«Это нам на пользу»: как Демиховский машиностроительный завод работает в эпоху санкций
В 2022 году Демиховский машиностроительный завод (входит в Трансмашхолдинг) отмечает 30-летний юбилей с начала выпуска на предприятии электропоездов, ведь именно здесь произведен первый полносоставный российский электропоезд. РИАМО поговорило с гендиректором предприятия Андреем Степновым о грамотном импортозамещении и о том, как на производство повлияли западные санкции.
– Андрей Борисович, в эпоху санкций многие российские заводы, зависящие от импортных поставок, переживают непростые времена. Как с трудностями справляется ваше предприятие?
– Санкции для многих производств в России, в том числе и для нашего, стали вызовом в положительном смысле. Мы не первый год занимаемся импортозамещением, так что завод был готов к такому развитию событий.
Фаркопы и прицепы: как работает подмосковная фирма, выпускающая товары для работы и отдыха>>
– Обошлось без сокращений?
– ДМЗ включен в список системообразующих организаций, важных для устойчивого развития экономики России, поэтому мы в случае необходимости можем рассчитывать на государственную поддержку. Сейчас завод работает в штатном режиме и не планирует снижать набранный темп производства. Наоборот! Мы собираемся произвести и реализовать большее количество электропоездов, чем предполагалось в конце прошлого года, и в связи с этим дополнительно набираем сотрудников.
– И все же, как вам это удалось? Другие предприятия, сильно зависящие от импортных поставок, не могут похвастаться ростом производства. Им бы удержать досанкционный уровень.
– На самом деле доля комплектующих отечественного производства в нашей продукции в последние годы составляла около 90%. Теперь мы перестраиваем производственные и логистические цепочки, замещаем некоторые позиции на аналоги из стран, дружественных России. По возможности планируем использовать сложившуюся ситуацию для увеличения доли на рынке.
– То есть на российских железных дорогах появится больше современных электричек?
– Да, наша линейка подвижного состава создана на основе базовой технологической платформы отечественного производства. Пассажиры, которые ездят на наших поездах, видят: российские машиностроители могут предложить им комфортный, экологичный, безопасный и красивый рельсовый транспорт.
«Делаем мир чище»: как устроена переработка вторсырья на Дмитровском заводе РТИ>>
– О каких объемах производства идет речь?
– Если взять общую длину выпущенных заводом электропоездов с 1992 года, она составит 2,4 тысячи километров. Это расстояние от Москвы до Сочи и обратно. А так мы способны выпускать до 525 новых вагонов в год. В этом году с завода выйдет 62 электропоезда нового формирования с составами от четырех до 11 вагонов – не менее 450 вагонов.
– А если потребуется капитальный ремонт?
– Это опять же к нам. Кроме выпуска новой продукции, завод оказывает услуги по разным видам ремонта подвижного состава. На ДМЗ организовано полноценное ремонтное производство с гибкой технологией, где могут обслуживаться электропоезда и некоторые другие виды вагонов из продуктовой линейки Трансмашхолдинга. В этом году к нам на ремонт поступят 17 электропоездов, в том числе два состава ЭД4МКМ-АЭРО, которые эксплуатирует компания «Аэроэкспресс».
– Поставки пойдут только в Россию, или у завода есть зарубежные покупатели?
– География поставок охватывает всю Россию, а также страны СНГ. Например, электропоезда ЭП2Д и ЭП3Д экспортируются в Армению и Казахстан. В 2021 году Трансмашхолдинг и Южно-Кавказская железная дорога заключили контракт, по которому ДМЗ поставил два двухвагонных поезда, которые теперь ходят между Ереваном и Гюмри в Армении. Подвижной состав хвалят и машинисты, и пассажиры. Между прочим, ЭП2Д – единственный на рынке стран СНГ электропоезд, который может состоять всего из двух вагонов. Его удобно использовать на маршрутах с небольшим пассажиропотоком.
Начинал с ларьков на колесах: как «Тонар» стал ведущим заводом страны>>
– В этом году вы отмечаете 30-летний юбилей с тех пор, как выпустили первую электричку. Есть чем гордиться?
– Судите сами. С тех пор как на рельсы сошел наш первый поезд постоянного тока ЭД2Т, коллектив ДМЗ разработал 22 типа электропоездов и выпустил более 10,5 тысяч вагонов. 60% всех электричек, которые перевозят пассажиров по всей стране, выпущены нашим заводом.
– Ваши электропоезда-флагманы ЭП2Д и ЭП3Д выпущены уже в период импортозамещения. Как эти проекты оценило государство и коллеги-машиностроители?
– ЭП2Д и ЭП3Д входили в список 100 лучших товаров в 2016 и 2018 годах соответственно. В 2017-ом ЭП2Д получил национальную премию в области импортозамещения «Приоритет». В 2019 году поезд ЭП3Д стал лауреатом национальной премии «Проектный лидер» в номинации «Машиностроение». Таким образом, наши электропоезда четыре раза удостаивались высокой оценки за успехи в импортозамещении.
– Как насчет персональных наград?
– Не хотелось бы кого-то выделять. Лучше скажу об общем достижении нашей команды. В сентябре 2020 года сотрудники ДМЗ стали лауреатами Премии губернатора Московской области за достижения в области развития науки, технологии и техники. Заводчане получили почетную награду за разработку электропоезда постоянного тока ЭП2Д с комплектом энергосберегающего электрооборудования. Эта награда особенно приятна, поскольку Подмосковье – родной для нас регион, а мы – крупнейший работодатель и налогоплательщик Орехово-Зуевского городского округа.
Предприятия обеспечат готовыми кадрами: как устроена программа «Профессионалитет»>>
– Судя по вашему оптимистичному настрою, на ДМЗ от санкций не унывают.
– Иначе нельзя. Мы ведь машиностроители, работники одной из важнейших отраслей промышленности и чувствуем ответственность перед страной. Наша работа требует слаженных усилий и внимания. Будем и дальше повышать научно-технический потенциал России, разрабатывая и внедряя современную продукцию железнодорожного машиностроения.