Карибский кризис 2.0: почему спустя 60 лет мир снова заговорил о ядерной войне

Карибский кризис 2.0: почему спустя 60 лет мир снова заговорил о ядерной войне
Акценты
pixabay.com

Фото - © pixabay.com

60 лет назад, 14 октября 1962 года, в мире произошел Карибский кризис – ситуация, которая едва не привела к Третьей мировой войне. Советский Союз и США сошлись в напряженном противостоянии, которое могло обернуться применением ядерного оружия. Сегодня история повторяется: Россия противостоит Западу, а про возможное применение ядерных вооружений говорят все чаще. Насколько нынешний кризис похож на Карибский и чем он может разрешиться, читайте в материале РИАМО.

На грани катастрофы

А. Лапин

Фото - © А. Лапин/РИА Новости

В 1961 году США при помощи наемников попытались помешать революции на Кубе. Однако знаменитая операция в Заливе свиней окончилась полным провалом, а Штаты фактически дали толчок к тому, чтобы Куба обратилась за поддержкой к Советскому Союзу. Отношения между СССР и США к тому моменту и так ухудшались: в частности, американцы разместили в Измире (Турция) ядерные ракеты средней дальности «Юпитер», которые могли долететь до советской территории за 10 минут.

Советское правительство не могло не реагировать на это. Дело в том, что ядерные потенциалы обеих стран были несопоставимы – шесть тысяч боеголовок у США и всего 300 у СССР. США могли выпустить в небо армаду из 1300 стратегических бомбардировщиков, а в море – девять атомных крейсеров с ракетами «Поларис» на борту. Советскому Союзу был необходим срочный ассиметричный ответ – и Штаты буквально подарили его, вынудив Фиделя Кастро идти на сближение с Москвой.

20 июня 1962 года началась операция «Анадырь»: на Кубу перебазировались группировки ракетных войск с частями технического обеспечения и прикрытия. Руководил всей операцией генерал Исса Плиев. В итоге на Острове Свободы тайно оказались 24 ракеты Р-14 и 36 ракет Р-12 с пусковыми установками и личным составом, два полка крылатых ракет с тактическими ракетами «Луна», четыре мотострелковых полка, две дивизии ПВО, истребительный авиаполк и отдельная истребительная эскадрилья (всего более 50 самолетов), вертолетный полк, полк береговой обороны с восемью ракетными установками «Сопка», 11 подводных лодок, два крейсера, эсминцы и минно-торпедные корабли. В 15 минутах лета от Вашингтона расположились 70 советских мегатонн в тротиловом эквиваленте.

Военное положение в новых регионах РФ: каковы причины и что это значит>>

На пути к развязке

Pixabay

Фото - © Pixabay

Между тем скрыть резкий рост советских грузоперевозок было нереально. Регулярные полеты американских самолетов-разведчиков U2 показали, что на Кубе появились ракеты из СССР. Тогда США перевели свои армию и флот в режим боеготовности DEFCON-3. А 20 октября началась морская блокада Кубы. Блокада – это акт войны: фактически, США выступили против суверенного государства. При этом само размещение советских ракет на Кубе не нарушало международных правил и договоренностей.

С момента начала блокады Острова Свободы весь мир оказался на грани ядерной катастрофы: теперь любая случайность могла запустить неуправляемую цепную реакцию, если бы у кого-то сдали нервы. 23 октября президент США Джон Кеннеди потребовал от советского посла Анатолия Добрынина гарантий, что корабли СССР будут соблюдать условия морской блокады. Однако Добрынин отметил, что эти требования абсурдны, а сама блокада – незаконна.

Тогда вооруженные силы США получили степень боеготовности DEFCON-2. Следующая степень – DEFCON-1 – фактически означала бы старт полномасштабных военных действий. 27 октября ракета комплекса ПВО С-75 «Двина» сбила над Кубой американский самолет-разведчик U-2, пилот которого погиб. Военные советники Кеннеди требовали от него незамедлительной силовой реакции, но, к счастью, такого приказа не последовало. Этот день вошел в историю как «черная суббота» – время, когда мир балансировал на лезвии бритвы.

Наконец ранним утром 28 октября Кеннеди «сдал назад»: он вызвал к себе посла СССР Добрынина и заявил, что Штаты готовы к дипломатическому урегулированию. В Москву ушла соответствующая телеграмма – начались переговоры, завершившиеся разрядкой. США вывели ракеты «Юпитер» и «Тор» из Турции и Европы, а также гарантировали Кубе, что военной агрессии больше не будет. Советский Союз в ответ должен был увести стратегические силы с Острова Свободы. Так мир был спасен. Но сейчас, 60 лет спустя, призрак ядерной войны появился вновь.

Эксперты о завершении частичной мобилизации в РФ и наказании для уклонистов>>

Прямые параллели

Фото - © РИА Новости

Сегодня многие эксперты говорят о том, что между Карибским кризисом и сегодняшней ситуацией в мире существуют прямые параллели. По мнению замглавы МИД России Сергея Рябкова, в 1962 году Штаты также игнорировали озабоченность Москвы из-за прямых угроз безопасности. А нежелание Штатов считаться с интересами Москвы, их стремление обрести решающее военно-стратегическое превосходство и растущее американское присутствие на Украине повышает риски столкновения ядерных держав.

«Чем больше США вовлекаются в поддержку киевского режима на поле боя, тем в большей мере они становятся стороной военного противостояния с Россией, а значит, рискуют спровоцировать прямое вооруженное столкновение крупнейших ядерных держав, чреватое катастрофическими последствиями», – отметил Рябков.

Впрочем, по мнению специалиста по международным отношениям и эксперта Российского совета по международным делам (РСМД) Алексея Наумова, между 1962 и 2022 годом есть несколько существенных и очень важных отличий. Во-первых, 60 лет назад не было столь пристального внимания общественности к конфликту, некой цифровой демократизации и свободы, порожденной массовым проникновением интернета.

«Тогда внешняя политика по обе стороны океана виделась делом профессионалов, которых мало интересовало мнение простых избирателей. Сегодня с СССР можно было враждовать, завтра можно было идти на "разрядку международной напряженности". Никто бы не обвинил руководство страны в "предательстве", "сливе" или "договорняке"», – объясняет эксперт.

Сейчас же и Москва, и Вашингтон вынуждены принимать к сведению мнение простых людей, гораздо более «включенных» в конфликт благодаря интернету: граждане с помощью соцсетей получают информацию с мест из первых рук и имеют сотни и тысячи трибун для собственных выступлений.

Золотой миллиард живет за чужой счет: на саммите в Астане Путин предложил пересмотреть финансовую систему мира>>

Кризис доверия

Владимир Сергеев

Фото - © Владимир Сергеев/РИА Новости

Второе отличие нынешнего противостояния от Карибского кризиса, по мнению Алексея Наумова, заключается в том, что тогда, в 1962 году, конфликт разрешился во многом благодаря тайным, кулуарным договоренностям генпрокурора США Роберта Кеннеди и советского посла Анатолия Добрынина. Однако сейчас такой вариант также невозможен – как из-за давления общественного мнения по поводу «договорняков», так и из-за отсутствия доверия между сторонами.

«Москва не доверяет Вашингтону со времен расширения НАТО на Восток, Вашингтон не доверяет Москве после истории с хакерскими атаками и "вмешательством в выборы". (…) Остается надеяться, что новые сложности вызовут к жизни новые проявления мудрости и сдержанности», – резюмирует специалист.

В свою очередь кандидат философских наук, доцент кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин университета «Синергия» Роман Осин обращает внимание на то, что у Карибского кризиса было и еще одно важное отличие от нынешнего противостояния: в 1962 году конфликтовали не просто конкурирующие государства, но целые системы.

«СССР представлял не конкурента США, а альтернативный способ существования человечества: на основе социальной справедливости и социального равенства, без эксплуатации человека человеком», – объясняет Осин. В то время Советский Союз как носитель новой формации имел не только союзников из стран социалистического блока, но и огромные массы сочувствующих из капиталистических стран.

Что касается «Карибского кризиса» образца 2022 года, то эту ситуацию собеседник РИАМО считает во многом патовой: стороны принципиально не хотят идти на взаимные уступки. Кризис потенциально мог бы разрешиться за столом переговоров, но для этого необходимо, чтобы обе стороны готовы были к компромиссам, чего в данный момент не видно.

«Судя по всему, без серьезных внутренних экономических и политических преобразований в ключевых государствах-участниках конфликта (прежде всего – США, России и Украине) ожидать смягчения конфликта не приходится. Буду рад ошибиться», – заключает Осин.

Холод, голод и здравый смысл: граждане Европы протестуют против антироссийских санкций>>