Краудлендинг: что это такое, для чего он нужен и как на нем зарабатывать

Краудлендинг: что это такое, для чего он нужен и как на нем зарабатывать
Шпаргалки

Что такое краудлендинг, какую пользу он приносит бизнесу и чем рискуют инвесторы, читайте в материале РИАМО.

Что такое краудлендинг и зачем он нужен

Краудлендинг (от англ. crowd (толпа) и lending (кредитование)) – это кредитование физическими и юридическими лицами бизнеса через специальные платформы, то есть механизм коллективного инвестирования по договорам займа. Инвесторы-кредиторы дают заемщикам-бизнесменам деньги, рассчитывая получить прибыль в виде процентов.

Услугой краудлендинга пользуются, как правило, представители малого бизнеса, которые по каким-то причинам не смогли получить кредит в банке.

Процентная ставка по краудлендинговому займу обычно больше, чем по кредиту. Она зависит от надежности бизнеса: чем меньше рисков, тем меньше процент. Лимиты по суммам и срокам кредитования определяют эксперты. Например, к новичку всегда меньше доверия, а значит, скорее всего, ему не одобрят сумму на несколько миллионов рублей сразу.

Как выбрать краудлендинговую платформу заемщику

Чтобы выбрать надежную краудлендинговую платформу, нужно:

  • проверить ее легальность на сайте ЦБ: все краудлендинговые площадки должны быть зарегистрированы на сайте Центрального банка и представлены в разделе «Операторы инвестиционных платформ»;
  • ознакомиться с условиями работы инвестиционной платформы, с которой планируется сотрудничать;
  • узнать количество займов, которые не вернули инвесторам: чем меньше объем невозврата, тем лучше – низкий процент дефолта показывает, что платформа тщательно проверяет заемщиков;
  • обратить внимание на возраст платформы: рекомендуется выбирать сайты, которые работают больше года. Проверить это можно по дате, когда площадку включили в реестр ЦБ, а также на сервисе Whois по дате создания домена;
  • прочитать отзывы в интернете.

Требования к заемщикам

Чтобы стать заемщиком на краудлендинговой платформе, нужно:

  • быть гражданином РФ;
  • быть старше 18 лет (на некоторых площадках данный порог может быть увеличен до 20-25 лет);
  • являться зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом;
  • вести предпринимательскую деятельность в конкретном бизнесе не менее полугода (начинающий предприниматель получить деньги не сможет);
  • иметь хорошую кредитную историю без просрочек и задолженностей;
  • не быть банкротом;
  • не быть судимым за экономические преступления.

Как стать инвестором на краудлендинговой платформе

Каждая краудлендинговая площадка самостоятельно определяет, кто может стать инвестором. Общее для все платформ требование – наличие гражданства РФ и достижение возраста 18 лет (возрастной порог может быть выше).

Площадка самостоятельно устанавливает минимальный порог входа. Максимальный лимит устанавливает государство. Согласно статье 7 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ оператор инвестиционной платформы может предоставить возможность физическому лицу инвестировать в течение одного календарного года денежные средства в сумме не более 600 тысяч рублей.

Существует три способа инвестирования в проекты:

  • инвестор сам выбирает проекты, в которые вкладывает деньги, оценивая их по рейтингу надежности;
  • площадка сама объединяет компании в пулы по разным критериям: общая сфера деятельности, степень риска, финансовые показатели и т.д., при этом инвестор может вложить деньги только сразу в весь пул, и здесь у него гораздо меньше свободы выбора;
  • платформа сама распределяет деньги поровну между всеми заемщиками и тем самым полностью лишает инвестора свободы выбора.

Риски краудлендинга

Краудлендинг как вид кредитования сопряжен с определенными рисками для инвесторов.

Риск невозврата денег

Если заемщик-бизнесмен не вернет деньги, то инвестору не поможет ни ЦБ, ни Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Сама площадка не понесет никаких потерь при невозврате средств, кроме репутационных. Поэтому единственный способ застраховать свои вложения от полной потери – это диверсификация инвестиций в несколько проектов.

Отсутствие унифицированной системы оценки заемщика

У краудлендинговых платформ отсутствует единая система оценки надежности заемщика: каждая оценивает их по-своему и присваивает рейтинг по своей методике, детали которой неизвестны инвестору. Поэтому вкладчику ничего не остается делать, как довериться опыту, менеджменту и добросовестности площадки.

Непрозрачность бизнеса

У одного и того же заемщика на разных платформах могут быть разные рейтинги, хотя при оценке надежности бизнесменов используются одни и те же источники информации (отчетность предприятия, выписки по счетам, данные судебных приставов, данные бюро кредитных историй и т.д.). Также нужно понимать, что значительная часть отечественного малого бизнеса находится в серой зоне, а значит официальная отчетность может не отражать реальное положение дел.

Прекращение работы площадки

В случае прекращения деятельности краудлендинговой платформы остается открытым вопрос о том, кто будет заниматься администрированием платежей. В российском законодательстве нет на этот счет однозначного ответа и не регламентирован механизм действий инвесторов, регулятора и администрации платформы в случае в случае ее ухода с рынка.