Разработчик беспилотников: «Россия может стать одним из мировых лидеров дроностроения»

Разработчик беспилотников: «Россия может стать одним из мировых лидеров дроностроения»
Люди

История беспилотных летательных аппаратов началась в 1849 году, когда австрийские войска применили аэростаты для бомбардировки Венеции. Первый БПЛА самолетного типа, разработанный в 1910 году, тоже предназначался для военных целей. Сегодня же беспилотники успешно используются как в боевых действиях, так и в гражданской жизни. О том, как они изменились за последние годы, какими станут с ближайшем будущем и где научиться ими управлять, РИАМО рассказал разработчик дронов, генеральный директор компании «Флайтус» Юрий Солодовников.

– Юрий Владимирович, чем современные дроны отличаются от первых беспилотных самолетов, изобретенных в начале прошлого века?

– У первых беспилотников автоматизация была механическая. Грубо говоря, это был часовой механизм с таймером, то есть все было достаточно примитивно. Далее механические автоматы развивались, и уже на фашистские ФАУ-1 устанавливались сложные механизмы, отвечающие за стабилизацию, курс и дальность полета. Параллельно с этим развивались системы дистанционного управления: по радио и в инфракрасном диапазоне.

В современных дронах, как правило, присутствует комбинация электронной автоматики, которая может выполнять заранее заданную программу, и дистанционного радиоуправления, которое может передавать сигналы управления или новое полетное задание. Большинство беспилотников удерживают свое положение в пространстве с помощью данных от гироскопа и акселерометра, а навигацию обеспечивает магнитный компас, GPS и ГЛОНАСС. Современный дрон гораздо лучше ориентируется в пространстве и гибче реагирует на изменения. Можно сказать, что мы на пути к полностью автономным аппаратам, которые смогут выполнять поставленные задачи без вмешательства человека.

– Каким образом современные БПЛА избегают столкновения с препятствиями и самостоятельно корректируют курс?

– Современная электроника и вычислительные мощности позволяют подключать оптические и другие датчики к управлению дроном. Проще всего проиллюстрировать работу по ультразвуковому датчику, который имеет излучатель и приемник ультразвука и по характеристикам отраженного сигнала может предупредить дрон, что впереди находится препятствие. Это не система ультразвукового зрения, как у летучей мыши, и не эхолокация, как у дельфина, но в принципе очень похоже. Существуют также датчики кругового обзора, оптические системы. Компьютер на борту дрона способен распознавать появляющиеся в поле зрения препятствия, определять расстояние до них и корректировать траекторию полета.

Курьеры, фотографы и разведчики: как используют дроны в гражданской и военной сферах>>

– Чем военные дроны отличаются от гражданских?

– Современные гражданские дроны фактически являются изделиями двойного назначения. То есть они достаточно хорошо решают задачи, связанные с оперативным и даже тактическим уровнем, когда нужно посмотреть вперед или корректировать огонь артиллерии. Последние лет пять гражданские дроны широко применяются в военных конфликтах, прежде всего из-за их доступности и небольшой стоимости. Однако у них, как правило, гражданская навигация GPS и ГЛОНАСС и гражданская связь, которые легко заглушить.

Военные дроны того же класса должны иметь специальную защищенную связь и специальную навигацию. Кроме небольших дронов для разведки на пять-десять километров существуют дальние разведчики, способные находиться в воздухе десятки часов. Также есть ударные дроны, которые несут ракеты и небольшие бомбы. Военный дрон не обязательно должен быть покрашен в камуфляж, тут важнее задача, которую он выполняет, и его технические возможности.

– Можно ли дрон нейтрализовать техническими средствами вместо того, чтобы пытаться его сбить, например, стрелковым оружием?

– Большинство современных дронов управляется по радиоканалу. В прошлом это был аналоговый сигнал, и его при желании можно было подменить, после чего дрон начинал управляться неадекватно. Сейчас, как правило, сигнал уже цифровой и шифрованный. Даже если записать часть сигнала управления, но не знать, где его начало и конец, то передача такого сигнала в эфир будет распознана приемником дрона как шум и не повлияет на полет. Поэтому в основном сигналы глушат более мощным излучением шума на тех же частотах, из-за чего приемник дрона не в состоянии выделить полезный сигнал. Но есть такие системы связи, в которых сигнал постоянно перепрыгивает с одной частоты на другую, так что технически их сложно заглушить. А еще есть дроны, способные выполнять полетное задание в радиомолчании, когда им не важно, глушат ли радиоканал или нет.

Куда жаловаться, если цены на военную экипировку завышены>>

– Чем беспилотники вашей компании отличаются от других дронов?

– «Флайтус» разрабатывает грузовые дроны гибридной аэродинамической схемы, которые на взлете и посадке ведут себя, как коптер, а в полете по маршруту – как самолет.

Квадрокоптер может зависнуть над точкой, он умеет взлетать и садиться вертикально. Самолет может улететь далеко и быстро, но его сравнительно сложно посадить на шасси, да и аэродромов для взлета и посадки не так много. Поэтому обычно конструкторы таких БПЛА делают взлет с катапульты, а посадку – на парашюте. При этом дрон часто повреждается на посадке, и ресурс такого беспилотника составляет всего 70–80 полетов. А наши дроны смогут летать почти так же быстро и далеко, как самолеты, а за счет вертикального взлета и посадки иметь ресурс около 1000 полетов. В итоге расширяется сфера применения и уменьшается стоимость летного часа. Мы надеемся, что наши беспилотники будут решать часть логистических задач на Севере в удаленных и труднодоступных уголках страны. Сейчас мы разрабатываем грузовой дрон, способный перевозить десять килограммов на 250–300 километров.

– Есть ли у российских разработчиков дронов шанс «догнать и перегнать» зарубежных конкурентов?

– Нужно понимать, что разработка и серийное производство – разные вещи. В России традиционно все хорошо с разработкой, но плохо с массовым и дешевым производством. Здесь ситуация похожа на микроэлектронику, которая не может развиваться без массового потребительского сектора. Возможно, широкое применение гражданских дронов в военных действиях приведет к тому, что государство станет активнее заниматься этим направлением. К тому же отставание в дронах у нас пока не критичное, и при должном подходе Россия может стать одним из мировых лидеров дроностроения.

«Временная, но необходимая мера»: эксперты о партнерстве производителей из России и Азии>>

– У российских дронов начинка отечественная, или мы покупаем большую часть комплектующих у зарубежных производителей?

– На гражданские дроны в основном ставят недорогие китайские комплектующие, а военные часто используют свою начинку. Но здесь все дело упирается в размер серии. Нет смысла делать свои моторы, если планируется произвести меньше 100 дронов. Нет смысла делать свою камеру на подвесе, как у Mavic, если серия меньше 10 тысяч дронов. Как только российские производители выходят на более-менее серийное производство, многие из них начинают ставить свою начинку. Мы на своих дронах также используем полетный контроллер и программное обеспечение, разработанные в России, и сейчас ведем диалог с разработчиками систем связи, чтобы в перспективе ставить российское решение.

– На пилота БПЛА нужно учиться или можно самому освоить все навыки?

– Если вы летаете для себя, то можно научиться самостоятельно. Если хотите предоставлять коммерческие услуги, то по нашему законодательству у вас должна быть лицензия внешнего пилота, выданная Росавиацией. Проблема только в том, что требование такое есть, а типовой программы внешнего пилота до сих пор нет. Но, несмотря на это, в России существует немало различных курсов, где вас научат работать с беспилотниками разного типа и предоставят необходимые базовые знания.

Самобичевание бизнеса: как пострадали зарубежные компании, покинувшие российский рынок>>

– В каких гражданских сферах пригодится пилоты БПЛА?

– Конечно же, популярна съемка видеоконтента: свадьбы, юбилеи, спортивные мероприятия. Кроме того, в России сформировался рынок услуг по аэрофотосъемке, когда с помощью дронов создают геодезические карты местности. Есть большой рынок по мониторингу линейных протяженных объектов, таких как газо- и нефтепроводы или ЛЭП. Также дроны применяют в геологоразведке и в маркшейдерском деле (область науки и техники, занимающаяся измерениями на поверхности и в недрах Земли при разведке и эксплуатации месторождений, а также при строительстве горных предприятий – ред.).

Развивается направление мониторинга объектов строительства и применение дронов службами безопасности. В последние годы широко начинают применять дроны в сельском хозяйстве для опрыскивания полей и садов, защиты от вредителей, прогноза урожайности почв. Дроны используют для поиска потерявшихся людей, для мониторинга леса и выявления очагов пожара, для доставки спасательного оборудования утопающим и для разведки ледовой обстановки. То есть спектр применения очень широк, и потенциал для роста огромный. Мы как люди, которые связали свою жизнь с разработкой и производством беспилотников, верим, что в России получится развить эту сферу и занять ведущие позиции в мире.

Как санкции и мобилизация повлияли на бизнес в России: главные проблемы и пути их решения>>