Мострансавто: Новый имидж автобусов Подмосковья будет создан к зиме

Мострансавто: Новый имидж автобусов Подмосковья будет создан к зиме
Люди

Ежедневно в столицу из Подмосковья и обратно ездит порядка 900 тысяч человек, то есть каждый седьмой житель области. Поэтому комфорт общественного транспорта как нельзя более актуален для жителей региона. Власти стремятся сделать его более привлекательным для пассажиров. Работа идет по всем фронтам - от закупки современных автобусов до внедрения бесплатного интернета и выгодного единого билета.

Об обновлении автобусного парка Московской области, переводе автобусов на газ, внедрении бесплатного Wi-Fi и формы для водителей, а также готовности автобусных парков к зиме и превращении автовокзалов в современные ТПУ в интервью порталу «В Подмосковье» рассказал генеральный директор ГУП «Мострансавто» Вадим Сидоренков, который возглавил предприятие ровно год назад.

- Вадим Евгеньевич, Московская область, по примеру Москвы, стремится сделать поездки в общественном транспорте более комфортными. Какими темпами в настоящее время идет замена автобусов?

- В последнее время этот вопрос очень активно прорабатывается. Начиная с 2013 года в Мострансавто идет большое обновление подвижного состава. В прошлом году было приобретено 709 автобусов ГолАЗ (Голицынский автобусный завод), которые после завершения обслуживания зимних Олимпийских игр в Сочи направлены на маршруты Московской области.

Кроме того, реализуется большой план по обновлению подвижного состава в рамках госпрограммы Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса» – это поставка 1615 автобусов ЛиАЗ. 455 автобусов мы уже получили в 2014 году, еще 593 получим в 2015 году, и 567 автобусов будет поставлено в 2016 году. Эти автобусы отвечают современным требованиям: высокий класс по экологическим нормам, повышенный комфорт, низкий пол для обслуживания маломобильных пассажиров, а также системы кондиционирования, которые работают в автоматическом режиме и обеспечивают комфортную температуру зимой и летом.

«Мострансавто» собирается закупить автобусы на сумму свыше 1,5 млрд руб>>

- Соблюдаются ли сроки поставки автобусов?

- Программа предусматривает поставки автобусов в течение трех лет. Графики составлены таким образом, чтобы автобусы не поступали в конце или начале года, в авральном режиме, а ко второму-третьему кварталу, когда любое предприятие выходит на цикличный режим работы. Поэтому в 2014 году мы получали автобусы с мая по август, и, надо отметить, что подмосковный завод ЛиАЗ осуществил все поставки вовремя, и нарушений по качеству не было.

- А в каком районе или городе Подмосковья замене подлежит больше всего автобусов?

- Мы закупаем автобусы двух типов вместимости - большой и средний. В первую очередь, к нам поступали автобусы большой вместимости, и мы направляем их в так называемую «зеленую зону», то есть в те города Подмосковья, которые находятся рядом с Москвой. В этих городах максимальный пассажиропоток. Первыми получателями таких автобусов стали Люберцы, туда поступило 52 автобуса, Одинцово - 36 автобусов, Балашиха - 28 автобусов, Долгопрудный - 22 автобуса, Видное - 21 автобус, Химки - 20 автобусов, Подольск - 18 автобусов, а в Королев и Мытищи - по 14 автобусов.

- Наряду с комфортом не менее серьезный вопрос – безопасность. Как сообщалось ранее, Мострансавто готово выделить 152 миллиона рублей на транспортную безопасность. На что конкретно пойдут эти деньги?

- Транспортная безопасность – это одно из приоритетных направлений в нашей отрасли. Согласно федеральному законодательству мы организуем на автовокзалах, автостанциях и других линейных сооружениях посты охраны. И эти средства, после обязательного проведения конкурсной процедуры, пойдут на оплату этих услуг.

Кроме того, все автобусы, которые поставляются в ГУП «Мострансавто» в 2013-2014 годах (более 1,5 тысяч единиц), уже оснащены системой видеонаблюдения, которая контролирует салон автобуса и дорожную обстановку перед ним и позади. Автобусы оснащаются также датчиками дыма и «тревожными кнопками».

В автобусах ЛиАЗ 5292 предусмотрено восемь камер, а в автобусах ГолАЗ устанавливается по пять камер. Они установлены таким образом, что позволяют видеть, как работает водитель, как происходит вход в салон, и что происходит внутри автобуса. Фактически, при помощи этих камер осуществляется контроль всех необходимых зон. Также новые автобусы оснащены системами видеорегистрации, что существенно повышает безопасность движения.

Кроме того, в настоящее время идет проработка возможности оснащения видеонаблюдением более старого подвижного состава.

Смотрите видеорепортаж: Бесплатный Wi-Fi появился в троллейбусах города Химки>>

- Сегодня многие пассажиры активно пользуются интернетом, и Москва уже развивает сеть бесплатного Wi-Fi в общественном транспорте. Появится ли бесплатный Wi-Fi в подмосковных автобусах?

- Этот процесс неизбежен, и в связи с развитием интернет-технологий Wi-Fi должен быть общедоступен. Мы определили, что в первую очередь будем заниматься установкой бесплатного беспроводного интернета на автовокзалах и автостанциях с наибольшим пассажиропотоком. К началу октября 10 самых крупных автовокзалов были оснащены Wi-Fi, а именно - Можайск, Коломна, Орехово-Зуево, Серпухов, Чехов, Клин, Дмитров, Сергиев Посад, Шатура. До конца месяца планируется подключить еще 11 автовокзалов в городах Домодедово, Егорьевск, Подольск, Раменское, Ивантеевка, Руза, Ногинск, Солнечногорск, Щелково, Павловский Посад и Мытищи.

Стоит задача оснастить бесплатным Wi-Fi практически все автовокзалы Подмосковья. Что касается подвижного состава, то с октября на маршрутах 369 и 376, соединяющих Москву, Шатуру и Рошаль, время поездки по которым составляет более двух часов, услуга бесплатного Wi-Fi будет доступна в тестовом режиме. В настоящее время идет настройка оборудования. Мы хотим понять, насколько услуга будет востребована пассажирами.

- В московских автобусах сейчас открыли электронную библиотеку для пассажиров. Не планируете ли внедрить то же самое в автобусах региона?

- Я думаю, что мы ни в чем не уступим столице, но надо понять, насколько это востребовано. Первым этапом превращения наших автобусов в «оазисы информации» станет все-таки организация бесплатного Wi-Fi. Услуги, которые окажутся востребованы, конечно, будут предоставлены. Но лично я считаю, что читать во время движения вредно.

- Вадим Евгеньевич, в связи с обновлением автобусного парка, нет ли планов обновить и имидж водителей?

- Форма для водителей – это очень важный, как мне кажется, вопрос. В этом году наши водители работали на Олимпиаде в Сочи. И они отметили, что им было приятно работать в форме. Кроме того, это создавало благоприятную атмосферу в салоне, подчеркивало доброжелательное отношение к пассажирам, конфликтных ситуаций практически не было. Нам хотелось бы, чтобы такая атмосфера была и на транспорте в Московской области, поэтому форма будет введена.

«Мострансавто» испытывает дефицит водителей - министр>>

- А на что обращалось особое внимание при разработке формы?

- При разработке этого вопроса акцент был сделан на удобство для водителя. В итоге решили подобрать несколько комплектов одежды на разную погоду. В комплект будут входить: серый джемпер с V-образным вырезом, белая или светло-серая сорочка трех видов (с длинным и коротким рукавом, и поло) и серый галстук. Кроме того, нам хотелось бы быть демократичными, поэтому решили, что «верх» будет одинаковым для всех, а «низ» – на выбор сотрудников.

- Когда жители Подмосковья смогут увидеть водителей в новой форме?

- Первая партия формы для водителей новых автобусов уже изготавливается. Мы заказали 1100 комплектов, которые должны быть готовы до конца ноября 2014 года. Новые автобусы, новая форма, новое внутреннее оформление транспорта – это комплексный подход. Но мы не хотим торопиться одевать всех в новую форму, сначала узнаем мнение водителей о качестве формы.

- В каком стиле будет форма для водителей? С оглядкой на модные тенденции или классика?

- Мы исходили из максимальной практичности. Когда выбирали цвета автобусов, решили, что и форма должна ему соответствовать. Цвета автобусов подобраны с учетом безопасности. Белый автобус лучше виден в темное время суток, а яркая желтая полоса на нем способствует повышению уровня безопасности движения.

Что касается стиля формы, мы работали с молодыми специалистами, которые активно креативили. Мы посмотрели несколько вариантов дизайна, но так как средний возраст наших водителей – 50 лет, то мы остановились на более классическом варианте, который и через пару-тройку лет не устареет. Мострансавто оставил за собой право внести коррективы после испытания первой партии формы.

- Во сколько же обойдется смена гардероба подмосковных водителей?

- Первая партия в размере 1100 комплектов будет стоить около 4 миллионов рублей.

Проезд по ЕТК будет на треть дешевле, чем по билету, купленному у водителя>>

- В этом году в нескольких городах Подмосковья начали тестировать единый проездной билет. Как в целом проходит этот эксперимент?

- С мая по август 2014 года Мострансавто совместно с Минтрансом Московской области в Подольске, Одинцове и Химках проводился пилотный проект «Единого транспортного билета» (ЕТБ). Масштаб этого эксперимента не очень большой, и цифры не совсем показательны. Было реализовано более 1500 билетов, по которым было совершено более 15 тысяч поездок.

Эксперимент прошел успешно, в Одинцове компании-участники ходатайствовали о его продолжении – и там ЕТБ продолжает действовать. Важно, что мы смогли определить технические требования к оборудованию и транспортным картам, которые будут использоваться. Планируется, что с января 2015 года Единый билет станет доступен всем пассажирам Московской области. Это позволит сократить издержки нашего предприятия, а у пассажира появится возможность экономить на поездках, если заранее пополнять транспортную карту.

- А не планируется ли объединить ЕТБ с московским «Единым»?

- Системы оплаты проезда в Москве и области пока довольно сильно различаются. Даже не говоря о различии в технических средствах оплаты. В городе стоимость поездки не зависит от расстояния, а на наших пригородных и междугородных маршрутах – зависит. Общего билета для проезда в Москве и области раньше никогда не было, поэтому процесс его создания требует масштабных согласований на уровне правительств регионов. Идея его создания существует, но сказать точно, когда это случится, сейчас нельзя.

- В некоторых областных автобусах уже установлены турникеты, планируется ли их массовое внедрение?

- Это очень спорный вопрос и здесь необходимо найти оптимальный вариант. Если мы оснащаем автобусы турникетами, то у нас повышаются сборы оплаты за проезд, но при этом падает скорость и теряется удобство. Москва, к примеру, пробовала отказаться от турникетов на некоторых маршрутах, и сборы сокращались на 10-15%. Я думаю, что этот вопрос будет решаться в течение 2015 года, мы постараемся определить количество автобусов с турникетами таким образом, чтобы это было максимально удобно пассажиру и эффективно с точки зрения сбора платы. Но на сегодняшний день я не предполагаю активного развития турникетной системы в Подмосковье.

Оплатить проезд в автобусах в области можно будет с помощью банковских карт>>

- Продолжая разговор о доходности. В начале года у Мострансавто были проблемы с рекламным оператором «Нью-тон». В мае новым оператором стало дочернее предприятие «Нью-тона». Нет ли сейчас проблем?

- Вы правы, на конкурсе победило дочернее предприятие «Нью-тона», сумма тендера составила 272,5 миллиона рублей. На сегодняшний день выплаты по контракту осуществляются ежемесячно вне зависимости от того, на скольких транспортных средствах размещена реклама. Все вопросы с рекламным агентством «Нью-Тон» решены, задолженность за январь и февраль 2014 года выплачена полностью.

- А насколько прибыльным вообще является рекламный бизнес на транспорте в Московской области?

- Рекламный рынок в Подмосковье на стадии развития. В Москве этот бизнес раскручен больше. Тем не менее, новый контракт соблюдается, оплата происходит в срок, ежемесячно. Думаю, что теперь вопросов по рекламе у нас не будет, и хотелось бы, чтобы рынок развивался. Надеюсь, что в следующие годы спрос будет больше, конкуренция повысится, а Мострансавто сможет получить более высокий доход.

- Вадим Евгеньевич, не приостановлена ли программа по переводу автобусов на газомоторное топливо после ЧП в Москве в прошлом году, когда в автобусе взорвался газовый баллон?

- Вообще существует федеральная программа по переводу части транспортных средств на газомоторное топливо. В рамках этой программы для городов с населением более 100 тысяч человек предполагается замена 10% автобусов, а для городов с населением более 300 тысяч человек - более 30% автобусов. Таким образом, в Московской области к 2020 году число автобусов на газомоторном топливе должно составить 326 единиц. Сейчас уже эксплуатируется 29 газовых автобусов, это достаточно экономически выгодно.

- В каких районах Подмосковья уже курсируют автобусы на газу?

- Все они ходят в Химках, так как есть определенные технические требования к производственным помещениям, в которых они обслуживаются. Кроме того, в Подмосковье не так много газовых заправок, но одна из них расположена недалеко от Химкинского автобусного парка, что также сыграло роль при выборе.

Процесс перехода автобусов на газ комплексный: изготовление автобусов, развитие сети газовых заправок и подготовка технологической базы предприятий.

Смотрите в инфографике, какими будут новые требования к автобусам в Подмосковье>>

- В каких еще районах Подмосковья перевод автобусов на газ планируется в ближайшее время?

- Районы, где логично начать пилотный проект, уже определены. В первую очередь мы рассматриваем Орехово-Зуево и Коломну. Там удачная инфраструктура, и они недалеко находятся от подмосковного завода ЛиАЗ (Ликинский автобусный завод расположен в Ликино-Дулеве Московской области), который занимается изготовлением газовых автобусов, поэтому всегда может быть оказана техническая помощь.

- Вадим Евгеньевич, и наконец - насущный вопрос. Готов ли подвижной состав Мострансавто к зиме?

- Подвижной состав готов к зиме. Поступление нового подвижного состава в этом стало большим подспорьем - в нем предусмотрен более активный прогрев салона. Прошли комплексную проверку системы отопления, провелось сезонное техобслуживание подвижного состава: дополнительные крепежные и смазочные работы, работы по обслуживанию тормозной и топливной системы, рулевого управления, проверка работоспособности и устранение неисправностей системы отопления, уплотнение окон, аварийно-вентиляционных люков, дверей.

- А в каком состоянии автовокзалы в городах Подмосковья? Не требуют ли они реконструкции?

- На балансе Мострансавто находятся 93 объекта, среди которых 19 автовокзалов, 28 автостанций и 23 диспетчерских пунктов все они в разном состоянии. К сожалению, в предыдущие годы не было какого-либо системного подхода, строительство и развитие автовокзалов и автостанций носило хаотичный характер.

За последние годы произошло изменение транспортного потока, поэтому и сама функция вокзала уже меняется. Я считаю, что больше внимания стоит уделять сфере услуг для пассажиров. Мострансавто синхронизирует расписание автобусов с расписанием пригородных электричек, чтобы сократить время ожидания, поэтому автовокзалы требуют значительного усовершенствования.

Смотрите, как будут выглядеть новые остановки в Подмосковье>>

- Что уже делается в этом направлении?

- Сейчас прорабатываются три основных направления по приведению в порядок автовокзалов. В первую очередь, транспортная безопасность. Второе – это организация доступной среды для удобства людей с ограниченными возможностями. И третий вопрос касается инфраструктуры. Мы хотим выработать стандарт по оказанию элементарных услуг, чтобы у пассажиров была возможность перекусить, руки помыть, кино посмотреть, интернетом воспользоваться. Мы планируем провести эти мероприятия в 2015 году.

При этом часть наших автовокзалов превратятся в ТПУ. Сейчас идет разработка программы по организации транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Также разрабатывается «Концепция развития автовокзалов и автостанций» в 2015-2016 годах. Кроме этого, есть еще комплексная программа Москвы, по которой планируется часть пригородных перевозок выводить за пределы города и размещать автовокзалы в области. Но это все пока в стадии разработки, конкретные адреса пока неизвестны.

- Во сколько обойдется реконструкция вокзалов?

- Бюджет должен быть сформирован за счет инвесторов. Хотелось бы, чтобы развитие вокзалов происходило на деньги инвесторов, которые в дальнейшем к ним вернутся.

- Не планируется ли открыть в Подмосковье новые автовокзалы?

- Москва и область тесно связаны. Столица пытается избавиться от пробок и рассматривает возможность вывода автобусов за пределы города и организацию удобных поездок с возможностью пересадок, также есть планы по активному развитию пригородного железнодорожного транспорта. Но пока концепция не доработана, говорить об этом преждевременно.

Антон Шамарин