Тренды вишинга 2022: аферисты представляются полицейскими и сотрудниками ЦБ
Только в первой половине этого года финансовые мошенники похитили у россиян больше 6 миллиардов рублей, из которых лишь 344 миллиона банки вернули жертвам, то есть 5,6%. Таковы данные статистики Банка России.
В своей работе мошенники чаще всего используют методы социальной инженерии, психологического манипулирования. Телефон – главный канал их действий.
Аферисты вводят жертву в заблуждение, нагоняют страх и панику. И тогда человек сообщает все смс-коды и пароли, а банки отказывают в возврате средств – сам виноват.
Вот тренды вишинга, которые активно используются в 2022 году:
- звонки лжесотрудников МВД, прокуратуры, Центробанка с легендами: на вас оформлен кредит; по доверенности от вашего имени пытаются снять деньги с банковского счета; из-за санкций ваши деньги заблокированы; проводится расследование и вы свидетель;
- звонки представителей Пенсионного фонда;
- звонки из call-центров;
- предложения сделать инвестиции.
Что делать, чтобы оставить мошенников без улова? Есть несколько способов отличить настоящих сотрудников банков, ЦБ и полиции от фальшивых.
Так, реальный специалист банка знает: последние четыре цифры вашей карты и сколько денег на счету, никогда не попросит установить стороннее приложение или снять деньги в банкомате.
Если вам звонит представитель ЦБ – значит это мошенник, потому что сотрудники Банка России не работают с физическими лицами.
Якобы сотрудники полиции, которые при звонке сообщают, что вы стали жертвой мошенников и говорят о неразглашении информации, – сами мошенники. Закон о неразглашении данных предварительного расследования есть. Но он действует, только если следователь взял у вас подписку о неразглашении.
Но главный мой совет – не затягивать разговор и положить трубку. При любых непонятных звонках никому не верьте и соблюдайте правила финансовой безопасности.