«Таксисты должны сами назначать цену» — директор таксопарка Москвы про бомбил и агрегаторы
С появлением агрегаторов такси стало доступно каждому москвичу. Промокоды, акции и скидки, возможность сравнивать цены в приложении приучили нас ездить на такси на работу, до метро и даже в торговые центры. Директор компании «Резидент такси» Валерий Черенков в интервью обозревателю РИАМО расcказал, почему такси в Москве по-прежнему небезопасны, клиенты конфликтуют с таксистами, а бомбилы не ушли с рынка.
- Несколько лет назад на смену «бомбилам» пришли агрегаторы. Что происходит с такси сейчас?
- Трансформация в сфере такси началась с 2011 года, когда был принят федеральный закон №69. Благодаря этому были сделаны первые шаги к тому, чтобы такси стало легальным, но принципиальных улучшений он не дал.
Такси стало доступно для пассажиров, но качество услуг резко упало.
Проблема в том, что разрешения стали выдавать на арендованный транспорт, появились фирмы-однодневки. По факту остались те же бомбилы, но с разрешениями, которые не выполняют никаких условий рынка. В частности, не проходят предрейсовый медосмотр и проверку технических средств.
К сожалению, такие компании находятся в конкурентном преимуществе по сравнению с легальными автопарками, которые вынуждены держать медика, механика и нести убытки.
В этом году депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении новый закон о такси, цель которого – повышение безопасности пассажирских перевозок. С его принятием многое могло бы измениться.
- То есть рынок агрегаторов не оправдал себя?
- До 2011 года у нас был рынок таксиста, после 2012 года он стал рынком клиента, где пассажир диктует условия. Бывает, что поездка обходится ему ниже стоимости проезда на общественном транспорте, но он все равно закатывает истерики – жалуется на нечистые коврики, неподходящую музыку или вовсе отменяет заказ.
В последнее время противостояние между клиентом и водителем становится ощутимым.
Недавний скандал, когда водитель такси избил пассажирку после замечаний, которые она сделала по поездке, это иллюстрирует. Я ни в коем случае не оправдываю водителя, но, когда идет спрос, и клиент начинает быть требовательным, такой накал страстей неизбежен.
Дело в том, что крупные агреаторы собрали под собой как большие таксопарки, так и огромную серую массу нелегалов. То, что каждый день ДТП с таксистами муссируется в СМИ, это доказывает.
Возможно, для некоторых водителей и важен рейтинг в приложении, но вы же сами знаете, вы не будете выполнять работу, которая вам не приносит денег.
- Получается, что таксисты пострадали от новой системы?
- Если клиент доволен ценой, то кто-то будет в ущербе. И это водители, которые часто предлагают пассажирам отказаться от поездки в приложении и заплатить наличкой, чтобы не платить агрегаторам и тем самым компенсировать свои финансовые потери.
Низкая цена не отражает расходов, которые несет перевозчик – тарифы на топливо, ОСАГО, ремонт и техобслуживание, включая стоимость самих транспортных средств, которые с каждым годом растут в цене. При этом тарифы на такси остаются на одном уровне.
Агрегаторы и таксисты должны слышать друг друга, но пока этого не происходит. Агреаторы говорят, если повысить стоимость услуги, то спрос резко упадет, и, в первую очередь, пострадают таксисты. А таксисты говорят обратное – постоянно растущие издержки толкают их на то, чтобы разными путями и способами получить недостающие деньги.
- Какие факторы определяют безопасность поездки?
- Мы видим, что парковки в наших дворах забиты автомобилями такси. Значит, водитель ночует дома, может употребить алкоголь, а утром без медконтроля выйти на рейс.
С марта этого года начало действовать постановление – в путевом листе должно быть указано место стоянки автотранспорта.
Территория должна быть огороженная, рядом не должно быть блочного дома. Коммерческий транспорт должен стоять на закрытой территории – в 150-500 метрах от жилых домов. Подбор персонала должен проходить по определенным параметрам – у водителя, как минимум, должна отсутствовать судимость.
- Какие плюсы, кроме низкой цены, есть у агрегаторов?
- Такси стало частью городской среды, где мобильность людей играет важную роль. У такси появился приоритет в виде выделенных полос, которые очень помогают в работе. Транспорт стал обозначен цветами: желтый цвет в Москве, бело-желто-серый – в Московской области.
Изменение способа оплаты безналом тоже повлияло на доступность такси. Широко стала использоваться фиксированная оплата проезда. Эти факторы повлияли на то, что такси стало массовой услугой, выгодной не только рядовым москвичам, но и властям города, которые ратуют за отказ от личных авто в пользу общественного транспорта. Столичный Департамент транспорта активно участвует в развитии такси – город субсидирует возмещение кредитной ставки по лизинговым платежам на приобретение новых автомобилей такси, выделяет парковочные места, вносит поправки в Госдуму, которые помогут рынку такси стать легальным.
- Введение системы каршеринга повиляло на бизнес?
- Какую-то часть клиентов каршеринг забрал. И это неудивительно, так как на рынке много неквалифицированных таксистов из Средней Азии, которые ориентируются в Москве в лучшем случае по навигатору.
Зачем терпеть болтливого водителя, непрошенные советы и жалобы на жизнь, когда можно самому арендовать машину и доехать до пункта назначения.
Конечно, в телефоне за рулем не посидишь, зато будешь ехать со своей музыкой.
Если будет сокращаться количество выданных разрешений, то переход от такси к каршерингу неизбежен. В системе перевозок в городе происходит некая трансформация.
- Какие перспективы у рынка такси в Москве, по вашему мнению?
- В последнее время столичный Департамент транспорта обратил внимание на отрасль такси. В конце 2018 – начале 2019 годов участились проверки таксопарков. Для легальных таксистов, которые держат в штате медика и механика – это отдушина, рынок наконец-то будут форматировать.
Но для того, чтобы ситуация действительно улучшилась, должен быть принят закон, который уже прошел первое чтение в Госдуме. Согласно проекту, отношения между агрегатором, клиентом и таксистом будут четко регламентированы.
Ключевой момент нового закона – таксисты сами должны назначать цену поездки.
Ценообразованием будет заниматься каждый таксопарк. Таксопарки смогут устанавливать конкурентную цену. Это не значит, что дешевое такси с рынка исчезнет, но у людей будет выбор – ехать с дорогим водителем в накрахмаленной рубашке или с дешевым таксистом, который не мылся три дня. У водителей и таксопарков будет мотивация оказывать качественную услугу, а у пассажиров – возможность выбирать.