Реновация промзоны «ЗИЛ» в Москве: как меняется территория «мертвого города»

Реновация промзоны «ЗИЛ» в Москве: как меняется территория «мертвого города»
Акценты

В Москве продолжается реализация программы комплексного развития территорий (КРТ). Одна из важных задач, которые она решает – застройка промзон, так называемого «ржавого пояса» столицы, которые занимают огромные территории и практически не используются. РИАМО продолжает серию публикаций о том, как изменятся территории бывших складов, заводов и фабрик в ближайшие годы. Сегодня мы расскажем, как уже преобразилась промзона ЗИЛ – одна из крупнейших в столице – и в чем плюсы и минусы этого мегапроекта, сравнимого по масштабам с «Москвой-Сити».

«Мертвый» город

Как рассказывает доцент экономического факультета РУДН Татьяна Крейденко, первые предприятия на территории современной промзоны «ЗИЛ» появились еще в конце ХVIII века, а к началу ХХ века здесь уже работали кожевенный и химический заводы, была построена Окружная железная дорога – ныне Малое кольцо МЖД. В 1916 году в Тюфелевой роще было начато строительство первого автомобильного завода – будущего «ЗИЛа», который в 2015 году ликвидировали по причине банкротства.

«К середине десятилетия ХХI века территория ЗИЛ представляла собой своего рода «мертвый» город, оказывающий негативное влияние на соседние районы», – добавляет эксперт РУДН. Эта промзона являлась препятствием для развития транспортной инфраструктуры и создавала проблемы в экологической ситуации.

Доцент РУДН уверена, что реновация промзон, особенно таких крупных, как ЗИЛ, за счет рекультивации, строительства набережной, транспортно-пересадочных узлов приведет к положительному развитию не только данной, но и прилегающих территорий. А это, в свою очередь, позволит улучшить и транспортную, и экологическую ситуацию в городе.

Жилье комфорт‑класса на берегу реки: что ждет промзону «Нагатинский затон»>>

Город в городе и уникальные дома

Промзона «ЗИЛ» до старта своей реновации в 2013 году занимала около 40% территории района Даниловский. За восемь лет работы там уже много чего успели открыть и построить, включая ледовый дворец «ВТБ Арена», часть корпусов ЖК «Зиларт», набережную Марка Шагала, школу, Музей хоккея.

Мэр столицы Сергей Собянин назвал комплексное развитие территории ЗИЛа крупнейшим проектом реорганизации промзон не только в России, но и в Европе. По масштабу реновация этой промзоны сопоставима с проектом «Москва-Сити». Ее реализацию планируется завершить в 2023 году.

К разработке проектов застройки на «ЗИЛе» привлекаются разные архитектурные бюро и используются самые современные решения. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, каждый дом ЖК «Зиларт» - это произведение искусства.

Например, один из новых корпусов дома №14 облицуют декоративными панелями, имитирующими византийский орнамент, а соседний корпус украсят волнообразными элементами из декоративной штукатурки. А дом №17 будет отличать орнамент в виде автозапчастей – отсылка к истории этого места.

Ожидается, что общая площадь застройки ЗИЛа и прилегающих территорий составит 6,4 миллиона квадратных метров недвижимости, из них 5,2 миллиона – непосредственно на месте бывшего завода имени Лихачева.

«Промзона «ЗИЛ» - пример масштабного преобразования промышленных территорий, когда на месте крупного производственного предприятия возводится полноценный «город в городе» со всей необходимой инфраструктурой», – говорит управляющий директор компании «Метриум» Надежда Коркка.

Среди преимуществ – удачное расположение на относительно небольшом удалении от центра, близость к Москве-реке и благоустроенному в 2018 году парку «Тюфелева роща». Рядом с ЖК «Зиларт» размещены офисы, технопарк и офисы Nagatino i-Land, спортивный квартал «Парк Легенд», новый парк развлечений «Остров мечты», добавляет эксперт.

«При проектировании активно применялась концепция квартальной застройки, что позволило, в том числе, сформировать современные и удобные общественные пространства», – говорит Коркка.

Ледовый дворец и крупнейшая школа России

Помимо жилой застройки, в рамках проекта редевелопмента предусмотрено строительство объектов социального и общественно-делового назначения, отмечает эксперт компании «Метриум».

Так, на ЗИЛе уже открылась и приняла первых учеников самая большая в России школа площадью более 40 тысяч квадратных метров, рассчитанная на 2,5 тысячи детей. Всего на месте бывшей промзоны планируется разместить три школы и 12 детских садов.

Кроме того, уже действует спортивный квартал «Парк Легенд», включающий в себя ледовый дворец с тремя аренами-трансформерами, а также Центр синхронного плавания, Музей российского хоккея, отель. Сюда же добавился одноименный ЖК.

«Однако расположение достаточно крупного подобного объекта рядом с жилой застройкой может вызвать конфликтные ситуации в дни проведения спортивных мероприятий», – считает Надежда Коркка.

Парк, бульвар и «голубая лагуна»

Среди наиболее интересных новых объектов на территории промзоны – пешеходный бульвар «Зиларта» (часть набережной Марка Шагала) протяженностью более 1,2 километра. Особенного внимания заслуживает благоустроенная набережная Москва-реки и большой парк «Тюфелева роща» площадью 14,5 гектара, сопоставимый по размерам с парком Гюэль в Барселоне (Испания). Кстати, реликтовая роща существовала задолго до появления промзоны – здесь охотились русские цари и любил гулять Николай Карамзин, который вписал это место в сюжет «бедной Лизы».

К разработке проекта парка был привлечен американский ландшафтный архитектор-урбанист Джерри Ван Эйк. Пространство для отдыха объединяет зеленую зону с деревьями и цветниками, оригинальный водоем «голубая лагуна» с прозрачной водой и лежаками, а также перголу – видовую прогулочную зону наподобие крытого моста протяженностью 1,3 километра.

«Пергола задумана как архитектурная доминанта проекта символизирует линию сборки или конвейер автомобильного завода и отсылает нас к истории завода имени Лихачева», – поясняет доцент РУДН Татьяна Крейденко.

В то же время сам парк – сезонная вещь с ограниченными функциями, пока выполняющий скорее транзитную функцию, чем рекреационную. По мнению эксперта, здесь пока относительно слабо продумана велоинфраструктура и безопасность переходов.

«Пока акцент развития данной территории в большей степени смещен в сторону автомобилей, а не пешеходов: например, отсутствие оборудованных тротуаров на эстакаде, что создает проблемы для прохода жителей к станции МЦК», – указывает эксперт РУДН.

«Парк будущего» на ВДНХ: появится ли в Москве второй «Остров мечты»>>

Проблемы с транспортом и избыток ЖК

В 2015 году рядом с технопарком Nagatino i-Land открылась новая станция метро «Технопарк» Замоскворецкой линии. Также рядом с «ЗИЛом» находится одноименная станция МЦК. Помимо этого, в рамках строительства Бирюлевской линии метро на территории бывшей промзоны будет открыта станция метро «ЗИЛ», которая значительно улучшит транспортную доступность.

Тем не менее, ключевым минусом территории «ЗИЛ» является транспортная доступность реорганизуемой территории для автомобилистов, считает управляющий директор компании «Метриум» Надежда Коркка. Выехать отсюда в город можно двумя путями. Первый – через Автозаводскую улицу, часть которой входит в состав загруженного ТТК. Второй – по проспекту Лихачева на проспект Андропова, движение на котором не менее плотное.

Некоторые эксперты считают проект редевелопмента «ЗИЛа» в принципе в корне неверным.

«Наблюдать за проектом реорганизации промзоны бывшего завода имени Лихачева в Москве не очень весело – фактически он застраивается лишь жильем, с небольшим количеством общественных зон, чей функционал ограничивается в основном торговлей и сферой услуг», – считает основатель и CEO компании «ЕКТА Менеджмент», автор телеграм-канала «Технопарки Москвы» Екатерина Наумова.

Проблема, по ее словам, даже не в том, что эта территория имеет сложный экологический след – наследство старого производства, а втом, что такой подход к реновации – огромная потеря для производственной сферы Москвы, нецелевое расходование мощностей для столь перспективной и важной для города отрасли.

«Да, большая часть производственных площадей на «ЗИЛе» безнадежно устарела еще 20-30 лет назад и даже раньше. Однако это не значит, что реанимировать и использовать их было нельзя», – считает Наумова.

По ее словам, есть много примеров, в частности, в Германии, когда старые производства превращались в новые технологичные площадки. Постепенно именно промышленники, производственники и инноваторы оздоровляли территорию, превращая старые промзоны в современные центры притяжения, технополисы.

Технопарк со специализацией в современном автомобилестроении, площадки для тестирования беспилотных автомобилей, электрокаров и машин на водороде на бывшей территории «ЗИЛа» смотрелись бы куда правильнее, чем ЖК, ТРЦ и скверы, уверена эксперт.

В свою очередь, архитектор-дизайнер Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» Ксения Кочина добавляет, что на территории промзоны можно не только построить новые, но и реорганизовать уже имеющиеся здания.

«Могут возникнуть нестандартные решения в зависимости от дальнейших целей использования промзоны», – поясняет архитектор. Объекты могут быть любыми, главное – проработанный сценарий использования промзоны. Кроме того, надо понимать и то, как эта зона будет взаимодействовать с прилегающими зданиями и кварталами.

Маршрутка по вызову: как будет работать новый вид транспорта в Москве>>