Морской нефтяник: про экстрим в Заполярье и как видеть сквозь землю

Морской нефтяник: про экстрим в Заполярье и как видеть сквозь землю
Люди

Материал подготовлен Истринским ИА>>

День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности, который называют просто День нефтяника или День газовика — в 2015 году выпадает на 6 сентября. Это праздник всех тех людей, от которых в значительной мере зависит благосостояние России. Самая перспективная отрасль в нефтяной и газовой промышленности последних десятилетий — морская нефтедобыча.

Житель подмосковного Дедовска Александр Сурков и его супруга Нина были одними из первых участников геологоразведочных работ на шельфе Баренцева моря в конце 80-х. Об экстремальной работе в Заполярье и о том, с чего начинается скважина и почему нефтяник должен обладать хорошей интуицией, буровик рассказал корреспонденту Истринского информагентства.

Испытатель атомной бомбы в СССР: о первом взрыве и последствиях облучения>>

Потомственные нефтяники

«Мои родители, Валерий Тимофеевич и Александра Петровна, окончили в послевоенные годы Московский нефтяной институт, всю жизнь проработали в нефтегазовой отрасли и передали любовь к сложной и удивительно интересной профессии буровика своим сыновьям. Я и мой брат Дмитрий закончили тот же институт по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин». Кстати, и жен мы себе выбрали там же, в «керосинке», — рассказывает Александр Сурков.

И в третьем поколении традиция не прервалась. Дети Александра учились в Академии нефти и газа имени Губкина. Буровиком стал сын Евгений. Дочь Светлана выбрала специальность нефтепромыслового геолога. Буровиком мечтает стать и внук Иван.

По страницам семейных альбомов Сурковых можно изучать историю отечественного морского бурения.

Вот кадр из 80-х: совсем маленький сынишка на работе у папы — стоит на борту бурового судна «Виктор Муравленко», одного из трех первых буровых судов, построенных в Финляндии для буровиков Советского союза. А вот, спустя без малого 35 лет, папа приехал в гости к сыну на Сахалин. На фото Александр сидит на рабочем месте сына — за пультом бурильщика супертехнологичной полупогружной буровой платформы «Полярная звезда», построенной на Выборгском судостроительном заводе три года назад.

Капитан I ранга Александр Жуков: о службе на миноносце и подводной лодке>>

«Буровая» молодость

О своей любимой профессии Александр может рассказывать часами. И это неудивительно. Ведь именно ему довелось осваивать самую современную на тот момент морскую буровою технику, поступавшую в распоряжение вновь созданного предприятия — треста «Арктикморнефтегазразведка». Впервые в стране они бурили разведочные скважины в суровых условиях Арктики.

«В 1980 году, когда мы с женой пришли молодыми специалистами в только что образованный в Мурманске трест „Арктикморнефтегазразведка“, здесь было всего 70 сотрудников, готовивших плацдарм для начала буровых работ на шельфе российской Арктики. К средине 90-х наше объединение насчитывало около 4,5 тысяч сотрудников», — вспоминает Александр. —

Начинали с простейших решений по переоборудованию корпуса списанного судна под основание для бурового оборудования. Так в кратчайшие сроки была построена и отбуксирована в устье реки Печоры первая в стране ледостойкая буровая платформа «Севастополь», с которой робурили две морские разведочные скважины на месторождении «Дресвянское-море».

Одновременно на предприятие стала поступать специализированная техника, набирали и готовили специалистов для работы на строившихся морских буровых установках и судах обеспечения работ на шельфе. В этот период предприятие бурно развивалось, активно пополнялся специализированный флот.

Ступинские металлурги: профессиональная «закалка» и огненные «подарки»>>

От помбура до инженера

За время активного освоения северного шельфа были пробурены десятки скважин, открыты 15 месторождений нефти и газа, в том числе уникальные по запасам Штокмановское, Русановское, Ленинградское и другие, создавалась материальная база для развития нефтегазовой отрасли в Арктике.

Александр показывает фотографии коллег и товарищей по работе — морских буровиков.

«Я в эти годы работал в море буровым мастером и главным инженером-технологом на буровом судне „Виктор Муравленко“, полупогружной буровой платформе „Шельф-4“, самоподъемной буровой платформе „Мурманская“, а на берегу — начальником технического и технологического отделов по бурению. Супруга Нина — инженер-экономист и начальник планового отдела объединения», рассказывает Александр.

По его признанию, работа буровика в суровых водах Баренцева моря — дело не из легких. Буровик должен видеть буквально насквозь и землю, и воду.

«Вся работа в море экстремальная. А в северных широтах тем более: там бывают льды, айсберги. Кроме того, само по себе бурение — сложная штука. Обычно буровики гордятся своей интуицией. Потому что бурение — процесс непредсказуемый. Находясь на поверхности, надо чувствовать, что происходит на дне, в забое скважины... Без опыта невозможно управлять бурением. Поэтому буровики, как правило, долго работают в этой отрасли, и проходят много стадий: от рабочей специальности — простого помбура — до бурильщика. И только потом становятся настоящими инженерами. Все мы прошли этот путь: начинали с рабочих, стояли на роторе», — объясняет нефтяник.

Пограничник из Истры: «Купание в фонтанах - это не для нас»>>

4 тысячи метров под землей

«Когда мы в Мурманске занимались бурением скважин на море, у нас было два буровых судна — „Валентин Шашин“ и „Виктор Муравленко“. Это самоходные суда, они приходят на запланированную точку, останавливаются, затем на дно устанавливается датчик контроля местоположения, и судно удерживается над заданной точкой. В это время мы с буровой вышки спускаем трубы, „цепляемся“ за дно и начинаем бурить дно», — рассказывает Александр.

«Специфика такая: если на суше ты видишь землю и начинаешь сверлить в ней дырку, то тут до дна еще добраться нужно. Глубина моря, где мы бурили, была от 20-30 до 300-350 метров», — отмечает он.

Бурение одной скважины может занять несколько месяцев.

«Мы бурили скважины глубиной до 3-3,5 тысяч метров. То есть три-четыре километра вглубь, не считая толщи моря. Такие скважины бурятся 3-4 месяца. Пробурили, испытали, проверили, что там есть. Если что-то нашли — посчитали параметры. Зафиксировали полученные данные. На этом наша работа заканчивалась. В дальнейшем другие специалисты занимаются разработкой месторождений. Так, сейчас на одном из них, месторождении „Приразломное“ в прошлом году приступили к промышленной добыче нефти», — поясняет Александр.

Геологоразведочные работы на шельфе в Мурманском регионе были практически прекращены. Сейчас Александр работает в одном из столичных конструкторских бюро, участвующих в разработке проектов по обустройству месторождений нефти и газа.

Моряк-черноморец из Подмосковья: Сирия, Крым и игры в пиратов>>

До чего дошел прогресс

Дело отца продолжает сын Евгений. Он работает буровиком на самой современной буровой платформе «Полярная звезда», осуществляющей бурение эксплуатационных скважин на газоконденсатном месторождении «Киринское» на Сахалине.

Современная буровая платформа — такая, как «Полярная звезда», на которой работает Евгений, значительно отличается от своих предшественниц, на которых начинал Александр.

«Это, в первую очередь, касается высокого уровня механизации и автоматизации всего процесса, что очень серьезно отражается на производительности работ. Современные технологии позволяют обеспечить высочайший уровень технической и экологической безопасности, благодаря чему вероятность разлива нефти по поверхности моря — то, чего больше всего боятся, практически сводится к нулю», — отмечает Александр.

Но все же залогом успеха в своей нелегкой профессии глава династии считает не только высокие технологии и достижения прогресса, но и главные человеческие ценности: крепкую семью, настоящую дружбу и преданность своему делу.

Подмосковные кинологи: о четвероногих коллегах и работе на Красной площади>>

Ирина Галчихина