Иван Грозный, Мышкин, Облонский и, конечно, Ипполит: самые яркие роли Юрия Яковлева
Актер Юрий Яковлев всю жизнь отдал Академическому театру им. Вахтангова, но большинству советских зрителей запомнился своими киноролями. О том, какие образы воплощал на экране Юрий Яковлев и за что его так любили режиссеры и поклонники, – в материале РИАМО.
«Идиот» (1958)
Роль князя Мышкина была далеко не первой в карьере Юрия Яковлева, но она стала настолько заметной, что сделала артиста знаменитым на всю страну. Как отмечал режиссер Иван Пырьев, именно в Яковлеве удивительным образом сочетались природное благородство, простота, мягкость и обаяние. Интересно, что Пырьев увидел молодого актера на кинопробах к фильму Григория Чухрая «Сорок первый», но сначала не думал о том, чтобы предложить ему роль. Однако все время вспоминал «глаза – глубокие, умные, добрые, словом, такие, какими их описал Достоевский», и в итоге пришел к выводу, что именно Яковлеву суждено воплотить образ князя Мышкина.
Для того, чтобы показать всю доброту, душевность и открытость своего героя, Яковлеву пришлось приложить немало сил. Пырьев перенес на киноэкран только первую часть романа Достоевского и планировал взяться за съемки второй. Но Юрий Яковлев, по рассказам некоторых коллег, попросил «передышку», так как полностью выложился во время работы над ролью. В итоге вторая часть романа «Идиот» так и не была экранизирована.
Между тем, после того, как фильм был показан в США, один из представителей кинокомпании «20th century Fox» предложил Яковлеву одну из главных ролей в голливудском фильме. Но от работы с зарубежными кинодеятелями актеру пришлось отказаться по идеологическим причинам.
Режиссер: Иван Пырьев
Роль: князь Мышкин
«Гусарская баллада» (1962)
Фильм «Гусарская баллада» был снят к 150-летию победы над Наполеоном. Юрию Яковлеву досталась роль главного героя, поручика Ржевского. Интересно, что режиссер Эльдар Рязанов, как ранее Пырьев, выбрал Яковлева благодаря удачным фотоснимкам. Сам Рязанов рассказывал, что смотрел на лица героев войны 1812 года в галерее Эрмитажа и поражался, насколько эти лица полны мужества и отваги. Именно эти черты режиссер увидел в Яковлеве, а когда узнал его лучше, то поразился, насколько совпадает «фактура» актера и режиссерские представления о героях той войны. В итоге благородный красавец Ржевский, с прекрасной фигурой и красивым голосом, полюбился миллионам телезрителей – причем настолько, что поручик стал одним из популярнейших героев народного фольклора. Сам Яковлев всегда держал в уме несколько свежих шуток про поручика Ржевского, потому что о любимом анекдоте его спрашивали буквально в каждом интервью.
Режиссер: Эльдар Рязанов
Роль: поручик Ржевский
«Анна Каренина» (1967)
Персонаж Стивы Облонского был настолько близок Юрию Яковлеву, что он всегда считал работу в картине «Анна Каренина» настоящим подарком судьбы. Сам актер признавался, что родился не в то время, потому что самой любимой эпохой у него была вторая половина XIX века. А Стива Облонский воплощал в себе образ, который Яковлеву пришелся абсолютно «впору»: жизнелюбивый, полнокровный, обаятельный, умеющий получать удовольствие и дарить радость другим. Как говорил сам актер, «это стопроцентно русский человек, мы – родственные души».
Режиссер: Александр Зархи
Роль: Стива Облонский
«Опасный поворот» (1972)
«Опасный поворот» – детективный мини-сериал с элементами психологической драмы. Крупный издатель Роберт Кэплен пытается докопаться до истинной причины самоубийства младшего брата. Однако расследование, начавшееся с выяснения простых деталей, приводит к неожиданному результату. Кэплен понимает, что люди из его ближнего круга скрывают множество секретов, и, возможно, не стоило и начинать «разматывать этот клубок»… Юрий Яковлев прекрасно передал характер и душевные метания главного героя, который оказывается перед лицом все более неожиданных и шокирующих открытий.
Режиссер: Владимир Басов
Роль: Роберт Кэплен
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Изначально сценарий картины был написан режиссером «под Юрия Никулина». Если бы Никулин сыграл главную роль, то «Иван Васильевич» стал бы совершенно другим шедевром советского кинематографа. В этом случае, кстати, роль Милославского досталась бы Андрею Миронову, так как тандем этих прекрасных актеров уже полюбился зрителям по фильму «Бриллиантовая рука». Но, когда Леонид Гайдай приехал к Никулину с готовым сценарием, тот отказался от роли, решив, что фильм не будет замечен зрителем или вовсе отправится «на полку» сразу после премьеры. В итоге главных персонажей комедии сыграли Юрий Яковлев и Леонид Куравлев.
Сам Яковлев рассказывал, что не сразу научился «разделяться» на двух Иванов Васильевичей. Царь должен был быть комичным и суровым, а Бунша – комичным и нелепым, и каждому нужно было придумать собственную манеру поведения, яркую и узнаваемую. С Грозным проблем не возникло, а вот над Буншей Яковлеву пришлось поразмыслить. В итоге актер решил, что Бунша должен говорить скороговоркой и шепелявить – «попробовал, получилось смешно». Оба Ивана Васильевича полюбились зрителям, а их реплики народ мгновенно разобрал на цитаты.
Режиссер: Леонид Гайдай
Роли: Иван Васильевич Бунша и Иван Васильевич Грозный
«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)
Юрий Яковлев обладал талантом даже второстепенную роль сыграть так, чтобы она запомнилась не меньше главных. Так получилось и с ролью Ипполита в самой любимой новогодней истории отечественного кинематографа. Яковлев, кстати, много импровизировал на площадке, например, фраза «О, тепленькая пошла!» родилась совершенно случайно – и отозвалась в сердцах миллионов советских зрителей.
Эту роль актер считал удачной, но расстраивался, что большинство людей, встречающих его на улице, стали называть его Ипполитом. «Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят», – сетовал Яковлев. И все же его Ипполит, скучный и унылый, запомнился зрителю не меньше, чем главные герои картины Надя и Лукашин.
Режиссер: Эльдар Рязанов
Роль: Ипполит, жених Нади
«Карнавал» (1981)
В этой романтичной и драматичной истории герой Юрия Яковлева играет пусть не главную, но ключевую роль: «благодаря» его непостоянству и беспечности юная провинциалка Нина проходит нелегкую школу жизни и получает немало ценных уроков.
Роль Михаила Соломатина – сложная хотя бы потому, что и сам персонаж, похоже, не очень понимает, как себя вести с дочерью, а также что, кому и в каких количествах он должен. Разрываясь между желанием угодить жене и понравиться дочке, он делает ошибку за ошибкой. Юрию Яковлеву удалось мастерски показать противоречивость личности героя: с одной стороны, этот человек хочет быть или хотя бы выглядеть благородным, с другой – не умеет просчитывать последствия своих «широких жестов».
Режиссер: Татьяна Лиознова
Роль: Михаил Соломатин, отец Нины
«Кин-дза-дза!» (1986)
Друзья и коллеги говорили, что Яковлев настолько сильно хотел поработать с Георгием Данелией, что на предложенную роль пацака с непонятным именем Би в фильме с непонятным названием «Кин-дза-дза» согласился сразу, полагая, что Данелия в любом случае снимет великолепное кино. Съемочный процесс, по рассказам актера, был совершенно непредсказуемым: иногда, выучив эпизод, артисты получали на руки «переработанный и исправленный» за ночь сценарий, где все было совсем по-другому. Однако с Данелией Яковлев очень сдружился: «Я понимал его сходу. Интеллигентный, добрый, мягкий и всегда отлично знал, чего хочет». А слово «Ку!» на площадке зачастую заменяло любые междометия и указания.
После того, как картина вышла на экраны, Яковлев испытал некоторое разочарование: фильм получился слишком новаторским, зрители восприняли его неоднозначно, да и сам актер не был уверен, что понял эту фантастическо-сатиричесЮрикую историю. Однако прошло несколько лет, и стало ясно, что Яковлев не прогадал, доверившись любимому режиссеру: фильм оценили по достоинству и полюбили миллионы советских людей.
Театральные работы Юрия Яковлева
Удивительно, но будущий знаменитый киноактер был жестко забракован приемной комиссией ВГИКа, как «некиногеничный». Ему посоветовали забыть об артистической карьере и найти себе другое, более подходящее занятие. А вот в Щепкинском театральном училище внешние данные и актерский потенциал юного Яковлева заметили и оценили. Сразу после окончания курса подающего надежды молодого артиста приняли в труппу Театра им. Вахтангова, Юрий Яковлев работал на этой сцене с 1952 года и до конца жизни.
Поклонники театра запомнили его по огромному множеству ролей – Каренин в «Анне Карениной», Глумов в «На всякого мудреца довольно простоты», Моцарт в «Маленьких трагедиях», Панталоне в «Принцессе Турандот», Майор в «Дамах и гусарах», Хлебников в «Конармии», Казанова в «Трех возрастах Казановы», Леон Глембай в «Господах Глембаях», Антон Павлович Чехов в постановке «Насмешливое мое счастье», герцог Болингброк в «Стакане воды», Дудукин в «Без вины виноватых», Сорин в «Чайке»…
Многие из театральных работ Юрия Яковлева были записаны на кино- и видеопленку и сохранились в архивах. В частности, спектакли «Принцесса Турандот», «Вечер старинных русских водевилей», «Конармия». «Господа Глембаи», «Великая магия» и другие можно посмотреть на портале Культура.РФ.