Аналитик Фролов усомнился в том, что Беларусь прекратит поставки топлива в РФ

Аналитик Фролов усомнился в том, что Беларусь прекратит поставки топлива в РФ
Экономика

РИАМО – 8 авг. Раньше на экспорте нефтепродуктов Беларусь зарабатывала большие деньги, продавая их не только России, но и Польше, Украине и странам Прибалтики, а сейчас поставки идут только в РФ, поэтому терять, по сути, единственного импортера топлива РБ невыгодно. Об этом заявил РИАМО заместитель генерального директора института национальной энергетики Александр Фролов.

Ранее «Коммерсант» сообщил, что сокращение бюджетных выплат по демпферу вдвое грозит уходом с российского рынка топлива из Беларуси.

«Я не согласен с этой оценкой. Меня удивило, что подтверждением слов о влиянии экспорта топлива из Белоруссии в Россию является реакция рынка на возможное снижение поставок. То есть доказательством того, что поставки из Белоруссии повлияют на баланс спроса и предложения на бирже, является явно спекулятивное изменение биржевых цен. Кто-то из игроков рынка просто испугался и решил побольше закупиться топливом», – прокомментировал Фролов.

Он подчеркнул, что искусственным изменением цен доказывать их возможное влияние на динамику поставок нельзя.

«Проблема заключается в том, что один трейдер берет бензин и дизельное топливо, производимое в Белоруссии, и продает их через биржу, и этот трейдер, возможно, будет продавать меньше, потому что демпфирующая надбавка будет сокращена», – пояснил эксперт.

Производство топлива в Беларуси

Аналитик напомнил, что в Беларуси находится всего два нефтеперерабатывающих завода и только один из них является полностью государственной собственностью. Второй же – Мозырский (крупнейший НПЗ на территории РБ) – принадлежит наполовину российским компаниям «Газпромнефть» и «Роснефть».

По словам Фролова, Беларусь неплохо зарабатывает на продаже топлива, экспортируя до 15 миллионов тонн нефтепродуктов в год, большая часть из которых приходится на дизельное топливо и мазут.

«Опасающимся снижения поставок топлива на отечественный рынок хочется задать вопрос: куда Белоруссия повезет свой бензин и дизельное топливо, кроме России? Даже если демпфирующая надбавка каким-либо нечеловеческим образом негативно скажется на поставках, у Белоруссии все равно нет простора для маневра в плане перенаправления объемов на альтернативные рынки», – отметил аналитик.

Он также добавил, что Россия производит примерно на 40 триллионов тонн дизеля больше, чем потребляется внутри страны, то есть значительная доля топлива вывозится за рубеж, так что снижение или прекращение белорусских поставок не ударит сильно по отечественному энергорынку.