Эксперт Боднар оценила законопроект о сохранении ипотечного жилья при личном банкротстве

Эксперт Боднар оценила законопроект о сохранении ипотечного жилья при личном банкротстве
Общество

РИАМО – 28 июля. Принятие законопроекта, согласно которому россияне смогут сохранить единственную ипотечную недвижимость при личном банкротстве, позволит избежать проблемных ситуаций, сообщила РИАМО эксперт по банкротству компании «Финансово-правовой альянс» Евгения Боднар.

Ранее СМИ писали, что кабмин РФ поддержал проект закона, согласно которому банкроты-ипотечники смогут сохранить свое единственное жилье. Для этого нужно будет подписать с банком мировое соглашение или составить план реструктуризации ипотеки.

«Указанный законопроект является логично вытекающим из судебной практики веянием. Так, например, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд по делу А76-32125/2022 допустил возможность заключения мирового соглашения только с залоговым кредитором по предмету военной ипотеки. При этом в июне 2023 года Верховный суд подтвердил, что на деньги от продажи ипотечного жилья иные кредиторы, кроме залогового, претендовать не могут», – отмечает эксперт.

Многие должники, имеющие в том числе и ипотечные кредиты, ранее оказывались в безвыходной ситуации: они не могли пойти в процедуру банкротства, так как однозначно лишались крыши над головой, но и оплачивать все кредиты вместе не могли, говорит Боднар.

«Выбирали, как правило, платить только ипотеку, а прочие кредиторы шли в суды за взысканием долга. Приставы начинали списывать доходы должника, в результате становилось невозможным более платить по ипотеке. Законопроект позволит избежать такого замкнутого круга», – объясняет специалист.

Однако непонятно, откуда должник должен брать деньги на оплату ипотеки по мировому соглашению или плану реструктуризации: ведь ему в процедуре банкротства фактически положен только прожиточный минимум, акцентирует внимание Боднар. Исключение части дохода на оплату ипотеки нарушило бы права иных кредиторов, которые также рассчитывают получить с должника хоть что-то. Поэтому неясно, насколько популярен будет новый инструмент.