Свободу – стартапам: что даст новым проектам ослабление госконтроля

Свободу – стартапам: что даст новым проектам ослабление госконтроля
Акценты
Пресс-служба департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы

Фото - © Пресс-служба департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы

На прошедшем совещании правительства РФ, посвященном концепции технологического развития России до 2030 года, представители министерств предложили меры по снижению госконтроля над стартапами. Какие преимущества от этого получит бизнес и почему это выгодно правительству, читайте в материале РИАМО.

Благоприятная среда для стартапов

В. Новикова

Фото - © В. Новикова/Пресс-служба мэра и правительства Москвы

В частности, представители министерств предложили снять с институтов развития обязанность по контролю за целевым расходованием средств в венчурных (направленных на разработку высокотехнологических продуктов, - ред.) проектах с господдержкой, где доля внебюджетных источников превышает 25% от всей суммы вложений, снизить риски предъявления обвинений в нецелевом или неэффективном использовании бюджетных средств для добросовестных предпринимателей и усовершенствовать порядок урегулирования споров и проведения оценки стоимости стартапа в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Стартап – это инновационный проект, нацеленный на последующее применение в бизнесе. Стартапер должен доказать ценность новой разработки, найти клиентскую базу, сформировать бизнес-модель продажи своего проекта. Через все эти операции получается готовый для бизнеса продукт, который можно массово реализовывать. Стартап может развиваться как отдельная компания, а может передан в более крупную структуру.

«Когда мы говорим о стартапе как о некоем новом проекте, мы должные понимать, что далеко не каждая инициатива может получиться. Подход, при котором стартапам оказывается поддержка государства, основанная на той же нормативно-правовой базе, что и по отношению к действующему бизнесу, не совсем правильный. Здорово, что сейчас правительство это понимает. Невозможно проектировать новое направление, которого раньше не было, и при этом предугадать все возможные варианты развития событий», – высказывает свое мнение член совета директоров Российской Ассоциации обучения предпринимательству, профессор и преподаватель школы бизнеса МИРБИС Елена Переверзева.

По словам эксперта, нынешняя логика государственной поддержки стартапов предполагает стопроцентную окупаемость вложенных денег, а если этого результата нет, то это расценивается как нецелевое расходование средств. Но в бизнесе невозможно просчитать все: если результат на 100% оправдывает ожидания, то это не новое направление, а копирование, или улучшение того, что уже есть.

«Прорывной проект никогда невозможно спланировать так, чтобы в нем не было проблемных зон, поскольку он настраивается по ходу внедрения и дорабатывается во время тестирования. Это нормальный рыночный механизм. Поэтому ослабление государственного регулирования расходования средств, безусловно, даст толчок развитию новых проектов», – считает профессор.

Льготы, гранты и отсрочка от армии: как государство поддерживает IT‑отрасль >>

Больше доверия друг другу

Фото - © Adobe Stock

Не секрет, что многие стартаперы не хотят брать госсредства на свои проекты, поскольку не могут гарантировать ожидаемый результат. Иногда получается профанация, когда деньги у государства берут на инновационное решение, но оказывается, что оно уже используется несколько лет.

«Государство должно доверять стартаперам. В проектных документах необходимо прописывать как можно больше возможных исходов, в том числе и неудачные. С другой стороны, сами стартаперы начнут больше доверять государственному финансированию, поскольку больше не будет страха попасть в тюрьму или потерять существующий бизнес в случае, если ожидания государства не оправдались», – подчеркивает Переверзева.

Валентин Макаров: у нас есть возможность выйти вперед и предложить свои IT‑продукты>>

Стартапам нужна комплексная поддержка

Денис Гришкин

Фото - © Денис Гришкин/Пресс-служба мэра и правительства Москвы

По ее словам, на сегодняшний день в России создана неплохая система развития стартапов: очень хорошо работают кластерные модели (например, Московский инновационный кластер), поддержка которых включает целый комплекс мер. Финансирование в этом комплексе является очень значимым элементом, но не менее важна юридическая и патентная помощь на этапе разработки, а также организационная поддержка, когда проекту на льготных условиях может быть дана аренда помещения, необходимая техника и оборудование. Только при таком подходе можно стимулировать развитие новых проектов.

«При этом любой стартап должен иметь спрос у бизнеса. Поэтому еще один важный элемент поддержки, который повышает эффективность развития новых проектов – это содействие государства в формировании диалога между стартаперами и компаниями, разъяснении бизнесу пользы инноваций. Это значительно повышает вероятность выживания и реализации новых инициатив», – уверена Переверзева.

«Стартапы вырастут следом за экономикой»: эксперты о ситуации на рынке молодых IT‑компаний >>

Как развивались стартапы в 90-е годы

Сайт мэра Москвы

Фото - © Сайт мэра Москвы

По словам эксперта, проблема последних десятилетий была в том, что создаваемые в России инновации не пользовались большим спросом у отечественного бизнеса.

«В 90-е годы основными грантодателями новых проектов являлись в основном международные фонды. Государству же было тогда не до поддержки стартапов и бизнеса. Были проекты USAID (Агентство США по международному развитию), проекты "Программы развития ООН". Через эти программы происходило становление системы поддержки предпринимательства и инновационных проектов. В принципе, международные фонды свою задачу выполнили: они сформировали у молодежи понимание, что такое стартап, как его можно создать и развивать», – рассказывает эксперт.

Минусом проектов с международным участием, по ее мнению, была их нацеленность на последующее внедрение на Западе, поскольку интереса к ним со стороны российского бизнеса не было.

«По этой причине огромное число стартапов уходило в Европу, Америку, либо развивалось локально, либо не реализовывалось вообще. В то время очень много интересных решений было в регионах, некоторые из которых развиваются до сих пор», – отмечает преподаватель школы бизнеса.

В 2010-х годах появилось понимание того, что нужно менять систему, работать над тем, чтобы стартапы создавались для своей страны.

Льготы, гранты и отсрочка от армии: как государство поддерживает IT‑отрасль>>

Нужен технологический суверенитет

Фото - © Пресс-служба мэра и правительства Москвы

«Сейчас, когда мы находимся в уникальной ситуации, и наш бизнес нуждается в стартапах, необходим постоянный информационный обмен между бизнес-акселераторами и компаниями. Оборудование на предприятиях, среди которого много импортного, необходимо периодически менять», – отмечает спикер.

Она добавляет, что Запад грозит России технологическим голодом и прекращением поставок обновленной техники, программного обеспечения. Поэтому сейчас как никогда большой запрос на отечественные инновации. Сегодня нужны новые разработки как для техобслуживания имеющегося оборудования, так и прорывные решения для усовершенствования технологий.

По словам Переверзевой, желание правительства дать больше свободы стартапам диктуется необходимостью достижения технологического суверенитета России в рамках программ импортозамещения и борьбы с санкциями.

Как подать заявление на отсрочку от весеннего призыва для IT‑специалистов в 2023 году>>

Больше выгоды, чем риска

Per Lööv

Фото - © Per Lööv/Unsplash.com

Елена Переверзева считает, что ослабление государственного контроля за расходованием выделяемых стартапам средств может привести к росту мошеннических афер, но этот риск будет нивелирован теми возможностями и выгодой, которую получат стартапы,

Директор IT-компании SkySoft Дмитрий Нор подчеркивает, что речь идет лишь о снижении, а не прекращении контроля как такового. По его мнению, данная мера позволит бизнесу выйти из «тени».

«В "тени" обычно находятся тогда, когда нет возможности соблюдать текущие нормы. Тут две причины: либо нормы неадекватные, либо у бизнеса не хватает денег, чтобы работать законно. Ожидаемые изменения, наоборот, помогут предпринимателям. Нормы контроля станут более адекватными, и бизнес будет сам обращаться за деньгами. Соответственно, будет стимул работать "по-белому"», – уверен Нор.