Машинист московского метро: об аутотренингах и любви с первого взгляда

Машинист московского метро: об аутотренингах и любви с первого взгляда
Люди

Машинист столичной подземки Александр Здановский – ветеран труда Московского метрополитена, «Лучший рабочий профессии», его стаж – более 40 лет. О том, какую роль подземка сыграла в его жизни, каково одному перевозить 2 тысячи пассажиров, и кого не берут на работу машинистом, Заслуженный работник транспорта РФ рассказал РИАМО.

Сначала было страшновато

Форма с иголочки, доброжелательный взгляд, уверенный голос и военная выправка. Машинист электродепо «Выхино» Московского метрополитена Александр Здановский – один из лучших в своей профессии.

– В июне будет 41 год, как я работаю в московском метрополитене. Я москвич, и метрополитен мне всегда был будто дом родной. Еще мальчишкой, по пути в Центральный детский мир, я подглядывал в кабину машиниста. С детства меня это захватывало.

Еще одно увлечение детства – авиамоделизм, Александр мечтал стать пилотом, но тут не сложилось. После армии, где Александр служил в стратегической дальней авиации, на глаза попалось объявление о наборе машинистов в Московский метрополитен.

Александр признается, что сомнения у него были:

– Сначала было страшновато, прежде всего, пройти первичную медкомиссию. Когда прошел, появились сомнения, освою ли профессию, ведь здесь – своя специфика. Но пошел на курсы, понял, что работать можно и нужно.

Загадки московского метро: куда ведут глухие лестницы и чего боятся обходчики путей >>

2 тысячи пассажиров за спиной

Действительно, работа машиниста оказалась гораздо сложнее, чем он себе представлял. Здесь постоянно необходимо осваивать новое, совершенствоваться.

– Сам процесс перевозки большого количества людей – 2 тысячи пассажиров в одном поезде – требует от машиниста больших знаний и большой ответственности. Но в то же время, развозя людей на работу, учебу, по делам – ты ощущаешь себя соучастником чего-то общего, чувствуешь, что ты со всеми вместе.

Норма работы машиниста в среднем – 6 часов в день, бывают и переработки. Перерыв – 54 минуты. График скользящий – наряд составляют на 4-5 дней, далее – новое расписание. В будни маршруты попадаются разные, а на выходные – один и тот же.

- Есть именные графики, но их очень сложно соблюдать, так как все люди живые и могут, например, внезапно заболеть, а смену надо закрывать. Естественно, нарядчикам приходится графики переигрывать.

Отсюда не уходят: мифы и правда о работе в метро >>

Здоровье, как у космонавтов

Машинист метро должен быть крепким физически – это важнейшее условие работы.

– Нас ежегодно, как космонавтов, проверяет специальная комиссия, здоровье надо постоянно иметь стопроцентное.

Важную роль играет и психологический настрой, ведь нештатные ситуации могут произойти в любой момент.

- Психика должна быть уравновешена абсолютно. Ведь если произойдет серьезная ситуация, то ты один на 2 тысячи пассажиров, ты должен их организовать, успокоить, не дать поддаться панике, мгновенно среагировать и принять правильные меры, как положено по инструкции, по ситуации.

Машинист всегда должен находиться в состоянии «боеготовности», для этого перед выходом на смену Александр привык самостоятельно проводить аутотренинг.

– Предположим, едешь на работу, с работы – и представляешь, например, что произойдет такая-то ситуация, и задаешь вопрос: «Что я буду делать? Как себя вести, как психологически реагировать?

Например, какая-то неисправность: дверной проем не закрылся. Застрял – не тронешься. Казалось бы, ну и что, диспетчеру доложил, тот сбегал, сделал. Но перед этим надо мысленно эту ситуацию «протоптать»: час пик, народ на платформе, как через всю эту толпу до этого вагона добраться, чтобы тебя пропустили, чтобы ничто не помешало.

Что делать, если в метро произошло ЧП >>

Кого берут в машинисты

– Управление электропоездом нельзя сравнить с другими видами транспорта, здесь своя специфика.

На протяжении десятилетий работы метрополитена главные требования к машинистам остаются неизменными: строгое соблюдение графика движения, 100% обеспечение безопасности пассажиров и культура обслуживания. Меняются лишь детали.

После изучения теории на курсах будущие машинисты проходят практику в течение месяца у опытных профессионалов. У Александра Здановского – почетная грамота «Лучший наставник».

– Мы передаем опыт, практику, все, что нужно по работе, с техникой завязываем, чтобы это было наглядно, понятно. В конце даем заключение, может ли человек идти на экзамены. Бывает, что люди отсеиваются, но таких очень мало.

Основная причина, почему не допускают водить состав метро – гуманитарный склад ума, потому что машинист должен быть технарем до мозга костей.

– У меня был один знакомый, он так и не стал работать, в итоге пошел в институт культуры, закончил, потом работал в Большом театре на эпизодических ролях.

Тоннели метро глазами машиниста. ФОТО>>

No woman no cry

Прежде, чем машинисту доверяют электропоезд с пассажирами, необходимо отработать полгода в помощниках машиниста.

Во времена СССР среди машинистов электропоездов и их помощников было немало женщин. Сегодня представители этой профессии – исключительно мужчины.

– Когда я пришел в 1975 году работать в метро, все линии работали в два лица: машинист и помощник. В том же году был проведен эксперимент – работать в одно лицо, начали вводить автоматику вместо помощника машиниста. Тогда 40% машинистов и их помощников были женщины, и их побоялись оставлять одних: все-таки женщина, может растеряться, не справиться эмоционально. Хотя есть женщины ого-го! Любого мужика скрутят.

После того, как дамы-машинисты доработали до пенсии, новых представительниц прекрасного пола набирать перестали. На курсы машинистов электропоезда принимаются только мужчины – это ограничение действует до сих пор.

«Осторожно, двери закрываются»: чьим голосом «говорит» московское метро >>

Современные пассажиры и новые вагоны

По наблюдениям Александра, за последние 20 лет резко вырос уровень культуры пассажиров.

– В начале 90-х это был ужас, какое-то безобразие – все вагоны закиданы бутылками, банками, пакетами, все станционные пути. Народ с ума сошел, пьяных тогда было много. Народ с работы едет на «Выхино», которая тогда была конечной станцией, и дежурный вместе с милицией штабелями на платформе их укладывал. Сейчас увидеть пьяного – это уже редкий случай.

Сегодня пассажиры стали более воспитанными – не лезут, не летят в двери, как раньше, а спокойно ждут на платформе, как и положено. Реже дебоширят в вагонах, да и с появлением новых составов контролировать порядок стало проще.

– К нам поступают новые вагоны, для пассажиров очень комфортные: вентиляция, кондиционирование, меньше тряски, плавность хода, торможение. Ну а для машиниста кабины шикарные и система управления. Там сплошная электроника, компьютеры, и видеонаблюдение уже не в зеркала, а по монитору, и с хвоста, и с головы. Можно любой вагон включить и посмотреть, где что творится.

Парад поездов в метро Москвы: хозяйственные составы и «Ретропоезд» >>

Место встречи – Московский метрополитен

Московская подземка подарила Александру не только любимую работу, но и семью – здесь он познакомился со своей будущей супругой.

– Я был еще молодой, только-только сдал на должность машиниста, а она на год позже меня пришла и начинала работать оператором линейного пункта. Как-то раз захожу сдавать маршрутный лист после окончания смены – и все! Она на меня посмотрела, я на нее. Мы поняли, что у нас будет будущее. В этом случае была любовь с первого взгляда.

За 40 лет напряженного труда у Александра Здановского ни разу не возникало желания поменять профессию. А если сложить все годы работы в метро его родственников, то получится общий стаж 253. Сегодня в метрополитене на разных должностях работают 8 членов его семьи, в том числе жена и дочь. Работать в Московском метрополитене для них –традиция. Трудовая династия работников подземки насчитывает уже 10 человек.

– Отец и мама моей супруги, их сегодня с нами нет – это родоначальники нашей династии. Отец отработал 46 лет машинистом, мама – 27 лет, тоже машинистом. Далее идем мы с супругой, она на данный момент экономист в депо, перед этим работала электромехаником по автоматике, затем наша дочь – тоже экономист, ее супруг, брат супруга, его дочь и сын.

10 мест в метро Москвы, о которых знает не каждый >>