Максим Дунаевский: о «Евровидении», «Новой звезде» и работе с Бортко

Максим Дунаевский: о «Евровидении», «Новой звезде» и работе с Бортко
Люди

Известный композитор, Народный артист России Максим Дунаевский 15 января отмечает день рождения. На музыке Дунаевского выросло не одно поколение - он автор музыки к более чем 30 советским кинофильмам, среди которых легендарные «Мушкетеры», «Мэри Поппинс», «Карнавал» и многие другие. А в 2015 году Максим Дунаевский возглавил Московскую областную филармонию. О том, как проводятся самые популярные музыкальные телешоу «Голос», «Евровидение», «Новая звезда», о своих новых проектах, а также о любви к Подмосковью композитор рассказал в интервью РИАМО.

Участник «Голоса»: про кастинг, работу с Бастой и встречу с Градским>>

- Максим Исаакович, несколько лет назад вы сказали, что в музыке сейчас абсолютный застой. Что должно произойти, чтобы ситуация изменилась к лучшему?

- Должны появиться композиторы. Кризис, на самом деле, во всей музыке, не только в легкой. И нет никакой сегодня почвы – никакой! Никто не помогает, нет никакой мотивации для молодого творчества, потому что мы отказались полностью от советской системы, но не пришли ни к чему. То есть произошло разрушение, но вместо этого - ничего. И на пустые места хлынули просто халтурщики, люди, зарабатывающие деньги, люди тщеславные, самолюбивые, и творчество почти исчезло. Вот самая главная причина всего этого.

Фото: предоставлено пресс-службой Московской областной филармонии

- А разве многочисленные музыкальные конкурсы на ТВ не помогают искать таланты и продвигать их?

- Смотря какие. Есть конкурсы честные, которые направлены не на зарабатывание денег. Чаще всего - в 99% случаев - это конкурсы, направленные на набивание карманов, совершенно разным способом, иногда больших денег, иногда не очень, не важно, но они коммерческие. Есть, конечно, конкурсы, которые имеют цель найти таланты. Таких у нас очень мало, но они есть.

Диана Арбенина: про новый альбом, Башмета и место вдохновения в Подмосковье>>

- Я надеюсь, что «Новая звезда», где вы являетесь председателем жюри, именно такой?

- Я думаю, что да, потому что первый сезон показал, что конкурс обладает большим потенциалом, на мой взгляд. Именно в поиске самобытности.

- Когда вы оцениваете начинающих музыкантов в «Новой звезде», на кого или на что в первую очередь вы обращаете внимание, что вас может зацепить?

- Каждый раз бывает по-разному, но по большей части все-таки должен быть свой подход, свое начало, что-то необычное, что-то непохожее.

- В первом сезоне у вас были любимчики, которые отличались такими качествами?

- Нет, любимчики – это не то слово. Любимчиков у меня нет. Я всегда стараюсь быть очень объективным, хотя, конечно, я понимаю, что это сложно, потому что у каждого человека свой вкус, но я стараюсь задвинуть его как можно дальше и руководствоваться все-таки более высокими, высшими категориями, как то, еще раз повторю, творчество, умение преподнести материал по-новому, конечно же, музыкальность – это абсолютно объективный критерий. Когда человек фальшиво поет, не ритмично и не мелодично, то разговора тут нет никакого. Хотя мы, сидя в жюри, часто сходимся (во мнениях – ред.), но часто и расходимся. Все-таки судить такие конкурсы – вещь неблагодарная и очень субъективная. Но поэтому и несколько судей, чтобы все-таки из суммы субъективного складывалась какая-то объективная картина.

- Как же прийти к консенсусу с другими судьями?

- Я умею это делать. Часто меня приглашают в качестве председателя именно за это качество, потому что я умею не вносить разлад, ведь люди, когда спорят, часто раздражаются. Нужно уметь соглашаться с точкой зрения другого человека, тем более, если он - человек заслуженный, человек, показавший, что он что-то в этой жизни умеет, и даже немало.

Участник шоу «Танцуй!»: об отношениях с партнершами и любви к танго>>

- Многие считают «Новую звезду» и подобные конкурсы неким развлекательным шоу для телезрителей. Вы согласны с этим, или это все-таки серьезный старт для молодежи?

- По большей части это так, к сожалению. Я должен с этим согласиться. Старты были раньше, когда конкурсы были очень творческие, очень насыщенные, тот же юрмальский конкурс, до того, как он стал «Волной», я думаю, что он был таким. Потому что там сидели люди, которым ничего не надо было, кроме того, чтобы найти таланты, найти молодых ребят для своего творчества, для продолжения своих песен, своей музыки. Если вы возьмете состав жюри тех лет, то вы увидите, что эти люди абсолютно самодостаточны, абсолютно уже реализованные, им ничего не надо было, кроме одного – найти. А сегодня, увы, это не так. Состав жюри чрезвычайно странный, разношерстный, люди все очень самолюбивые, мало знаний, к сожалению. Поэтому очень трудно. Я смотрю на это и, честно говоря, удивляюсь.

Взять тот же «Голос». Вот он был профессиональным, в основном, конечно, за счет Градского, там были люди, которые могли сказать что-то умное, могли показать, могли за собой повести и могли что-то делать – это первые составы. Но то, что происходит сейчас, это просто клоунада. И я думаю, что Градский чувствует себя в этом как-то неловко, и, если это будет продолжаться, уверен, что на будущий год он откажется. Он и в этом году отказывался, в общем-то, – не знаю, по этой причине или по другой. И правильно бы сделал, потому что в этом содружестве он выглядит смешно. То есть, это они выглядят смешно на его фоне, я бы так сказал (смеется).

- А для «Евровидения», где вы были в составе отборочной комиссии, какие критерии отбора? Там все-таки уже более серьезные артисты.

- Нет. Там нет серьезных артистов. Практически нет. Первые 10 лет «Евровидения» это было. Это был конкурс песни, о чем совершенно забыли, он превратился в конкурс исполнителей. Хотя каждый раз говорят, что это конкурс песни, но он стал конкурсом-шоу и исполнителей, которые соревнуются в том, кто покажет наиболее эффектное шоу, и более ничего. А когда это был конкурс песни, там могли участвовать самые разные исполнители – и молодые, и немолодые. Там участвовали и Ricchi E Poveri, и ABBA, и даже очень немолодые исполнители. И пели, просто представляя пени. И это теперь, я думаю, превратилось просто в непонятно что, тоже в коммерческое мероприятие.

7 популярных телешоу на российском ТВ, которые мы не смогли придумать сами>>

- А как сейчас у нас происходит отбор для «Евровидения»?

- Совершенно закрытым путем. Абсолютно непрозрачно. Кто там появляется, как – этого никто не знает. Раньше проводился конкурс хотя бы. Он не был чистым и честным, скажу вам как бывший член экспертного совета Евровидения. Он не был до конца прозрачен, все это было очень странно – кого хотели, того в результате и получали.

- А как вы выбираете стипендиатов в своем благотворительном фонде – в Фонде культурных программ имени Исаака Дунаевского, где вы являетесь президентом?

- Увы, я не могу говорить о Фонде в настоящем времени, потому что сегодня просто исчезли те люди, которые считали своим долгом помочь молодым музыкантам. И вообще, я довольно странную вещь услышал из уст наших правительственных мужей о том, что, оказывается, у нас благотворительность в почете. Я очень удивлен этому – у нас благотворительности нет в стране. Это делают по каким-то причинам. Редко, когда побуждают их действительно благородные порывы, благородные чувства. Но сегодня этого практически нет. Я знаю это по своему фонду. Увы, мой фонд в этом смысле не исключение. Хотя мне есть, чем гордиться, у меня очень хорошие ребятки появились, все стали значительными музыкантами молодыми, прекрасными, и я сними иногда выступаю, горжусь этим, а они - мной (смеется).

Фото: предоставлено пресс-службой Московской областной филармонии

- А что для вас самое главное в жизни? Как бы вы интерпретировали известную фразу «Каждый человек должен вырастить сына, построить дом, посадить дерево»?

- Я думаю, что эта мудрость неоспорима.

Как действует музыка: лекарство, допинг и средство маркетинга>>

- Какие самые счастливые моменты в вашей творческой жизни?

- Знаете, это настолько короткая вспышка, явление, что сказать о каком-то длительном периоде очень трудно. Но каждый раз, конечно, счастливые минуты – это исполнение того, что ты задумал, что ты хотел. И конечно, великое несчастье, это когда ты слышишь, видишь то, что совершенно не хотел увидеть. Две стороны одной медали.

- А сейчас вы над чем-нибудь новым работаете?

- Да. Сейчас у меня подряд идут премьеры. Сейчас приступаю к работе над новым фильмом вместе с Владимиром Бортко. Про любовь. Так что, надеюсь, будет интересная работа. Ну и есть еще задумки по мюзиклам и по театральным постановкам. Скоро будет премьера оперы «Шинель» по Гоголю – Райхельгауз ставит, наконец, дождемся этого момента.

- Максим Исаакович, как вам удается совмещать столько дел – филармония, где вы являетесь художественным руководителем, благотворительный фонд, судейство в жюри конкурсов, концерты? Где черпаете энергию? Как справляетесь со стрессами и нагрузками?

- А я не знаю. Это наша жизнь. Стараюсь все это делать не одновременно. Заниматься серьезно одним, другим, все не совмещать. Когда я пишу, допустим, мюзикл, я не могу заниматься чем-то другим.

Какой вы меломан? Пройти тест>>

- Может быть, у вас есть какие-то «места силы» - в Москве или Подмосковье, где вы живете?

- Я думаю, что Москва дает эти силы, несомненно, хотя Москва ужасный город для жизни, для работы, для всего. Хотя он всех притягивает, город стал невыносимым по всем параметрам. Здесь трудно жить. Вот я и живу в Подмосковье.

- А есть у вас какие-то в Подмосковье любимые места?

- Много таких мест. С удовольствием езжу по Подмосковью. Каждый раз удивляешься! Это и Поленово, и прекрасный Новый Иерусалим, и замечательные места, в которых я живу в Наро-Фоминске – здесь тоже есть старинные места и усадьбы. К сожалению, не все они в хорошем состоянии, мягко говоря. Но хотелось бы. Когда приходишь в ухоженное место - например, в «Архангельское», хотя оно одно время было в ужасающем состоянии, слезы, что называется, – когда ты все-таки видишь, что люди стараются что-то делать, кажется сразу, что есть пророк в своем отечестве, есть ощущение своей истории и жизни.

- Какой для вас самый желанный подарок на день рождения?

- Трудно сказать, потому что это всегда неожиданность, это сюрприз. А заранее заказать что-то - я давно отвык от этого. Ребенком заказывал, каким-то чудесным образом родители узнавали про мои заказы, и утром, просыпаясь, я видел это перед собой. Но сейчас вряд ли есть такие вещи. Наверное, просто хочется сюрприз.

Режиссер Юрий Быков: про «дураков», фильм об Украине и работу с Хабенским>>

- Что бы вы пожелали поклонникам в Новом году?

- Побольше радости, меньше зацикливаться на наших невзгодах, больше улыбаться, радоваться – я понимаю, что это трудно, но очень хочется пожелать именно этого!

Ольга Дедова