Составлен рейтинг пострадавших отраслей бизнеса в РФ за II квартал 2023 года
РИАМО - 11 сен. По данным индекса здоровья российского бизнеса от Calltouch, банка Точка и hh.ru, самыми пострадавшими отраслями малого и среднего предпринимательства по итогам II квартала 2023 года стали спорт, продуктовый ритейл и медицина. Об этом РИАМО сообщили в пресс-службе Calltouch.
В компании добавили, что за этот период показатели упали на 12-24 балла в зависимости от отрасли, число клиентов сократилось, а обороты хоть и растут, но крайне медленными темпами и во многом за счет роста цен.
Спорт
В нише спорта и фитнеса индекс здоровья по итогам II квартала 2023 года в сравнении со II кварталом 2022 года рекордно упал на 41 балл — с 67 до 26 баллов. Нынешний показатель (26 баллов) является близким к пятилетнему минимуму, зафиксированному во II квартале 2020 года. При этом еще в I квартале текущего года показатель индекса составлял 62 балла.
Столь резкое падение общей интегральной оценки здоровья компаний, оказывающих спортивные услуги, подтверждается и снижением ключевых бизнес-показателей. Так, несмотря на рост оборотов в отрасли за последний год на треть (32%), спрос на услуги среди клиентов упал на 14%, а на 100 ликвидированных компаний пришлось на 23% меньше зарегистрированных (126 вместо 163 в первом квартале).
«Услуги спорта и фитнеса не относятся к разряду обязательных трат, и при снижении общей покупательской способности населения именно на них многие соотечественники экономят. Кроме того, с наступлением лета наблюдается спад клиентской активности, которая восстанавливается только к осени. Безусловно, отрасль продолжает нести потери и от геополитических событий прошлого года — число посетителей уменьшилось за счет уехавших из страны россиян, а привлечь новую аудиторию оказалось сложнее — на это повлиял и выросший ценник на абонементы, и потеря привычных каналов продвижения», — сказал коммерческий директор Calltouch, один из составителей «Индекса здоровья российского бизнеса» Артур Саркисян.
Продуктовый ритейл
Индекс здоровья компаний, оказывающих услуги по продаже продуктов питания и напитков, по итогам II квартала 2023 года в сравнении со II кварталом 2022 года упал на 18 баллов — с 67 до 49 баллов. До уровня в 49 баллов индекс не опускался с 2019 года (тогда он, в зависимости от квартала, составлял от 30 до 65 баллов соответственно).
Падение индекса в отрасли объясняется разными причинами: сокращение доходов компаний и падение доходов населения (параллельно с ростом инфляции), рост затрат ритейлеров на обеспечение торговли (увеличение транспортных расходов, трат на аренду и содержание торговых площадей и т.д.). На фоне снижения покупательской способности многие ритейлеры вынуждены были увеличить количество ассортимента дешевых товаров, которые в период неопределенности пользуются большим спросом.
Сильнее всего это отразилось на нише товаров первой необходимости — продуктов питания, бытовой химии и товарах для дома. Устойчивой чертой поведения покупателей остается экономия: покупатели ищут самые недорогие товары, сокращают объем своих покупок.
Однако более щадящей для россиян формой экономии стал поиск более дешевых альтернатив привычным, более дорогим, брендам.
В период нестабильности потребители готовы отказаться от некоторых привычек в пользу экономии средств.
Медицина
В медицине индекс здоровья по итогам II квартала 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022 года упал на 21 балл — с 71 до 50 баллов. Кварталом ранее индекс здоровья составлял 68 баллов, что говорит о серьезной просадке отрасли.
«Среди россиян намечена тенденция отказываться от тех услуг и продуктов, которые не являются обязательными. Просадку медицинской отрасли можно назвать исключительным случаем, ведь на здоровье, как правило, не экономят. Однако в нашей стране платной медицине есть альтернатива – бесплатное государственное здравоохранение», - напомнила Data-журналист банка «Точка» Юлия Криган.
При этом клиентский спрос практически восстановился до показателей прошлого года — пока бизнес в сфере медицины недосчитывается только 4% клиентов. Положительная динамика спроса на медицинскую помощь говорит о постепенном восстановлении платежеспособности россиян и их готовности инвестировать финансы в собственное здоровье.