Курьеры, фотографы и разведчики: как используют дроны в гражданской и военной сферах

Курьеры, фотографы и разведчики: как используют дроны в гражданской и военной сферах
Истории

Губернатор Московской области Андрей Воробьев 6 октября сообщил, что для мобилизованных из Подмосковья привезут дроны, на которых резервисты обучатся управлять беспилотниками. Глава региона отметил, что использование таких машин в боевых действиях может спасти жизни. Сегодня дроны действительно играют огромную роль как в военных конфликтах, так и в гражданской сфере. О том, на какие категории делятся БПЛА, узнал обозреватель РИАМО.

Дроны для съемки с воздуха

Одно из главных гражданских направлений использования дронов сегодня – это аэрофотосъемка. Беспилотники на объекте площадью в один квадратный километр способны делать около двух тысяч снимков. Затем эти фотографии автоматически обрабатываются при помощи алгоритмов и нейронных сетей. Позже снимки используются в картографии при определении границ территорий, в землеустройстве, видовой разведке, изучении окружающей среды, производстве кинофильмов и рекламных роликов.

Впрочем, сегодня беспилотники снимают не только в видимом диапазоне: активно развивается такое направление, как лидарные съемки. Лидар (LiDAR) – это технология дистанционного зондирования при помощи лазерного импульса. Таким образом, дрон за счет лазера проводит измерения, затем эти данные ложатся в основу 3D-моделей и карт объектов. Беспилотники для аэрофотографии и лидарных съемок мало отличаются друг от друга: вся разница лишь в фиксирующих устройствах.

Еще одна разновидность использования дронов – это тепловизионная съемка: здесь для получения данных используется тепловизор, который работает вместе с обычной камерой. Наконец, довольно узкая сфера применения беспилотников – это магнитная съемка, при которой дрон выступает носителем магнитометрического комплекса. Такой комплекс получает информацию о магнитном поле Земли и его аномалиях. Эти данные необходимы для решения археологических и геологических задач, поиска техногенных объектов, а также для инженерно-геологических изысканий.

Новые правила для дронов: как зарегистрировать и где запускать в Москве>>

Беспилотники для обработки полей и доставки товаров

Сегодня использование дронов в гражданской сфере отнюдь не ограничивается различными видами съемок. К примеру, эти машины активно применяют для агрохимической обработки территорий. Раньше для этого использовали малую авиацию, но беспилотники могут летать над полями ниже и медленнее, обрабатывать сложные участки детальнее и точнее, а для управления ими не нужны специалисты с высокой квалификацией. Также дроны расходуют меньше воды, но все же пока проигрывают малой авиации в плане площади обрабатываемой территории за один полет. С другой стороны, дроны практически полностью автономны: достаточно задать маршрут движения и беспилотник будет двигаться по нему самостоятельно, что очень удобно.

Благодаря последней функции дроны нашли свое применение и в логистике: одним из первых крупных разработчиков беспилотников-курьеров стал сервис доставки заказов Prime Air от компании Amazon. Первую тестовую доставку при помощи дронов провели в Великобритании еще в декабре 2016 года. Особенно актуальными курьеры-беспилотники оказались в труднодоступных районах. К примеру, компания DHL в качестве эксперимента запустила в Баварских Альпах (Германия) первую автоматизированную почтовую станцию для дронов – DHL Packstation with SkyPort. Идея в том, что клиент приносит свою посылку на станцию, после чего она в автоматическом режиме передается дрону. Тот переносит груз на следующую автоматизированную станцию, а оттуда его забирает курьерская служба для доставки классическим методом.

На стыке гражданской и военной сфер использования беспилотников находится охрана территорий: для этого используют дроны с минимальной модификацией. На них устанавливают камеры с функцией ночного видения или же добавляют тепловизор к обычной камере. Фактически беспилотники превращаются в передвижные камеры наблюдения: они или облетают территорию по заданному маршруту, или ожидают тревожный сигнал рядом с объектом охраны и вылетают для наблюдения, если он поступает. Из оборудования для противодействия нарушителям у дронов-охранников есть лишь яркий прожектор и громкоговоритель: установка любого вооружения на условно гражданские беспилотники сегодня запрещена.

Роботы‑доярки и дроны‑инспекторы: как умная техника помогает Подмосковью>>

Дроны-разведчики и дроны-камикадзе

Если говорить о боевом применении беспилотников, то сегодня существуют три основных типа военных дронов: разведывательные, разведывательно-ударные и барражирующие боеприпасы (камикадзе). Дроны-разведчики позволяют вести наблюдение за территорией противника или боевыми действиями в горячих точках. Минус таких машин в том, что они уязвимы для огня наземных и воздушных средств противодействия. Но если время мирное или же у противника нет высотных средств ПВО, использование таких беспилотников вполне допустимо.

Помимо боевых задач дроны-разведчики могут инспектировать с воздуха протяженные участки морских и сухопутных границ, а также вести мониторинг в отдаленных регионах вроде российского Крайнего Севера. Там беспилотники могут заменить пилотируемые средства наблюдения. Самый известный дрон-разведчик у США – это Global Hawk («Глобальный ястреб») со взлетной массой почти в 15 тонн и размахом крыла примерно в 35 метров. Он может находиться в воздухе до 40 часов на высоте до 18 тысяч метров.

Ответом на американский Global Hawk должен стать российский беспилотник «Альтиус» со взлетной массой около семи тонн и размахом крыла в 28,5 метра. Согласно имеющимся данным, «Альтиус» сможет выполнять полеты длительностью до 48 часов.

Основной задачей другой категории боевых дронов – камикадзе – является нейтрализация возможных угроз. При обнаружении цели такой беспилотник пикирует на нее и уничтожает, подрывая боевую часть. Сама машина при этом ликвидируется.

«WhatsApp уже 13 лет является инструментом слежки»: правда или миф>>

Ударные беспилотники: Bayraktar VS Орион

Разведывательно-ударные беспилотники можно сравнить с истребителями-бомбардировщиками. Такие дроны с каждым новым поколением приближаются по своим возможностям к полноценной боевой авиации, а по стоимости, продолжительности и дальности полетов даже выигрывают у нее.

Одним из лидеров по производству ударных беспилотников неожиданно стала Турция, которая раньше не могла похвастаться большими успехами в создании самолетов или вертолетов. Наиболее известный турецкий производитель беспилотников – компания Baykar Makina, а самый массовый и «воюющий» ее дрон – это Bayraktar TB2. Он несет четыре управляемых боеприпаса на подвеске и может находиться в воздухе от 12 до 24 часов. Максимальная дальность управления этого беспилотника – до 150 километров.

Сегодня Bayraktar TB2 активно используют ВСУ. В России главный конкурент турецкого беспилотника – «Орион» от компании «Кронштадт». Из открытых источников известно, что российский дрон способен подниматься на высоту до 7,5 километров и находиться в воздухе 24 часа, а радиус его действия составляет 250 километров при скорости 120 километров в час. «Орион» способен нести управляемые авиабомбы, крылатые ракеты и другое вооружение.

И Bayraktar TB2, и «Орион» некоторые задачи способны решать в автоматическом режиме – к примеру, взлет, посадку, патрулирование и сопровождение цели. По мнению некоторых специалистов, использование таких дронов в войсках – очередной шаг к внедрению полноценных боевых роботов. Но полностью полагаться на них из-за страха пресловутого «восстания машин» вряд ли кто-то будет даже в отдаленном будущем. Вот почему боевые роботы полностью не заменят людей во время военных действий.

От Ивана Грозного до ВС РФ: история военной службы в России>>