Россельхознадзор: африканская чума свиней Московскому региону больше не грозит
Ветеринарную безопасность в Московском регионе контролирует Россельхознадзор. Специалисты ведомства ликвидируют вспышки птичьего гриппа и африканской чумы свиней, пресекают ввоз санкционных и некачественных продуктов. Существует ли опасность распространения птичьего гриппа и АЧС в Московской области, какую «запрещенку» чаще всего ликвидировали в 2017 году, и что происходит с незаконно ввозимыми животными и «санкционкой» в аэропортах, в интервью РИАМО рассказал руководитель Управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям Евгений Антонов.
«Свиной», «гонконгский» и «Брисбен»: какие вирусы гриппа ждут Москву в сезоне 2017–2018 >>
Евгений Вячеславович, все ли очаги птичьего гриппа ликвидированы? Какой ущерб нанесен подмосковным хозяйствам в этом сезоне?
Два самых серьезных вызова – это грипп птиц и африканская чума свиней. В этом году Московская область – самый неблагополучный регион по птичьему гриппу. Всего в России было зафиксировано 33 вспышки, в том числе 29 вспышек – это сельскохозяйственная птица и 4 – дикая. В Московской области было 12 вспышек, из них 10 – в личных подсобных хозяйствах, 2 вспышки – на птицефабриках «Смена» в Сергиево-Посадском районе и ОАО «Орловская» в Щелковском районе, более 200 тысяч голов на каждом предприятии. Самое неприятное, что это предприятия академии наук, там серьезные селекционные линии, на «Смене», например. Они продавали птицу для разведения в личные подсобные хозяйства.
Мы уничтожили во всех 12 очагах почти 450 тысяч голов птицы, 14 тонн мяса, более 700 тысяч штук инкубационного яйца. Ветеринарная служба Московской области четко сработала. Нам удалось своевременно локализовать и ликвидировать очаг.
В этом году отобрали 358 проб на грипп птиц, 72 пробы подтвердили наличие вируса в очагах. После этого в Московской области мы провели 167 проверок, в том числе 142 внеплановые. Гриппа больше не выявили, но нарушений было достаточно: возбуждено 161 дело об административных правонарушениях, наложено штрафов почти на 12 миллионов рублей, выдано 111 предписаний и 16 дел передано в суд и правоохранительные органы для принятия мер.
Какова ситуация с африканской чумой свиней в Московской области?
- В прошлом году в России было 298 вспышек африканской чумы свиней, в этом году их 154. В Московской области в прошлом году было 44 вспышки, в этом году 5. Это 4 неблагополучных пункта в личных подсобных хозяйствах и один инфицированный объект, где был дикий кабан. Последняя вспышка была зафиксирована 24 июля. Все очаги в Подмосковье своевременно локализованы и ликвидированы. В ходе проверок мы отобрали 568 проб, из них 10 оказались положительными. Самая крупная вспышка АЧС была в апреле в «КонстантиновАгро» в Раменском районе Подмосковья. Прошла полная санация предприятия, уничтожено 190 голов свиней.
В 2017 году мы провели порядка 460 контрольно-надзорных мероприятий только в сфере АЧС, в том числе 228 внеплановых проверок. Возбуждено 452 дела об административных правонарушениях, 241 предписание находится у нас на контроле, наложено 30 миллионов штрафов, в 5 случаях суд по нашим представлениям приостанавливал деятельность свиноводческих предприятий.
Расскажите, какие санкционные продукты специалисты чаще всего изымают в Московском регионе?
- Вообще такую продукцию мы называем «запрещенная к ввозу». Если говорить об ограничениях, которые установлены на ввоз и оборот продукции, то их можно разделить на три кластера. Это, безусловно, недопущение ввоза и обращения санкционной продукции; далее – небезопасная продукция животного происхождения, то есть не маркированная, без документов, с явными признаками порчи; и продукция, которая запрещена к ввозу в ручной клади и багаже, прежде всего, речь идет об авиапассажирах. Но в последнее время мы и на Киевском вокзале часто изымаем по 80-200 килограммов мяса, которое незаконно везут из Украины в Россию.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о «санкционной» продукции.
- С начала введения санкций в 2015 году нами зафиксировано более 400 случаев провоза санкционной продукции общим весом почти 1,7 тысячи тонн. В основном это плодовоовощная продукция – яблоки, персики, клубника, перец, баклажаны. Например, недавно мы уничтожили три фуры (около 58 тонн) польских яблок, томатов и сельдерея, которые выявили совместно с управлением Госавтодорнадзора. Продукция шла через Белоруссию, там растаможилась и была незаконно ввезена к нам.
Мы устанавливаем незаконную продукцию по маркировкам, но сейчас основная проблема в том, что очень много продукции немаркированной, то есть ее «перетаривают», либо изначально ввозят в Беларусь в чистых ящиках. Но у нас есть профессиональные секреты, которые помогают нам определить происхождение продукции.
В этом году было 32 случая выявления санкционной продукции животного происхождения, всего 86,5 тонн. Это сыры из Германии, Италии, Франции, Голландии и Польши.
Как вы выявляете опасную продукцию?
- Это в основном продукция животного происхождения. В этом году выявлено 175 партий небезопасной продукции животного происхождения общим весом более 300 тонн. Например, если мы проверяем предприятие и находим там немаркированное мясо, то составляем акт осмотра, приостанавливаем оборот продукции, извещаем госветслужбу субъекта РФ, и они принимают решение о ее дальнейшем использовании. Тем самым полностью исключаем возможность того, что эта продукция поступит для употребления человеком.
Как уничтожается небезопасная продукция?
- Мы провели аукционы и заключили договоры с полигонами и утилизационными заводами. У нас один полигон в Тульской области, еще два полигона и два утилизационных завода в Московской области.
А можно ли отдавать «санкционку» в детски е дома и дома престарелых?
- Действительно, многие возмущаются тем, что мы уничтожаем продукты. Я тоже искал нравственную точку опоры в этом деле и давно убедился в том, что плюсы для развития сельского хозяйства России от введения контрсанкций абсолютно несопоставимы с объемами уничтоженной продукцией. Кроме того, создание механизма доведения продуктов до потребителя будет дороже, а угрозы для здоровья людей реально высоки.
Часто ли пассажиры перевозят «запрещенку» в ручной клади?
- В этом году в московском авиаузле мы выявили более 25 тысяч попыток ввоза запрещенной подкарантинной продукции. Полностью запрещен ввоз подкарантинной продукции из Азербайджана, Грузии, Украины, Молдовы, Узбекистана и Таджикистана. В аэропортах было уничтожено боле 76 тонн такой продукции. По закону человек может ввезти до 5 килограммов подкарантинной продукции и столько же продукции животного происхождения. При этом объем запрещенной к ввозу продукции не меняется с 2015 года. Что касается продукции животного происхождения, то в этом году было 370 случаев ее выявления, а это свыше 2 тонн.
А куда идет то, что изъято у авиапассажиров?
- Сейчас в аэропортах московского авиаузла созданы все условия для утилизации. Ведь эту продукцию нельзя просто вывести из таможенной зоны и выбросить на свалку ТБО. Для этого оборудованы специальные печи, мощностей хватает.
Какие самые частые нарушения фиксировались в аэропортах в этом году?
- Если не говорить о ручной клади, то в основном нарушения касались несоответствия маркировки продукции ветеринарным сопроводительным документам, отсутствия ветеринарных сертификатов на домашних животных. Например, прилетает собака, а сертификата нет – животное никто не пропустит.
Кроме того, часто отсутствует разрешение Россельхознадзора на ввоз. Например, пришло 19 тонн говяжьей печени из Германии, хотя субпродукты не являются санкционными, эта партия была уничтожена. Также задерживали без документов шкуры неизвестного происхождения почтовым отправлением из Украины, Пакистана, меховое сырье из Канады.
Как в аэропортах поступают с животными без нужных документов?
- Оформление животных – самое трудное. Шкурки можно бросить на склад, мясо – в морозилку. А от живого существа просто так не отмахнешься. С чем мы только не сталкиваемся – куколки бабочек, пресмыкающиеся, приматы. Бывает, что у перевозчика нет средств для фиксации и удержания животного, что необходимо для считывания чипов.
Несколько лет назад для зоопарка прислали маленького бегемота с неправильными документами. Для бегемотика перелет – уже стресс. И вот начинается – закон, международные соглашения... Таких случаев множество. Как-то выявляли соколов в ручной клади, занесенных в Красную книгу. После таких перелетов многие не выживают.
У инспекторов очень большая ответственность в аэропортах, например, при оформлении домашних животных. Если инспектор сделает ошибку, то в пункте назначения пассажира не пустят с животным. И что ему делать? Мы просим заранее приезжать и оформлять сертификаты на животных, на Киевском вокзале открыли специальный пункт, чтобы люди оформляли животных не в день вылета.
Евгений Вячеславович, с какими еще трудностями сталкиваются инспекторы?
- Работа у инспекторов очень непростая. Например, задержали фуру с нарушением правил перевозки подкарантинной продукции. А продукция идет по поддельным документам, либо без документов, и мы не можем установить ни получателя, ни отправителя. У нас есть только водитель. При этом штраф для физлиц составляет до 500 рублей. Необходимо ужесточать наказание.
Хватает ли инспекторов в ведомстве?
- Нам не хватает примерно 10-15% сотрудников. У нас серьезная текучка. Средняя зарплата по управлению – 31 тысяча рублей. В этом году 54 человека принято на работу, это 11% всей штатной численности, а 58 человек, то есть 12%, уволены. В прошлом году пришли 15%, ушли 13% сотрудников.
Заработал аэропорт «Жуковский», а как найти ветеринара и фитосанитара? Мы готовы принять, штатные единицы есть. Всего у нас в управлении 125 ветеринаров, из них порядка 50 человек работают в столичных аэропортах. В отделе фитосанитарного контроля – 100 человек, из них 40-50 человек тоже обслуживают аэропорты.