Призовые в российской Премьер-лиге: какие они и как делятся
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE1LzA5LzI0L2tvel81NDkxLmpwZw.webp)
Фото - © Открытая тренировка ФК «Спартак» на Тарасовской учебно-спортивной базе/Медиасток.рф
Каждый сезон в российской футбольной Премьер-лиге — это не просто борьба за чемпионский титул. За каждой победой и за каждым местом в турнирной таблице стоят огромные деньги. Ежегодно призовой фонд соревнования растет: в розыгрыше-2023/2024 он составлял около 9 млрд рублей, в 2024/2025 перевалил за 10 млрд, а сейчас близится к 11 млрд.
Больший доход по итогам РПЛ-2025/2026 может получить «Зенит». Все потому, что питерцы, по мнению букмекеров, главные претенденты на золото. Шансы клуба на титул оцениваются с коэффициентами от 2.00 (вероятность 50%). Поставить на его успех или на другую команду РПЛ можно с выгодой. Например, в БК «Винлайн» акции позволяют получить от БК бесплатные пари или кешбэки.
Рассказываем подробнее о призовых в чемпионате — из чего они складываются, как распределяются и кто сколько получил за сезон-2024/2025.
11 млрд на кону: откуда столько денег в РПЛ
Главный источник доходов для клубов — это коммерческие контракты, которые руководство лиги заключает с крупными партнерами. Сегодня призовой фонд составляет около 11 млрд рублей. Для сравнения, всего пять лет назад эта сумма была почти в восемь раз меньше — примерно 1,3 млрд рублей.
Деньги поступают из трех источников:
● Телевизионные права. Холдинг «Матч» — эксклюзивный телевещатель лиги. По действующему 4-летнему контракту (с сезона-2022/2023 по 2025/2026), общие выплаты составят 28,6 млрд: по 6,6 млрд в первые два сезона и по 7,7 млрд за два последующих. Однако сейчас медиа утверждают, что по итогам текущей кампании сумма может дойти до 9 млрд рублей.
● Беттинг-партнер. Легальные БК спонсируют большинство топовых национальный соревнований, и футбольные — не исключение. Крупный контракт с букмекерской компанией Winline ежегодно обогащает лигу в среднем на 2,76 млрд рублей.
● Титульный спонсор. Соглашение с национальной платежной системой «Мир» приносит лиге до 800 млн рублей за розыгрыш.
Механизм раздачи: как делятся призовые в РПЛ
Деньги в РПЛ распределяются по сложной системе. Она мотивирует команды не только бороться за высокие места, но и активно работать с болельщиками.
Часть призового фонда делится в зависимости от итогового места участника. Чем оно выше, тем больше денег. Так, например по итогам сезона-2024/2025 чемпион России, «Краснодар», заработал 1,2 млрд рублей, а «Оренбург» с последнего 16-го места — около 300 млн рублей.
Клубы могут получить дополнительные деньги (около 277,5 млн рублей на всех), если отлично работают с аудиторией и болельщиками. В прошлой кампании лучшая средняя посещаемость была у «Зенита» — 35 691 человек (заполняемость 56%). Но бонус ушел «Краснодару» со средней посещаемостью 27 559 зрителей из-за заполняемости стадиона в 82%.
Еще один фонд (также 277,5 млн рублей) выделяется на «медийный чемпионат». Здесь учитывается, насколько эффективно клуб работает в медиапространстве — сколько человек следят за постами в соцсетях, сколько просмотров набирают видеоролики и т. д. Известно, что в прошедшем розыгрыше лучшим в этом рейтинге стало московское «Динамо», которое получило дополнительно 32,65 млн рублей. Однако информации о том, какие у клуба были показатели, нет.
«Быки» — самые богатые: сколько получили клубы за прошлый сезон
По подсчетам масс-медиа, по итогам чемпионата-2024/2025 сразу три команды заработали свыше миллиарда рублей от всех трех источников — «Краснодар» (1,28 млрд), «Зенит» (1,11 млрд) и ЦСКА (1,03 млрд).
Общие выплаты оставшимся участникам Премьер-лиги выглядят следующим образом:
● «Спартак» — 948 млн.
● «Динамо» — 882 млн.
● «Локомотив» — 777 млн.
● «Рубин» — 700 млн.
● «Ростов» — 617 млн.
● «Акрон» — 589 млн.
● «Динамо Махачкала» — 545 млн.
● «Крылья Советов» — 534 млн.
● «Химки» — 483 млн.
● «Пари НН» — 450 млн.
● «Факел» — 360 млн.
● «Ахмат» и «Оренбург» — по 338 млн.
Erid=2VfnxvynyKe