Сможет ли Россия создать собственную мобильную операционную систему: мнения экспертов
Крупнейшие компании ИТ-отрасли – VK, «Яндекс», «Сбер» и «Ростелеком» – будут работать над одним из самых масштабных проектов по созданию национальной мобильной операционной системы (ОС), сообщил в своем Telegram-канале зампредседателя думского комитета по информполитике Антон Горелкин. Он привел в качестве примера компанию Huawei, которая оказалась под санкциями США и была вынуждена создать собственную ОС, полностью совместимую с Android. По словам депутата, «конгломерат разработчиков планирует повторить успех Huawei». Почему у большинства опрошенных экспертов есть сомнения в том, что в России удастся повторить успех Huawei, читайте в материале РИАМО.
«У семи нянек дитя без глаза»
Повторить успех Huawei будет довольно сложно, считает руководитель проектов ООО «Аурига» Максим Аферов, потому что условия, в которых оказалась китайская компания, были совершенно другими.
«У Huawei уже была довольно большая и разнообразная аппаратная составляющая (собственные смартфоны, планшеты) и полностью свое производство. Так что, когда их фактически отрезали от ОС Android и всех связанных с ней Google-сервисов и приложений, их вынудили разработать свою платформу, приложения и сервисы под нее, поскольку надо было поддерживать миллионы собственных устройств», – говорит эксперт.
В России смартфонов собственного производства, которые были бы выпущены на российских предприятиях из отечественных комплектующих с использованием собственных технологий, нет и пока не предвидится, отмечает Аферов. При этом Android, как и Google-сервисы и магазин приложений, доступны пользователям свободно, а телефоны китайских и западных производителей поставляются с уже предустановленной системой, добавляет эксперт.
По словам Аферова, Huawei начала разработку своей ОС в 2012 году и выпустила первый релиз только в 2019 году – причем это одна компания с единым руководством и видением продукта. А если говорить о четырех разных компаниях с разным руководством, бизнес-стратегиями и подходами к разработке, то они не смогут договориться, считает эксперт.
«Как говорится в пословице: "у семи нянек дитя без глаза"», – говорит Аферов.
Эксперт приводит еще один пример – компанию «Лаборатория Касперского», которая разрабатывала свою операционную систему KasperskyOS с 2002 года до первого релиза в 2017 году, то есть почти 15 лет.
«Хочу обратить внимание, что это время разработки от старта до первого релиза, что еще не означает, что система получает распространение у пользователей. Если за это время подготовить соответствующую аппаратную базу (собственные смартфоны, достаточно продвинутые и современные на момент релиза, доступные для пользователя по цене и выдерживающие конкуренцию с доступными аналогами), то продажа этих смартфонов с предустановленной ОС и магазином приложений с достаточным набором приложений и сервисов может считаться показателем того, что "система заработала в России"», – подчеркивает Аферов.
Без развивающейся экосистемы – это мертворожденный проект
Для создания национальной мобильной ОС необходимо множество составляющих, считает Максим Аферов. Среди них: минимум государственного регулирования, время, бюджеты, умение выпускать сложные конкурентоспособные продукты, аппаратно-производственная база и создание сообщества заинтересованных разработчиков. Ведь без активно развивающейся экосистемы – приложений и сервисов – это все равно будет мертворожденный проект, говорит эксперт.
Среди сложностей создания российской мобильной ОС руководитель проектов ООО «Аурига» называет отсутствие свободной конкуренции на рынке, а также недостаточность финансирования и экспертизы в создании серьезных самостоятельных продуктов.
«В России уже есть разработка в области ОС – мобильная ОС "Аврора". Считаю более перспективным развитие именно этой платформы, так как она уже куплена, доработана, прошла аудит безопасности и сертифицирована нашим государством», – отмечает Аферов.
Захотят ли россияне перейти на отечественную ОС – большой вопрос
По мнению руководителя направления мобильной разработки IT-компании SimbirSoft Рината Шамшутдинова, успех Huawei связан с тем, что компания решила задачу комплексно. Она не только предоставила «операционку» и сервисы, но и сами устройства. Кроме того, Huawei и до выпуска мобильных телефонов уже была технологичной компанией, производя сетевое оборудование, системы хранения данных и различную электронику, напоминает эксперт.
Для запуска успешного коммерческого продукта важно понимать целевую аудиторию, ценность продукта, с кем и за счет чего он будет конкурировать. Очевидно, что этот проект потребует больших вложений, которые могут не окупиться в условиях, когда уровень жизни не растет, предполагает Шамшутдинов.
«Но в данном случае речь идет скорее о государственной безопасности и технологическом суверенитете, а экономическая составляющая уходит на второй план», – отмечает он.
На создание системы, адаптацию сервисов, договоренности с поставщиками устройств (поскольку у нас нет своих чипов и аппаратной части), а также на отладку процессов, организацию продаж и продвижение может уйти до двух лет, прогнозирует эксперт.
«К тому же у пользователей есть возможность продолжить работу на iOS и Android. Вероятность того, что российские пользователи захотят перейти на другую ОС, невелика. От создателей потребуется тщательная проработка маркетинговой составляющей продукта и усилия по донесению его ценности до потребителей», – считает Шамшутдинов.
Читайте далее: «Полгода жила без мобильного»: москвичи о жизни без гаджетов и интернета>>
Новая российская ОС имеет перспективы, если будет ставиться на разную технику и автомобили
Комментируя успех компании Huawei в создании собственной ОС, руководитель группы мобильной разработки компании «Рексофт» Олег Иванов отмечает, что на самом деле мировая доля устройств под управлением Harmony OS от Huawei не такая большая.: среди мобильных устройств это всего 2%. Для сравнения, доля IOS – 18%, а Android – 81%.
«Но для старта и это довольно неплохой результат». Правда, смартфонами Huawei не ограничивается – ее ОС можно ставить на ПК, бытовую технику, смарт-часы и автомобили», – подчеркивает эксперт.
Если новая российская ОС не будет ограничиваться смартфонами и планшетами, а также будет ставиться на технику и, например, автомобили, то в будущем это даст большие перспективы, считает Иванов.
Однако следует понимать, что «по понятным причинам ОС будет довольно локальной».
«Скорее всего, она будет использоваться в России и странах СНГ, если устройства под ее управлением будут иметь соответствующее качество и стоить ниже аналогов», – высказывает свое мнение эксперт.
Конечно, для подобного проекта необходимы кадры и финансирование, но также немаловажно наличие устройств, на которые эта ОС будет устанавливаться.
«Не думаю, что иностранные компании дадут устанавливать ОС на свои устройства. Причин для этого много (санкции, наличие своих ОС и т.д.), но основная – то, что им это будет невыгодно. Поэтому важно не только создать ОС, но и выпустить качественные и совместимые устройства для нее», – говорит Иванов.
Сроки реализации – не менее 10 лет
В работе над таким проектом может быть много сложностей: недостаточное финансирование, отсутствие нужного количества квалифицированных кадров, отсутствие устройств для установки ОС, конкуренция, перечисляет возможные проблемы Олег Иванов.
«Кроме того, не надо забывать, что одним из факторов успеха любого продукта или решения является сформированная потребность в продукте у потенциальных пользователей. Не стоит забывать про то, что в нашей стране также развиваются ОС "Аврора" и прочие ОС», – напоминает руководитель группы мобильной разработки компании «Рексофт».
Еще один важный момент – наличие полного консенсуса в концерне разработчиков. Ведь все компании-участники имеют свой опыт и вес в разработке. Поэтому важен лидер проекта, а также четкая координация и командная работа всех участников, считает эксперт.
Чтобы спрогнозировать сроки проекта, Иванов предлагает опять-таки обратиться к опыту Huawei и Harmony OS. При этом «надо учитывать, что Huawei – крупная компания с немалым опытом в разработке гаджетов, и у них есть свои собственные устройства, куда эта ОС сразу устанавливается».
«Если под ОС не будет своих устройств, то получится ситуация, как с водителем без машины», – приводит аналогию эксперт.
По его мнению, на полноценную разработку и внедрение ОС, а также создание или адаптацию соответствующих устройств может уйти не менее 10 лет.
«Но мы живем в непростой ситуации, поэтому при наличии щедрого финансирования и госзаказа сроки могут быть сокращены», – добавляет Иванов.
Читайте далее: Свободу стартапам: что даст новым проектам ослабление госконтроля>>
Российский проект вполне реализуем и перспективен
Руководитель департамента цифровых решений Агентства «Полилог», разработчик POLYCODE Людмила Богатырёва придерживается оптимистичных взглядов на создание национальной ОС в новых условиях, напоминая, что в России подобную разработку начинают не с нуля и Минцифры России уже предпринимало такие попытки.
«ОС создавались, но не были востребованы, так как недостаточно только разработать продукт, также важно обеспечить правильный жизненный цикл и спрос на решение», – подчеркивает эксперт.
Учитывая, что на рынке уже существовали привычные аудитории и стабильно работающие полнофункциональные аналоги – iOS и Android – у пользователей не было потребности использовать другие операционные системы, отмечает Богатырёва.
«Я думаю, что российский проект вполне реализуем и перспективен в условиях новых реалий», – считает она.
Компании-участники обладают разными бизнес-интересами, которые способны обеспечить естественный спрос на продукт как за счет мощного маркетинга, так и за счет широкой аудитории своих сервисов, которая превышает сотню миллионов пользователей, говорит эксперт и предлагает сравнить ситуацию российских компаний с Huawei.
«По данным представителя этой компании, пользовательская аудитория HarmonyOS 2.0 перевалила за отметку в 100 миллионов человек. В России только у "Яндекса" пользовательская аудитория составляет более 90 миллионов человек в месяц, у VK – почти 80 миллионов», – подчеркивает Богатырёва.
Huawei на создание своей ОС потребовалось семь лет. Возможно, РФ понадобится меньше времени с учетом широкого состава участников и тех наработок, которые уже есть в стране, резюмирует эксперт.