Wildberries и Ozon нужна радикально новая модель брокерских услуг — эксперт

Эксперт Спинка: маркетплейсы вряд ли смогут успешно конкурировать с брокерами
ЭксклюзивЭкономика
Терехова Марина / Фотобанк Лори

Фото - © Терехова Марина / Фотобанк Лори

Планы Wildberries и Ozon выйти на рынок брокерских услуг — не первая попытка крупных непрофильных компаний освоить инвестиционный бизнес. При этом нужно понимать, что для маркетплейсов инвестиционные услуги не являются профильными, заявил РИАМО директор департамента продаж и клиентского обслуживания ИК «Фонтвьель» Руслан Спинка.

Похожий интерес в своё время проявлял и «Яндекс», который даже получал лицензию, но полноценный продукт так и не запустил, напоминает он. Самый показательный пример успешного входа в этот сегмент – история Т-Банка. Изначально он развивал инвестиционное направление совместно с БКС, затем самостоятельно. В итоге сумел масштабировать продукт, став один из самых популярных брокеров в стране. Но важно понимать, что для банка инвестиционные услуги по профилю всё же близки, тогда как для маркетплейсов — нет, подчеркивает эксперт.

«Безусловно ключевое преимущество Ozon и Wildberries — это огромная пользовательская база и мощная IT-команда. Теоретически это создаёт потенциал для масштабирования, но само по себе не гарантирует успеха. Чтобы мотивировать миллионы клиентов открыть у них брокерские счета, компаниям нужно предложить принципиально новую концепцию — не просто ещё одно приложение для инвестиций, а что-то, что изменит пользовательский опыт и будет уникально для рынка», — считает Спинка.

Какие есть препятствия?

По словам Спинки, брокерский рынок требует от компании не только наличие технологических ресурсов и клиентской базы, но и команды экспертов, способных с нуля выстроить инфраструктуру в строгом соответствии с требованиями регулятора, при высоком дефиците профильных специалистов. При этом на рынке уже действуют десятки сильных игроков, у которых налажены процессы, сервис и есть доверие клиентов. Конкурировать с ними будет непросто, подчеркивает эксперт.

Просто получение лицензий и запуск стандартного брокерского сервиса вряд ли принесут ощутимые результаты: брокерский бизнес окупается только при больших оборотах и минимальных комиссиях, говорит он. Высокая комиссия делает продукт неконкурентным, а низкая требует критической массы активных клиентов. Скорее всего, для маркетплейсов более логичным шагом на данном этапе будет развитие банковских и финансовых сервисов в целом, а выход на брокерский рынок целесообразен позднее, когда экосистема будет готова интегрировать такие услуги органично, полагает Спинка.

«Таким образом, отличительными особенностями сферы брокерских услуг можно назвать крайне низкую маржинальность и высокую конкуренцию. Думаю, Wildberries или Ozon вряд ли смогут успешно конкурировать на нём с действующими лидерами без радикально новой модели предоставляемых услуг», — высказывает свое мнение эксперт.

Подписывайтесь на канал РИАМО в MAX.