Гибель «Титана»: что известно о батискафе, затонувшем в Атлантическом океане

Гибель «Титана»: что известно о батискафе, затонувшем в Атлантическом океане
Акценты
Фото: Oceangate

Фото - © Фото: Oceangate

Последние дни весь мир следит за судьбой батискафа «Титан»: пятеро туристов на борту подводного аппарата пропали в Атлантическом океане при погружении к знаменитому пассажирскому лайнеру «Титаник». На данный момент запасы кислорода на «Титане» практически подошли к концу или уже иссякли — но поисково-спасательная операция все еще продолжается. Подробности о том, что известно об исчезновении батискафа «Титан», читайте в материале РИАМО.

На поиски Титаника. Кто принял участие в погружении в батискафе

Telegram-канал "SHOT"

Фото - © Telegram-канал "SHOT"

Погружение батискафа «Титан» в Атлантическом океане началось 18 июня. На борту подводного аппарата находятся президент и основатель OceanGate Expeditions Стоктон Раш, французский акванавт Поль-Анри Наржоле, британский миллиардер Хэмиш Хардинг, пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман.

«Титан» должен был погрузиться к британскому пассажирскому лайнеру «Титаник», который покоится на глубине в 3800 метров. Он затонул в апреле 1912 года после столкновения с айсбергом — это был первый рейс крупнейшего пассажирского судна начала XX века. На борту «Титаника» находились более двух тысяч человек — большинство из них погибли, а сама морская катастрофа стала одной из самых крупных и известных в истории.

Пропавший батискаф принадлежит компании OceanGate Expeditions, а ее глава Стоктон Раш, находящийся на борту «Титана», удивительным образом связан с «Титаником». Дело в том, что его супруга Венди Раш является прямым потомком торгового магната Исидора Штрауса и его жены Иды. Они были одними из самых богатых людей, погибших на борту «Титаника».

По словам очевидцев катастрофы на «Титанике», прапрадед Венди Раш Исидор Штраус отказался от места в спасательной шлюпке, чтобы дать возможность спастись с тонущего лайнера женщинам с детьми. Его жена Ида не захотела уплывать без мужа. Поэтому их двоих видели стоящими рука об руку на палубе «Титаника», когда корабль шел ко дну. Этот эпизод появляется в культовой ленте режиссера Джеймса Кэмерона «Титаник».

Технические проблемы батискафа «Титан»

Isabeljohnson25 • CC BY-SA 4.0

Фото - © Isabeljohnson25 • CC BY-SA 4.0/Wikipedia.org

В ходе погружения «Титана» компания OceanGate Expeditions планировала собрать образцы ДНК в районе крушения «Титаника». Ученые на надводном корабле, который поддерживает батискаф, хотели изучить бактерии, связанные с наростами на обломках, а также животных, которые живут в донной грязи. Главный исполнительный директор фирмы eDNAtec Стив Барретт подтвердил, что его компания сотрудничает с OceanGate. Он рассказал, что в планы экспедиции «Титана» входил сбор образцов воды и использование инструментов для выявления ДНК окружающей среды.

Впрочем, миссия «Титана» все же была больше развлекательной, а не научной. Бизнесмен Шахзада Давуд является одним из богатейших людей Пакистана, а британский миллиардер Хэмиш Хардинг — владелец компании по продаже и эксплуатации авиатехники Action Aviation — является обладателем сразу трех достижений в книге рекордов Гиннеса и большим любителем острых ощущений. Он погружался на дно Марианской впадины, совершил кругосветное путешествие через оба полюса Земли на самолете Gulfstream и даже отправился в суборбитальный космический полет на борту корабля New Shepard компании Blue Origin. Погружение к «Титанику» должно было занять почетное место в списке невероятных приключений миллиардера.

Участие в погружении на «Титане» каждому из туристов обошлось в 250 тысяч долларов. Однако, несмотря на столь высокую цену путешествия и статусность участников, в OceanGate Expeditions почему-то уделили удивительно мало внимания безопасности. Еще в 2020 году основатель компании Стоктон Раш говорил, что корпус батискафа «Титан» демонстрировал признаки циклической усталости. Из-за этого максимальная глубина погружения аппарата была снижена до трех тысяч метров. При этом обломки затонувшего «Титаника» находятся на глубине в 3,8 тысячи метров, что автоматически делало погружение к лайнеру на «Титане» очень опасным предприятием.

Что случилось с батискафом «Титан» 18 июня

oceangate.com

Фото - © oceangate.com

Погружение «Титана» в Атлантическом океане началось 18 июня. Каждые 15 минут батискаф должен был посылать сигналы, подтверждающие работу всех систем — но спустя один час 45 минут после начала погружения подводный аппарат пропал с радаров. К тому моменту он должен был достигнуть глубины в 3800 метров, на которой покоится «Титаник». При этом запасов кислорода у «Титана» хватало примерно на 96 часов.

Вскоре после того, как связь с батискафом была потеряна, в 1448 километрах от мыса Кейп-Код на атлантическом побережье США началась поисково-спасательная операция. Поскольку часть Атлантического океана, в которой пропал батискаф, находится в юрисдикции США, операцию возглавила американская береговая охрана. Также в поисках принимает участие Канада, которая отправила в район поисков военный самолет, и французское океанографическое судно «Атлант».

21 июня спасатели в районе поисков «Титана» засекли некие звуки, похожие на стук. «Была услышана дополнительная акустическая обратная связь», — сообщил телеканал CNN. К источнику звуков была направлена поисковая техника, а они сами дали спасателям надежду, что туристы на батискафе могут быть живы. Однако найти «Титан» так и не удалось. А 22 июня представители береговой охраны сообщили журналистам, что на батискафе закончился кислород — это было произойти к 07:08 по времени восточного побережья США (14:08 мск).

Фактически, это означает, что все, кто находился на борту «Титана», погибли. Тем не менее, поисково-спасательная операция в Атлантическом океане все еще продолжается. И до сих пор без ответа остается главный вопрос — что именно случилось с батискафом. Сразу после его исчезновения СМИ писали о том, что он мог врезаться в риф на глубине 2900 метров. Впрочем, у инцидента с «Титаном» есть и другие версии.

Смогут ли найти затонувший батискаф?

oceangate.com

Фото - © oceangate.com

По словам председателя Клуба Моряков-подводников в Санкт-Петербурге Игоря Курдина, батискаф «Титан» не может самостоятельно ориентироваться под водой, а его запасы хода и кислорода ограничены. При этом у батискафа нет системы очистки воздуха. Кислород поступает в кабину из запасов, которые были подготовлены заблаговременно, а источником электричества является простая аккумуляторная батарея.

По мнению Игоря Курдина, хотя батискаф перестал выходить на связь через 1 час 45 минут после погружения, он вряд ли успел погрузиться на максимальную глубину — не исключено, что что-то могло случиться в сам момент погружения. При этом «Титана» на поверхности нет, а его поиски на глубине в несколько километров даже при знании района погружения все равно будут напоминать поиски иглы в стоге сена.

Кудрин отметил, что случившееся с батискафом является следствием коммерческого туризма. Подводники и профессиональные пилоты проходят длительную подготовку перед погружением, чего нельзя сказать про простых людей.

«Сажать в батискаф неподготовленных людей за большие деньги, значит подвергать их неоправданному риску» — подчеркнул он.

В свою очередь председатель Комитета по проведению подводных работ особого назначения, вице-адмирал запаса ВМФ России и доктор технических наук Тенгиз Борисов предположил, что при погружении «Титана» могла произойти так называемая взрывная разгерметизация. При таком сценарии в батискаф мгновенно хлынула вода под огромным давлением, а экипаж подводного аппарата «даже не понял, что это конец».

На данный момент Служба береговой охраны США расширила масштаб спасательной операции, подключив к ней еще десять судов и несколько подлодок. В поисках также по-прежнему участвуют спасательные службы Канады. Ситуацию осложняет то, что любые операции на глубине более трех километров считаются крайне сложными и опасными — они требуют высококвалифицированных специалистов и ультрасовременную глубоководную технику.

Канадский режиссер Джеймс Кэмерон, снявший знаменитый фильм «Титаник», уже выразил соболезнования российскому ученому Анатолию Сагалевичу. Именно друг Сагалевича, французский акванавт Поль-Анри Наржоле, пилотировал батискаф «Титан». Сам Сагалевич участвовал в создании глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» — они были задействованы во время съемок «Титаника» Кэмерона в 1997 году.