В России стали строить меньше торговых центров

В России стали строить меньше торговых центров
Недвижимость

РИАМО – 13 авг. В крупных городах России под влиянием кризиса практически остановилось строительство торговых центров, застройщики теперь перебираются в города поменьше, а в Москве отмечается дефицит площадок под строительство, пишет в понедельник «Коммерсант».

«В городах-миллионниках России остановился рост показателя обеспеченности торговой недвижимостью, следует из данных Knight Frank. В 10 из 15 городов, попавших в выборку, по итогам первой половины 2018 года этот показатель остался на уровне, зафиксированном за аналогичный период прошлого года. Незначительный рост произошел в Москве (с 487 до 502 квадратных метров на 1 тысячу жителей), Красноярске (с 316 до 338 квадратных метров), Казани (с 327 до 357 квадратных метров), Ростове-на-Дону (с 439 до 486 квадратных метров), Воронеже (с 464 до 497 квадратных метров)», - отмечается в статье.

До 2014 года рынок активно рос, с 2013 по 2018 годы обеспеченность торговыми площадями на 1 тысячу жителей в большинстве городов-миллионников выросла в два раза и более.

Как пояснила руководитель отдела торгцентров департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева, отсутствие новых строек — результат падения девелоперской активности, произошедшего в начале текущего кризиса. А в Москве дополнительным фактором торможения рынка стал дефицит площадок под строительство, что способствовало развитию центров в составе жилых комплексов, а также торговых центров в границах транспортно-пересадочных узлов.

При этом сокращаются не только объемы ввода торговой недвижимости, но и параметры ранее заявленных проектов. Так, в России заявлено строительство 2 миллионов «квадратов» торговой недвижимости, половина этого объема — в городах-миллионниках, но проекты разморозят, когда девелопер сочтет условия подходящими. Дополнительное влияние оказывает смена модели потребления, добавила директор по развитию бизнеса Cushman&Wakefield Ольга Ясько.

Так, визиты в гипермаркеты, которые являются якорными арендаторами большинства ТЦ, за товарами повседневного спроса становятся все менее популярными. По данным Nielsen, семь из десяти походов в магазин приходятся на формат «у дома». А fashion-ритейлеры вынуждены конкурировать с онлайн-торговлей и адаптироваться к сокращению расходов потребителей.

По оценкам Хакбердиевой, в перспективе ритейлеры и девелоперы будут осваивать слабо охваченные торговой недвижимостью города: Ханты-Мансийск, Якутск, Махачкалу и другие, где есть потребность в современных торговых центрах. В регионах отмечается спрос на качественные площади не только со стороны международных и российских компаний, но и локального пула арендаторов.

Один из вариантов адаптации к изменившимся условиям — упрощение формата и удешевление строительства. Девелоперам крупных объектов со значительной развлекательной составляющей приходится принимать во внимание увеличение сроков окупаемости проектов.