Что делать, если ваша авиакомпания обанкротилась
Что делать пассажирам, если авиакомпания оказалась на грани банкротства и не может выполнять обязательства по перевозке, читайте в материале РИАМО.
Куда жаловаться
С жалобой на недобросовестных российских авиаперевозчиков следует обращаться в Росавиацию, направив обращение по электронной почте: rusavia@scaa.ru.
Федеральное агентство разрабатывает меры по перевозке пассажиров путем обращения к иным авиакомпаниям и выделения им средств на выполнение перевозок пассажиров по билетам проблемной компании.
Так, принято решение о выделении около 200 миллионов рублей в целях компенсации затрат авиакомпаниям, которые выполнят перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа» на внутренних регулярных направлениях. А финансирование международных чартерных рейсов для вывоза туристов из-за границы будет осуществляться из внебюджетных источников.
Если же перевозчик не признан банкротом, получить консультацию по защите своих прав можно в Союзе потребителей России.
Для решения спорных ситуаций также можно обращаться в Роспотребнадзор.
Как получить компенсацию за билет
У пассажира есть возможность взыскать компенсацию двумя способами:
- в соответствии с Законом о защите прав потребителя можно подать заявление в суд о взыскании причиненного ущерба;
- заявить свои права после включения в Реестр требований кредиторов должника (если авиакомпания признана банкротом).
Через суд
Если авиакомпания официально банкротом не признана, то нужно собирать документы и идти с ними в суд.
К заявлению в суд о возмещении ущерба необходимо приложить:
- билет на отмененный рейс с соответствующей отметкой, проставленной в аэропорту;
- письменный ответ представителя авиакомпании на предъявленную претензию пассажира об отмене рейса;
- документы, чеки из гостиницы, больницы и т. д.
Через Реестр требований кредиторов
Если компания проходит процедуру банкротства, то пассажир может обратиться в арбитражный суд с заявлением о том, чтобы его включили в Реестр требований кредиторов должника. Суд назначает арбитражного управляющего организации, который, согласно Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», обязан вести реестр требований ее кредиторов.
В реестре указываются реквизиты кредитора, размер задолженности и очередность погашения. Срок подачи требования о включении в реестр составляет 30 дней с момента публикации по процедуре банкротства на стадии наблюдения и два месяца – на стадии конкурсного производства.
По закону, кредитор имеет право на погашение задолженности после продажи имущества компании, признанной банкротом.
Как улететь, если находишься за рубежом
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» 25 сентября остановила выполнение всех чартерных рейсов из-за финансовых проблем и нехватки оборотных средств. Этому предшествовали задержки рейсов в российских и зарубежных аэропортах. Пострадали около 80 тысяч российских туристов, купивших билеты на чартеры компании. Минтранс РФ поручил в первую очередь вывезти из-за рубежа российских туристов, отдых которых подошел к концу.
В отношении должностных лиц «ВИМ-Авиа» возбуждено уголовное дело по обвинению в хищении денежных средств пассажиров. По данным Росавиации, общая задолженность «ВИМ-Авиа» составляет около 7 миллиардов рублей.
Если вы оказались в зарубежном аэропорту с билетами на руках, а перевозчик отказывается или не может выполнять свои обязательства, юристы предлагают два варианта действий.
Во-первых, следует обратиться за помощью в консульство России с тем, чтобы оно помогло приобрести новый билет и при необходимости получить медицинскую помощь.
Тем, у кого есть финансовые возможности, юристы советуют не ждать, пока ситуация разрешится авиаперевозчиком или консульством России, и самостоятельно купить новый билет.
«Правда, взыскать с авиакомпании потраченную сумму, если она не признана банкротом, вряд ли удастся. В этом случае поможет только страховка», - говорит юрист Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Зиннур Зиннятуллин.
Тем пассажирам, которые заранее позаботились о том, чтобы застраховаться от невылета, за компенсацией издержек следует обращаться в свою страховую компанию. Для этого страховщику предоставляются доказательства наступления события, которые предусмотрены в договоре страхования или в правилах страхования.
Как получить компенсацию в случае задержки или отмены авиарейса >>