областях объясняют продолжение своей работы в РФ, читайте в материале РИАМО.

Почему немецкие разработчики не собираются уходить с российского рынка

Европейские производители были и остаются разработчиками и поставщиками современных технологий. Наверное, поэтому, несмотря на все внешние обстоятельства, лояльность тех российских потребителей, которые на такие решения ориентированы, традиционно велика. Среди них много как любителей DIY (сегмент «сделай сам» от англ. Do It Yourself), так и профессиональных клиентов, отмечает руководитель направления DIY в компании fischer Россия (немецкого разработчика крепежных решений) Илья Абдуллаев.

«Мы видим активный рост спроса (больше 15 %) на инновационные продукты, в том числе на дюбели, адаптирующиеся к материалу основания благодаря конструктивным особенностям. Сейчас мы единственные предлагаем такой крепеж в Европе и России и видим одинаковый интерес у пользователей там и здесь», – говорит он.

Компания fischer официально работает в России почти 20 лет и этот рынок является для нее одним из ключевых. Поэтому уходить с него производитель не собирается и планирует продолжать развитие этого направления.

Французское газовое отопительное оборудование продолжают поставлять в Россию

Потребительские привычки клиентов и возможность их удовлетворить как конкурентное преимущество отмечает представитель европейской компании, специализирующейся на поставке газового отопительного оборудования.

«Многие наши конкуренты в сегменте премиального оборудования ушли с российского рынка, что создало массу сложностей клиентам: оборудование, расходные материалы и запасные части завозятся полуофициально, параллельным импортом, не работают гарантии», – отмечает генеральный директор российского отделения французской компании Frisquet Вероника Кулешова.

Соответственно, компания заполняет освободившуюся нишу и не замечает снижения спроса на свой товар. Для клиентов важно, что французский поставщик продолжает официальные поставки, поддерживает гарантийные обязательства и имеет в наличии запчасти для проведения технического обслуживания.

Европейские производители считают рынок РФ очень перспективным

Наличие собственного производства и перспективы его развития в контексте освобождающихся рыночных ниш отмечает и немецкий производитель строительных лестниц и вышек. Для этой компании стратегически важно локализовать и развивать выпуск продукции в России, поскольку это очень перспективный и емкий рынок.

«За 2023 год наблюдаем рост продаж и в количественном, и в денежном эквиваленте, покупатели нашего сегмента остались лояльными к нам», – говорит генеральный директор «КРАУЗЕ-СИСТЕМС» Наталия Ткачева.

По ее словам, большинство европейских конкурентов если не ушли полностью, то сильно ограничили свое развитие на территории России. Однако компания «КРАУЗЕ-СИСТЕМС» продолжает свою работу в полном объеме, что дает ей возможность занять освободившиеся от конкурентов ниши.

«Санкции затронули один из видов предлагаемой нами продукции – строительные вышки. Но это дало стимул к началу их производства на территории России. Локализация позволила нам остаться конкурентоспособными в период сильного падения рубля и роста стоимости сырья», – отметила генеральный директор «КРАУЗЕ-СИСТЕМС».

Остались те, кто исповедует здоровый прагматизм

Российский рынок слишком обширен и перспективен для компаний, связанных со строительной отраслью, чтобы просто покинуть страну, считает представитель коммуникационного агентства, основным направлением работы которого является медиасопровождения таких производителей.

«Из почти 100 работавших с нами крупных иностранных компаний, поставляющих в Россию строительные материалы, оборудование и инструмент, ушло примерно 35-40% европейских, меньше американских», – говорит генеральный директор агентства «Идеи и Решения» Сергей Пархоменко.

При этом продукция 90% всех ушедших брендов поступает в РФ в виде «серого импорта», добавляет он.

Многие из оставшихся просто свернули медиаактивность или передали ее своим дилерам, так как боятся привлекать внимание головной компании к работе в РФ. А те, кто остался официально, серьезно повысили выручку, особенно имеющие производство в России, комментирует эксперт.

Мотивы зарубежных компаний, которые продолжают работать в России, обычно прагматичны: более чем 100-миллионный растущий рынок с традиционно лояльной клиентской аудиторией важен для развития бизнеса и желание покинуть его является, по мнению оставшихся, стратегической ошибкой.