Куда жаловаться на поборы в школе и детсаду
За что не должны платить родители школьников и дошколят, и куда жаловаться на незаконные поборы, читайте в материале РИАМО.
Платные и бесплатные услуги
Накануне нового учебного года в школах и детских садах проходят родительские собрания и сбор средств на всевозможные нужды образовательных учреждений. При этом многие родители задаются вопросом, за что они действительно обязаны платить.
Согласно статье 43 Конституции РФ, граждане имеют право на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. При этом в статье 101 закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года указано, что оказывать платные образовательные услуги все же возможно. Правда, родители получают эти услуги на добровольной основе и составляют соответствующий договор.
Как пояснили в Министерстве образования Московской области, перечень платных услуг должен быть размещен на сайте школы, а стоимость часа устанавливается руководством образовательного учреждения.
Например, в некоторых школах плату берут за пребывание в группе продленки. Также школьники, за исключением льготных категорий, должны платить за питание. При этом оплата производится официально по договору через банк, а сбор наличных в школах – это нарушение правил оказания платных услуг, за что в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
«В муниципальных или государственных школах оплата охраны, приобретения учебников, обустройства двора ложится на собственника учреждения – региональную власть или муниципалитет. Любые сборы денег с родителей – добровольное пожертвование», - говорит глава Центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков.
Как сэкономить на подготовке к 1 сентября: лайфхаки от мам школьников>>
Как отказаться платить
Наличные с родителей все же могут потребовать, например, члены родительского комитета. Они действуют не от лица образовательного учреждения, их деятельность почти не регламентирована, поэтому пожаловаться на них формально нельзя.
Например, родительский комитет может решить сделать преподавателю или воспитателю дорогостоящий подарок к празднику, приобрести более удобную школьную мебель или установить спортивные снаряды на площадке в детском саду.
При этом каждый родитель сам принимает решение, хочет он участвовать в этом или нет, и может не платить даже без объяснения причин.
«Если денег нет, и родитель заплатить просто не может, то он ничего не обязан объяснять», - подчеркивает заведующий научно-исследовательской лабораторией когнитивных исследований факультета психологии Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук РАНХиГС Владимир Спиридонов.
Можно попробовать договориться с родительским комитетом, предложить вместо финансовых средств личную помощь, например, покрасить стены или предоставить стройматериалы, советует эксперт.
«Никакой зависимости между положением ребенка в школе и сбором денег быть не должно», - подтверждает Виктор Рожков.
Чтобы защитить ребенка от негативного отношения учителей и одноклассников, необходимо заранее подготовить его, советуют специалисты.
«Если вы не хотите платить, то стоит действовать максимально открытым образом – писать жалобы и обращения. Это застрахует вашего ребенка от неприятностей», - советует Владимир Спиридонов.
Как записать ребенка в школу и детский сад и куда жаловаться в случае отказа>>
Куда обращаться
Подать жалобу на незаконные поборы в школе можно несколькими способами.
- Обратиться к учителю или директору школы, которые могут не знать о сборе средств родительским комитетом.
- В Министерство образования Московской области можно подать жалобу на образовательное учреждение, по которой проведут проверку, составят протокол и направят дело в суд.
- Жалобу можно оставить на сайте www.narocenka.ru, в этом случае ее возьмут на контроль активисты Общероссийского народного фронта.
- В правоохранительные органы
«Если в школе на ребенка открыто оказывают давление из-за жалобы его родителей, это повод для обращения не только в органы образования, но и в правоохранительные органы, в частности, в прокуратуру», - говорит руководитель центра ОНФ «Народная экспертиза» Виктор Рожков.
- В администрацию региона
«Наиболее эффективны прямые обращения к руководителям городов, районов, регионов. Практически у каждого органа власти есть телефон доверия, прямая линия, раздел «Приемная» на официальном сайте в Интернете. Прямое поручение от имени мэра или губернатора будет расцениваться как однозначный сигнал о прекращении поборов», - говорит Рожков.
При этом не стоит доверять объявлениям в соцсетях с предложением сообщить о поборах в учебных заведениях по определенному номеру телефона – это могут быть мошенники. Эту информацию необходимо предварительно проверить.
«Если эта информация исходит из органа государственной власти, продублированная на официальном сайте мэра, управления или департамента образования, губернатора, то ей можно доверять», - отмечает Рожков.