Факторинг: что это такое и чем он полезен бизнесу в России в 2024 году

Факторинг: что это такое и чем он полезен бизнесу в России в 2024 году
Шпаргалки
cookie_studio

Фото - © cookie_studio/Freepik

Как работает факторинг, какие преимущества и «подводные камни» имеет, РИАМО рассказала начальник управления факторинга СДМ‑Банка Юлия Жукова.

Что такое факторинг

Фото - © Adobe Stock

Факторинг — это финансовый инструмент, предназначенный для компаний сферы услуг, торговых и производственных предприятий, которые работают на условиях отсрочки платежа.

Клиенты обращаются к факторам (банкам или финансовым организациям) за финансированием, чтобы получить его сразу после отгрузки товара или оказания услуги. Таким образом, факторинг позволяет клиентам получить доступ к необходимым средствам заранее, избегая ожидания платежей от своих покупателей (дебиторов) и тем самым получая возможность расширять свой бизнес.

Чем факторинг полезен бизнесу в России

Фото - © Adobe Stock

За счет факторинга клиент ускоряет оборачиваемость средств, что позволяет предоставлять покупателям более гибкие условия оплаты и конкурентные цены. Это может сыграть ключевую роль в привлечении новых покупателей и укреплении отношений с имеющимися.

Несколько значительных преимуществ факторинга для бизнеса:

  • Масштабирование бизнеса. Получение средств за дебиторскую задолженность позволяет компании быстрее реинвестировать деньги в бизнес. Что, в свою очередь, ведет к увеличению оборачиваемости капитала и более эффективному использованию ресурсов.
  • Отсутствие необходимости в залоге. При факторинге роль залога выполняет дебиторская задолженность, поэтому дополнительного обеспечения в виде собственного имущества не требуется. При отсутствии у клиента имущественного обеспечения факторинг остается практически единственным финансовым инструментом пополнения оборотных средств.
  • Улучшение показателей финансовой отчетности. Факторинг позволяет снизить долгосрочные обязательства клиента, так как долги перед фактором обычно рассматриваются как краткосрочные. Это может улучшить показатели финансовой отчетности и повысить платежеспособность клиента.
  • Электронный документооборот. В эпоху цифровизации факторинг не стал исключением: все операции возможно проводить и отслеживать в режиме онлайн с использованием ЭЦП, личного посещения офиса фактора не требуется.
  • Дополнительный контроль. Фактор ежедневно осуществляет контроль состояния дебиторской задолженности, своевременно сигнализирует о наступлении сроков платежа, что существенно снижает риск несвоевременной оплаты счетов со стороны покупателей.

Все это делает его удобным и выгодным инструментом для бизнеса, без которого современной развивающейся компании сложно обойтись.

Программа долгосрочных сбережений 2024: что это, кому и зачем нужна>>

Как работает факторинг

Фото - © Adobe Stock

В сделке по факторингу участвуют три стороны: клиент (продавец товаров или услуг), покупатель (дебитор/должник) и фактор (банк или финансовая организация). Клиент уступает фактору свои права требования к покупателю, получая взамен оперативное финансирование.

Факторинговую сделку можно разделить на три этапа:

  1. Установление лимита: клиент обращается к фактору с запросом установления лимита по факторингу. Фактор проводит необходимые процедуры акцепта клиента и покупателя и согласовывает запрашиваемые лимиты.
  2. Подписание договорной документации: клиент и фактор заключают бессрочный договор факторинга. После того, как договор заключен, подписывается уведомление об уступке прав требования между клиентом, фактором и покупателем. Данное уведомление подписывается только при открытой схеме факторинга. Подписание всех документов возможно осуществить онлайн с использованием ЭЦП.
  3. Получение финансирования: после того, как вся договорная документация подписана и все условия сделки соблюдены, клиент передает на финансирование по электронным средствам связи с использованием ЭЦП имеющуюся дебиторскую задолженность покупателя, срок оплаты по которой еще не наступил. Фактор после проверки документов перечисляет финансирование в согласованном объеме на расчетный счет клиента.

Виды факторинга

Фото - © Adobe Stock

  • Открытый и закрытый: в первом случае покупатель знает, что в сделке участвует третья сторона, во втором – нет. При работе по открытой схеме покупатель осуществляет платежи напрямую фактору, а во втором случае он продолжает платить клиенту на расчетный счет и уже клиент осуществляет расчет с фактором.
  • С регрессом и без регресса: если покупатель не платит, то в первом случае ответственность за возврат фактору ранее выплаченного финансирования лежит на клиенте и на покупателе, во втором — только на покупателе.
  • Закупочный (агентский) факторинг — продукт, набирающий популярность и позволяющий получить финансирование на закупку товара с дальнейшей поставкой его покупателю. Такой продукт позволяет компании экономить собственные оборотные средства.

Кредитные каникулы в 2024 году: кому положены, на какой срок и по каким кредитам можно оформить>>

Сколько стоит факторинг

drobotdean

Фото - © drobotdean/Freepik

Стоимость факторинга сопоставима со стоимостью кредитования и зависит от различных параметров, таких как объем дебиторской задолженности, сроки платежей, качества Покупателя и прочие условия сделки. При этом погашение процентов и ранее выплаченного финансирования происходит из платежей покупателей, что позволяет клиенту не отвлекать собственные средства.