Чем раньше, тем лучше: нужно ли детям развиваться в области IT
IT-сфера в России продолжает активно развиваться, а спрос на квалифицированных специалистов стабильно высок. Технологии проникают во все отрасли и потребность в сотрудниках растет. Даже если ребенок в будущем решит не строить карьеру программиста, техническое образование не будет лишним — оно развивает логику, критическое мышление и навыки решения сложных задач, а это ценится в любой сфере, рассказал РИАМО директор IT-колледжа «Хекслет» Антон Васильев.
«Оптимально начинать с 10–12 лет, когда дети уже готовы воспринимать абстрактные концепции, но при этом у них достаточно времени для фундаментального изучения основ. Однако, если есть интерес, осваивать программирование можно и раньше, в игровой форме. А тем, кто начинает позднее, важно понимать: в IT можно войти в любом возрасте, главное — системный подход и практика», — отметил специалист.
Наиболее перспективные направления — разработка ПО, искусственный интеллект, анализ данных и кибербезопасность. Специалисты, обладающие компетенциями в этих областях, будут востребованы как в российских, так и в международных компаниях.
С чего начать
Для старта Васильев рекомендовал начать с изучения языка программирования Python — он прост в освоении, но при этом довольно мощный и очень популярен сейчас. На нем работают системы машинного обучения, веб-сервисы, автоматизация и анализ данных.
«Если интересует веб-разработка, советую начинать с JavaScript — этот язык является основой для создания сайтов и веб-приложений. В дальнейшем выбор зависит от специализации: C++ актуален для геймдева и высокопроизводительных приложений, Java и Kotlin — для мобильной разработки», — добавил IT-эксперт.
В занятиях со школьниками главное — регулярность. Оптимально уделять программированию хотя бы 3–4 дня в неделю, пусть даже по часу, но с постоянной практикой. Эффективность обучения повышается, если чередовать теорию с реальными проектами и участием в конкурсах или хакатонах. Такой подход помогает не просто изучать язык, а учиться решать прикладные задачи.
Градация по уровням знаний
Васильев отметил, что после колледжа выпускник — это junior-разработчик, так как уровень senior требует не только технических знаний, но и опыта проектной работы, понимания архитектуры систем и навыков командного взаимодействия.
Однако, если студент талантливый и амбициозный, во время обучения не ограничивался только занятиями, а активно практиковался, проходил стажировку и производственную практику не формально, а с целью получить реальный опыт, работал над каким-то своими пет-проектами или коммерческими заказами, то к моменту выпуска он вполне может быть специалистом уровня middle.
«Тут еще стоит понимать, что градация уровней во многом зависит от компании: в одной организации специалист будет junior, а в другой, с аналогичным набором навыков, может сразу получить позицию middle, если его знания и опыт соответствуют требованиям», — добавил Васильев.