Зотов: «МКЖД может восприниматься как контур метро»

Зотов: «МКЖД может восприниматься как контур метро»
Люди

Запуск пассажирских перевозок по Московской кольцевой железной дороге (МКЖД), который запланирован на конец 2016 года, обещает стать революцией в транспортной системе Москвы: в городе появится 31 новая станция, которая свяжет районы «хордами» и снизит нагрузку на кольцевую и радиальные линии метро на 15-20%, а на центральные железнодорожные вокзалы - на 20-40%. О том, как будет обеспечена безопасность пассажиров, какие современные технологии связи и навигации будут доступны на МКЖД, насколько комфортны будут станции для пассажиров, в интервью РИАМО рассказал генеральный директор МКЖД Алексей Зотов.

План строительства МКЖД. ИНФОГРАФИКА>>

- Алексей Вячеславович, какова степень готовности инфраструктуры МКЖД? Успеваете ли вы в график?

- Уже завершено строительство 15 остановочных пунктов МКЖД. Строительство всех остановочных пунктов планируется закончить к концу 2015 года. Готовность железнодорожной инфраструктуры сейчас составляет 80%, и железнодорожники планируют закончить строительную часть работ на путях к началу апреля 2016 года, пассажирскую инфраструктуру – лифты, эскалаторы планируем установить к концу июля. Что же касается строительства транспортно-пересадочных узлов, то их планируется завершить к моменту запуска движения на МКЖД с пассажирами.

- Какое число пассажиров привлечет МКЖД? И для какой части жителей станции МКЖД будут в шаговой доступности от дома?

- Важно понять, что МКЖД – будет практически вторым пересадочным контуром метро, и на первом этапе его цель - не привлекать новых пассажиров, а взять на себя нагрузку и перераспределить пассажиров с радиальных направлений метро и железных дорог. Согласно подсчетам Генплана, только в первый год эксплуатации МКЖД сможет перевезти порядка 75 миллионов человек. Почти половина из них — 34,5 миллиона человек — будут пассажиры метро, 20,2 миллиона — железнодорожного транспорта, 12,7 миллиона — автобусов, 7,5 миллиона — жители близлежащих домов.

- Сейчас в городе работает много маршрутов автобусов, которые курсируют между соседними ветками метро. Не получится ли так, что с вводом МКЖД город отменит эти маршруты за ненадобностью?

- Отнюдь, с появлением МКЖД город только добавит новые маршруты. Мосгортранс совместно с Департаментом транспорта разрабатывает новые, так называемые подвозящие маршруты к остановкам МКЖД, дополнительно к тем остановкам, которые уже есть в городе.

Малое кольцо МЖД: рискованный проект или идеальная транспортная система?>>

- Какие маршруты будут наиболее востребованы у пассажиров МКЖД?

- По нашему мнению, самыми востребованными станут маршруты на севере, северо-востоке, юго-западе и западе. Там контур МКЖД находится на значительном удалении от Кольцевой линии метро и проходит через несколько линий подземки. Люди будут проезжать две-три остановки. Вообще, везде, где требуется заезд через Кольцевую линию метро при движении в центр, мы ожидаем, что пассажиры предпочтут МКЖД.

- Расскажите про интервалы движения поездов в час пик и днем. Время открытия и закрытия кольца будет совпадать с метро?

- Интервалы движения поездов будут почти как в метро: 6 минут в часы пик, в остальное время - 11-15 минут. Время работы МКЖД будет совпадать с графиком работы метрополитена - с 6.00 утра до 1.00 ночи.

- С какой скоростью будут ходить поезда МКЖД?

- Максимальная скорость подвижного состава составляет порядка 120 километров в час. На первом этапе это будут 5-вагонные поезда улучшенной аэродинамической формы вместимостью 1250 пассажиров, способные быстро набирать скорость и быстро замедляться, по аналогии с поездами метро.

Ежедневный пассажиропоток на МКЖД составит более 400 тысяч человек>>

- Вдоль МКЖД появятся шумозащитные экраны. Какие еще элементы инфраструктуры предусмотрены для комфорта пассажиров и жителей?

- Мы исходим из того, что пассажиры не должны ощущать дискомфорта в поезде: шума, рывков, стука и так далее. Для этого, в частности, на МКЖД прокладывается так называемый бесшовный путь, его еще называют «бархатный путь». При этой технологии увеличивается допустимая длина рельсовых плетей до 800 метров. Также в возможности дороги мы закладываем новую систему управления движением, когда интервал движения поездов – плавающий.

Обычно между стартами составов на линии закладывается диапазон в два состава, чтобы гарантировать поездам время и место на торможение и на разгон. Сейчас, пока один состав не тронется, второй не поедет. А плавающий интервал позволяет двум составам двигаться друг за другом одновременно. На железной дороге такой принцип применяется в Сочи. Этот принцип в перспективе, надеюсь, позволит, если поступит такой заказ от городских властей, сократить интервалы до двух-трех минут на МКЖД.

- Вы сообщали, что для запуска МКЖД будут построены не только ТПУ, но и подъездные дороги. А как будет благоустроена территория вокруг кольца? На что будут похожи станции МКЖД?

- Благоустройство территории поделено между несколькими участниками. Мы в МКЖД будем заниматься благоустройством входных-выходных групп, территорий ближайших остановок - это в радиусе примерно 100 метров от станции. Наши работы будут включать обустройство газонов, установку скамеек, заездных карманов для автобусов, остановок.

Вторая часть – это полосы шириной 250 метров от дороги влево и вправо, за их благоустройство будет отвечать департамент капитального ремонта Москвы и префектуры. Префектуры уже составили план мероприятий и, наверное, в ближайшее время объявят конкурсы на благоустройство. В сферу ответственности департамента капремонта входят тротуары и улицы, дополнительные остановки общественного транспорта, которые построят. И есть территория железной дороги вдоль полосы отвода, она относится к РЖД. Думаю, что ориентиром по внешнему виду могут быть современные станции метро, например, «Тропарево».

Нагрузка на Курский и Ярославский вокзалы снизится на 40% с запуском МКЖД>>

- Это вокруг, а что будет на самих станциях?

- Что касается станций, то это благоустройство вестибюлей входа и выхода. На станциях, где это возможно, перед входной группой будет пространство, где можно посидеть, зарядить телефон, попить кофе, использовать Wi-Fi - все по современным стандартам.

- Какие интернет-сервисы вы сможете предоставить пассажирам для коммуникаций и навигации на МКЖД?

- Есть современные системы информирования пассажиров, когда пользователь через смартфон получает пуш-уведомление о том, какая рядом остановка и через сколько минут прибудет такой-то транспорт. Мы к этому тоже придем. В том числе для этого мы планируем создание оптоволоконной сети вокруг МКЖД, чтобы передача данных шла с высокой скоростью. Также планируем создание отдельного информационного центра, чтобы интегрировать его как в метрополитен, так и в РЖД, а также передавать данные для пассажиров. Волоконная сеть будет использоваться и для Wi-Fi, и для передачи информации с камер, мы надеемся, что она будет реализована к моменту запуска МКЖД. Пока не разработано технологическое решение для коммуникации с пассажирами, возможно, мы договоримся с «Яндексом», и это будет сделано на их платформе.

- Как будет обеспечена безопасность путей от террористической угрозы, а также против зацеперов?

- Сейчас у зацеперов есть время запрыгнуть на поезд. Мы рассчитываем, что стоянка поездов на МКЖД будет очень краткосрочной, благодаря чему запрыгнуть будет практически невозможно. Все ТПУ и остановочные пункты будут оборудованы камерами. Кроме того, из-за того, что поезда будут со сквозным проходом, исчезнут межвагонные перекрытия, в которые они забираются. С головы поезда сидит машинист, а в хвосте – помощник машиниста.

Поезда будущего: как будет выглядеть электричка МКЖД. ФОТО>>

- Какие меры безопасность предусмотрены на подходе к станциям?

- Согласно федеральному закону, требования к безопасности станций включают создание досмотровых зон, систем наблюдения. Пока не могу сказать, как будут выглядеть досмотровые зоны, но в них будет все необходимое.

Кроме того, на МКЖД будет создано подразделение безопасности, оно будет сформировано на базе транспортной милиции ЦФО, сейчас идет формирование штата, это около 200 человек или больше, это аналог УВД на метрополитене, только федерального подчинения. Эти сотрудники будут присутствовать на станциях, в том числе патрулировать их.

- Как будут оформлены станции, и насколько там будет комфортно?

- Согласованные проекты станций предполагают как можно больше света и пространства внутри входных - выходных групп. Большинство станций находятся на насыпи, это дает высокие потолки – 7-8 метров, там будет свободно дышаться. Мы закладываем возможность конструирования световых «фонарей» – прозрачных просветов в крыше, чтобы был естественный свет днем, но на тех станциях, где это приемлемо с точки зрения эксплуатации. В вечернее время на станциях будет работать архитектурно- художественная подсветка, в том числе разных цветов.

Все платформы оснащены тактильной плиткой для удобства перемещения слабовидящих пассажиров. Во всех ТПУ будут лифты, туалеты. Во всех кассовых зонах есть специализированная касса для обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Высота расположения окон в такой кассе ниже метра, что облегчает пассажирам в инвалидной коляске приобретение билета.

Розетки для зарядки гаджетов оборудуют в вагонах и ТПУ на МКЖД>>

- Все ли платформы будут под крышей?

- Все платформы, без исключения, будут с навесами. Помимо этого, многие ТПУ строятся по принципу «сухие ноги», когда пассажиру для осуществления пересадки с одного вида транспорта на другой не потребуется выходить на улицу, так например, 11 пересадок с МКЖД на метро будет осуществляться через теплые переходы.

- Как будет обеспечена интеграция МКЖД и метрополитена в части правил пользования, помимо единого билета?

- МКЖД – это федеральный объект, а метро – региональный, это приводит к различиям в правилах проезда, например, для льготников, а также провоза велосипедов и так далее. Но пассажир эту разницу не должен ощущать, поэтому правила на МКЖД, где это возможно, будут адаптированы к правилам метро. Мы хотим, чтобы МКЖД воспринималась как еще один пересадочный контур внутри города, контур метро. Этому должна способствовать также интеграция по визуализации и навигации, но на платформе будет пока навигация РЖД, потому что это федеральная часть структуры.

- Вы заявляли, что на ТПУ придут инвесторы. Сколько средств вы планируете выручить, и сколько недвижимости появится на ТПУ?

- Мы планируем выставить на аукционы территории 11 участков ТПУ в 2016-2017 годах. Развитие территорий перед выставлением на аукцион уже сформировано, мы определили транспортную схему, потенциальные пассажиропотоки и точки приложения труда, энергетическую схему. Инвестор получит продукт, где уже можно начинать строить, общий объем недвижимости оценивается в 750 тысяч квадратных метров. Жилье появится только рядом с ТПУ «Новопесчаная», остальные – это апартаменты и отели, офисы и торговые центры. Мы рассчитываем, что инвесторы вложат в эти проекты минимум 40 миллиардов рублей, благодаря чему может появиться 40 тысяч рабочих мест.

- Как МКЖД будет развиваться в дальнейшем?

- Мы сделали систему, которая не конечна. Сначала поезда будут по пять вагонов, но длина состава может быть увеличена, так как длина платформы в 180 метров рассчитана на 10-вагонный поезд. Второй вектор развития – сокращение интервалов до 2-3 минут. Все это позволит МКЖД ежегодно перевозить до 300 миллионов пассажиров к 2025 году.

Какова будет совокупная протяженность линий метрополитена и МКЖД>>

Иванна Боровец