Вдали от дома: поездка в прифронтовую зону к мобилизованным жителям Щелкова

Вдали от дома: поездка в прифронтовую зону к мобилизованным жителям Щелкова
Люди
Алексей Рычков

Фото - © Алексей Рычков/РИАМО

Часть мобилизованных жителей городского округа Щелково были направлены на службу в Брянскую область на границу с Украиной. Сейчас волонтеры при поддержке главы округа, депутатов и неравнодушных жителей проводят сбор необходимых вещей для бойцов, а потом доставляют эти вещи мобилизованным. Корреспондент РИАМО съездил с волонтерами в Брянскую область и побывал на позициях, которые занимают мобилизованные щелковцы.

Подготовка к выезду в прифронтовую зону

Алексей Рычков

Фото - © Алексей Рычков/РИАМО

Выезжаем в ночь, чтобы к утру добраться до конечного пункта назначения в Брянской области, где несут службу мобилизованные из городского округа Щелково. Наша «ГАЗель» уже загружена. Делаем небольшую остановку на Щелковском хлебозаводе, который передал для военнослужащих несколько коробок хлеба, и можно отправляться в путь.

Едем втроем: помимо меня, руководитель штаба «Юнармии» городского округа Щелково Алексей Васильченко и житель Щелкова, волонтер Александр Рашковский, который занимается доставкой помощи в Донецк с 2016 года. Теперь он доставляет необходимую помощь и мобилизованным. Также он проводит уроки мужества в центре «Романтик» с юнармейцами и школьниками, где рассказывает о важности волонтерской помощи.

«Моя волонтерская деятельность началась с 2016 года, когда я начал возить на передовую в ДНР гуманитарную помощь. Сейчас я эту работу продолжаю, а также провожу встречи со школьниками и юнармейцами. Рассказываю о начале своей деятельности, о шести ее годах, о жизни там. Для чего нужна эта помощь, почему она именно адресно делается, о назначении помощи и письмах солдатам. Кстати, акция "Письмо солдату" очень важна и высоко оценена самими бойцами, которым всегда приятно получать письма поддержки. За эти годы мы возили все, начиная от продуктовых наборов и заканчивая дорогостоящими квадрокоптерами, тепловизорами и медициной. Если говорить про поездки в Донецк, туда помощь возим на линию соприкосновения», – рассказывает Александр.

За этими словами скрываются десятки километров дорог и бессонных ночей. Собрать груз – половина дела: его нужно еще довезти до передовой по зачастую неспокойным прифронтовым дорогам. К тому же волонтер – это не профессия, и деньги за нее не получают. В основном на дорогу приходится тратить собственные средства, но эти люди все равно не могут сидеть безучастно, понимая, что эта помощь необходима.

На этот раз пункт назначения – Брянская область, куда необходимо доставить собранные при поддержке общественников, депутатов и главы округа вещи.

«Сейчас прошел сбор мобилизованным ребятам из городского округа Щелково, которые находятся в Брянской области. Там размещены более 60 человек. До этого в мою группу по сбору помощи в Telegram "Центр гуманитарной помощи" написала одна из жен мобилизованных, она тоже ведет деятельность по сбору необходимых вещей. Так я с ними и познакомился. Уже ездил к ним. В этот раз везем бензопилы и утеплитель – скоро наши ребята разместятся на позициях в землянках, их необходимо утеплить. Большую помощь в сборе груза в этот раз нам оказали глава городского округа Щелково Андрей Булгаков, депутат Совета депутата городского округа Щелково Игорь Шариков, председатель Общественной палаты городского округа Щелково Рушан Махмутов и предприниматели. Помимо группы в Telegram, со мной можно связаться на моей странице в соцсети "Вконтакте"», – объясняет Александр.

Разработчик беспилотников: «Россия может стать одним из мировых лидеров дроностроения»>>

Дорога до Брянска

Алексей Рычков

Фото - © Алексей Рычков/РИАМО

Дорога до Брянска заняла порядка 12 часов. Обледенелая трасса не позволяла ехать быстро, да и хотелось спать, поэтому ехали дольше обычного.

На подъезде к приграничному с Украиной городу Брянской области, где располагаются щелковские мобилизованные, мы отключили геолокацию своих телефонов, дабы не рисковать. На въезде в город стали попадаться люди в военной форме вперемежку с местными жителями, которые шли по своим повседневным делам.

Само воинское подразделение находится на окраине города, в нескольких километрах от границы. Военнослужащие занимают здание бывшей школы. Рядом вырыты траншеи, ходы сообщений, огневые точки, землянки для проживания личного состава, находящийся под землей командный пункт и баня. Такой вот нехитрый солдатский быт.

География добра: как подмосковные волонтеры помогают мобилизованным и их семьям>>

Жизнь и быт в подразделении

Алексей Рычков

Фото - © Алексей Рычков/РИАМО

Алексей Рычков

Фото - © Алексей Рычков/РИАМО

Уже на месте выяснилось, что командир уехал куда-то по срочным делам. Встретил нас заместитель командира батальона и радушно предложил чаю, а сам отправил нескольких бойцов разгружать нашу машину. В подразделении жизнь шла своим чередом: кто-то чинил распределительный щиток, кто-то шел в столовую на обед, а кто-то получал оружие и заступал в караул.

«Вначале было сложности с размещением, но волонтеры оказали очень хорошую помощь и помогли устроиться. В настоящее время в нашем подразделении есть все необходимое, вплоть до стиральных машин, бензопил и электроинструментов, которые необходимы для строительства землянок. Волонтеры привозят очень много дождевиков, туалетных принадлежностей, спальных мешков, медицины, газовых горелок, которые также нам необходимы. За это мы говорим большое спасибо всем людям, которые нас поддерживают и оказывают нам помощь. Нам приходит много писем от детей, солдаты перечитывают их по много-много раз. Недавно по своей инициативе ребята, стоя в наряде, написали ответное письмо детям. Я считаю, что это важно, что дети получили обратную связь от нас. Мы благодарны всем школьникам и юнармейцам, которые присылают нам эти письма, это действительно дорогого стоит. В целом настроение в подразделении боевое», – сказал замкомандира батальона Сергей.

О том, что в подразделении все хорошо с питанием, можно судить по столовой, куда нас пригласили на обед: хлеб, сало, горячий наваристый суп с курицей подкрепили наши силы после дороги.

«С местными у нас отношения хорошие, нам помогают многие. Все прекрасно понимают ситуацию, а у кого-то тоже родных мобилизовали. Нам фермеры местные тут картошки навезли. Другой местный житель нам баню мобильную привез, пока мы свою не доделали. Так что в батальоне у нас все накормлены и одеты», – объясняет Сергей.

Здесь нас нашел командир батальона, который до мобилизации проживал в Щелкове. Отдав несколько распоряжений, он познакомился с нами и также сел пообедать. В его подчиненных чувствовались уважение к своему командующему, а между собой они называли его «Батя». После знакомства, ближе к вечеру, за нами приехала машина и отвезла нас во взвод, практически полностью состоящий из мобилизованных жителей Щелкова.

«Дети обрадовались российским флагам»: волонтеры Подмосковья о помощи Херсонщине и Донбассу>>

Щелковский взвод

Алексей Рычков

Фото - © Алексей Рычков/РИАМО

Алексей Рычков

Фото - © Алексей Рычков/РИАМО

На самом деле во взводе, куда мы попали, были мобилизованные и из Подольска, и из Наро-Фоминска, и даже из Орловской области, но больше всего – из городского округа Щелково.

Сейчас мобилизованные квартируются в деревенских домах за городом, но в скором времени – после того, как будет завершено возведение линии укреплений на границе с Украиной с окопами, огневыми точками и блиндажами, перебазируются туда.

При знакомстве бойцы сразу говорили мне: «Где-то я тебя видел в городе». Во взводе нас приняли достаточно радушно. Рассказали о службе, вспомнили общих щелковских знакомых.

«У меня во взводе в основном все из Щелкова. У нас все хорошо, сейчас еще немножко и до конца обживемся. Снабжение нормальное, питание хорошее. Все обещанные министерством обороны и президентом зарплаты для мобилизованных приходят в срок и в полном объеме. Условия для проживания хорошие, живем как дома. У ребят настроение боевое. Самое главное, чтобы так и оставалось – к этому стремимся и будем его поддерживать. С родными связь есть: созваниваемся по телефону или по видеосвязи. Отпусков пока нет, но в увольнительные ребята ходят в город, там отдыхают. Сам я живу рядом со Щелковым в городе Фрязино. До мобилизации работал таксистом. Из ребят кто-то на РЖД работал, кто-то – по рабочим специальностям, есть даже из транспортного отдела Москвы. Сам я участвовал в устранении последствий осетино-ингушского конфликта, принимал участие во Второй Чеченской войне. Если честно, думал, с войнами я закончил, но вышло по-другому», – рассказывает командир взвода Сергей.

Выйдя после завтрака во двор, я увидел щенка, который весело поскакал ко мне и сразу же начал грызть мои шнурки.

«Это Буч. Как поедем домой, заберу его с собой. Дома у меня две собаки, овчарка и американская акита, возьму и этого дуралея с собой», – сказал вышедший вслед за мной взводный.

В это время в доме появились вооруженные бойцы: одни подгоняли амуницию и о чем-то переговаривались, другие шли в оружейку, получали автоматы и присоединялись к своим товарищам.

«Куда они?», – спросил я.

«На работу», – посмотрев на меня, ответил взводный.

Продолжая негромко переговариваться, бойцы погрузились в пришедший за ними транспорт и растворились в ночи, отправившись в караул на позиции.

Резервисты Московской области о мобилизации: «Для меня не было вопросов: идти или не идти»>>

Ситуация на позициях

Алексей Рычков

Фото - © Алексей Рычков/РИАМО

Алексей Рычков

Фото - © Алексей Рычков/РИАМО

Утром бойцы, уходившие в ночной дозор, вернулись, а мы поехали посмотреть, как ведутся работы по обустройству новой линии обороны, которую займут щелковские мобилизованные. Сейчас на будущих оборонительных позициях вдоль границы идут инженерные работы: роются ходы сообщений, обустраиваются огневые точки, блиндажи.

«Окопы уже «пристрелянные» в этом месте, поэтому новая оборонительная линия возводится поодаль от уже существующих окопов», – рассказал Сергей.

Здесь же стояли жилые бронекапсулы, чем-то напоминающие контейнеры или бытовки. Такой бронированный модуль вкапывается в землю: внутри стол, две двухъярусных кровати и печка. После того, как все инженерные работы будут закончены, сюда на постоянное место дислокации перейдут мобилизованные.

Время близилось к обеду, и пора было отправляться в обратный путь. За эти два дня я сблизился душой с бойцами и уезжал с надеждой увидеть их снова. Уже залезая в нашу «ГАЗель», я обернулся назад: вылезшие из траншей военные играли в снежки, как будто это были вовсе не боевые позиции, а захват потешной ледяной крепости. Служба службой, а жизнь идет своим чередом, и маленькие радости даже среди этих солдатских будней есть всегда. Так же, как крепкая вера в победу.

«Главное – сберечь людей»: волонтер из Балашихи о гуманитарной помощи Донбассу>>